К разговору на эту тему я готовилась очень долго и пришла к неутешительному выводу. Многие аспекты квантовой физики носят абстрактный характер и на человеческий язык не переводятся. Собственно, на этом можно было поставить точку в так и не начавшемся интервью, отказавшись от журналистской затеи. Но… как верно подметила моя героиня, если правильно спланировать работу и вдохновиться, все начинает получаться.
Физик-экспериментатор Анна Патерова, что называется, проснулась знаменитой после встречи на форуме с президентом России. Сейчас Анна Владимировна, выигравшая мегагрант для молодых ученых и ведущая исследования мирового уровня в области квантовой сенсорики, работает в Южно-Уральском государственном университете.
Мы побеседовали о квантовом мире, полном парадоксов. Насколько реальна наша реальность? Так ли уж элементарна элементарная частица? А еще мы не обошли вниманием кота, который жив и мертв одномоментно в парадигме одного известного ученого, и коснулись теории струн, уже давно ставшей в современном научном сообществе (возможно, не слишком заслуженно) синонимом странноватости.
Справка «АН»
Анна Владимировна Патерова, PhD, старший научный сотрудник лаборатории «Квантовая инженерия света» ЮУрГУ. В 2014 году окончила физический факультет МГУ. С 2014 по 2018 год училась в аспирантуре в Наньянском государственном университете (Сингапур). После защиты диссертации на тему «Инфракрасная метрология с использованием видимого света» работала научным сотрудником в Институте исследований материалов и инженерии в Сингапуре. В 2024 году стала одним из двух лауреатов мегагранта для молодых ученых и переехала в Россию для продолжения своих исследований в области квантовой сенсорики.
Город-государство
— Я родилась в маленькой деревне в Республике Чувашия. Моя мама по образованию учитель физики и математики, а папа — отличный механик. Наверное, тяга к точным наукам и экспериментам мне передалась от них. Точными науками я увлеклась еще в школьные годы, участвовала в различных олимпиадах. До седьмого класса включительно училась в школе, расположенной в соседнем селе, а после седьмого поступила в физико-математический лицей-интернат в столице республики, — вспоминает Анна Владимировна.
В 11-м классе окончательно сделала выбор в пользу физики: решила сдавать ЕГЭ по этому предмету и поступила на физфак МГУ. Квантовой физики у меня в планах не было, но всегда нравилось направление оптики, работа со светом, лазерами, с оптическими элементами.
На кафедрах физфака традиционно проводятся дни открытых дверей. На третьем курсе в МГУ нужно выбирать направление дальнейшего обучения. Меня заинтересовала кафедра квантовой электроники, где я и решила писать курсовую работу. Прошла отбор и до конца шестого курса училась на этой кафедре, набиралась опыта в Центре квантовых технологий, возглавляемом профессором Сергеем Павловичем Куликом, который стал научным руководителем моей дипломной работы.
— Не было ни дня, чтобы вы разочаровались в выбранном направлении? Квантовая физика — одна из самых сложных областей знаний. Кроме того, там так много туманного, непонятного...
— Разочарования как такового не было. Разве что порой возникала мысль: «Может быть, мне это не по силам?..». Но с течением времени приходило понимание: эти мысли только у меня в голове, на самом деле нет ничего невозможного. То, что тебе тяжело дается в данный конкретный момент, через год-два будешь делать автоматически. Трудности помогают узнавать что-то новое. Они преодолимы, если быть упорным и не бояться кропотливой работы.
— А как вы в Сингапуре оказались?
— Отправилась туда благодаря студенческому гранту. Была возможность часть исследований для дипломной работы провести в Сингапуре, в лаборатории квантовой оптики. Проработала там три месяца, показала себя с хорошей стороны, и меня пригласили в аспирантуру. Согласилась, потому что решила расширить границы познания. Было интересно пожить в другой стране, познакомиться с традициями.
— Не одиноко вам было на чужбине? Юная девочка — без близких и друзей…
— В лицее-интернате я привыкла к самостоятельности. С восьмого класса жила отдельно от родителей, сама принимала какие-то решения. Кроме того, я поехала в Сингапур учиться. В университете были студенты из разных стран. У большинства тоже не было рядом близких. В такой среде всегда можно найти друзей, наладить общение, что я и сделала.
— Ну вы же там не только научную степень PhD получили. Прожили в общей сложности 10 лет… Какие языки выучили? Какие впечатления остались?
— По окончании аспирантуры я еще шесть лет проработала научным сотрудником в лаборатории. В основном в Сингапуре все общаются на английском, и в академической среде это принято. Научная деятельность предполагает подготовку докладов, научных статей, так что английский удалось хорошо подтянуть.
Сингапур — это город-государство, где можно все очень четко организовать. Для сохранения общественного порядка там введены строгие законы. В Сингапуре благодаря развитому общественному транспорту все близко и доступно. В городе есть большой аэропорт — хаб для путешественников. В России про юго-восточную Азию и ее историю знают мало. Было интересно ездить на экскурсии, знакомиться с традициями и культурой региона. Что же касается еды, то к ней надо было привыкнуть. Пища там часто жареная и иногда очень острая. Но в итоге острые блюда я даже полюбила.
Возвращение домой
— Как пришло решение вернуться в Россию?
— В Сингапуре у меня все складывалось очень хорошо. Но мысли о возвращении на Родину, где семья, близкие люди, были всегда. Хотелось попробовать реализоваться именно здесь, внести вклад в развитие отечественной науки и социума. Когда строишь карьеру, наступает особый момент — и ты смотришь на свою деятельность не только с практической стороны, но и со стороны социального вклада.
— И в чем он?
— Еще в Сингапуре я была частью команды молодых ученых, которые организовывали встречи и курсы для студентов и аспирантов. Здесь я продолжаю этим заниматься. Могу волонтерить: какие-то курсы прочитать, рассказать что-то интересное школьникам или студентам. Делаю это при любой возможности, потому что важно донести знания. Важно рассказывать о том, что не надо бояться идти к поставленным целям, даже если путь не прост.
— Как осуществилось возвращение?
— В июле 2023 года я приехала на Форум будущих технологий в Москву. На форуме Владимир Владимирович Путин объявил, что будет поддержка ученых по программе мегагрантов, в том числе и молодых ученых.
Я начала отслеживать эту информацию. Спустя полгода появились критерии. Заявку можно было подать только совместно с лабораторией, открытой по программе мегагрантов известным ученым. Сергей Павлович Кулик, возглавляющий лабораторию квантовой инженерии света, сформированную как раз на основе мегагранта в Южно-Уральском государственном университете, предложил приехать в Челябинск и продолжить здесь исследования по квантовой сенсорике.
Заявилась я без каких-то особых надежд, представляя, какая будет конкуренция в рамках этой программы. Но неожиданно для себя выиграла мегагрант на два года с возможностью продления. Было радостно и страшно одновременно. Смена места жительства, среды, переезд… Все это, конечно, непросто. Но я решилась отправиться в Челябинск и не жалею об этом.
— С президентом довелось пообщаться?
— Летом 2024 года Владимир Владимирович встречался с получателями мегагрантов — учеными с мировым именем и молодыми учеными. Я была в числе приглашенных. Когда мне предоставили слово, рассказала о своем видении реализации проекта по мегагрантам, о планах, о пользе наших исследований в практических приложениях. Президент пообещал поддержать молодых ученых и пожелал удачи.
— С этого момента жизнь разделилась на до и после? На вас ведь слава обрушилась, фамилия стала мелькать в медиапространстве…
— Не почувствовала этого. Дело в том, что я не отслеживаю, что пишут в СМИ. Для меня важна работа, исследования, которыми я занимаюсь. Так что звездную болезнь мне ощутить не довелось. Иногда, правда, доводится слышать от родственников или коллег что-то вроде: «Ты же звезда, о тебе все говорят…». Но для меня главное — добиться тех результатов, которые я наметила. Все остальное, возможно, лишь средство достижения этих целей.
— Но родственники-то рады вашим успехам?
— Ну, конечно! Как не радоваться, когда президент оказывает доверие, когда есть возможность реализоваться именно в России. Сейчас такие перспективы открываются перед молодыми учеными! Создаются условия для серьезных исследований.
Продолжение следует.