После обретения Украиной независимости в 1991 году киевское руководство приступило к строительству национальной государственности. Важным шагом на этом пути местная элита считала формирование украиноязычной среды – прежде всего в центре и на юго-востоке страны. И первый президент суверенной Украины Леонид Кравчук (1991–1994), и его преемник Леонид Кучма (1994–2005) считали, что расширение сферы использования мовы будет способствовать «воссозданию Украины», укреплению ее новой национальной идентичности. В советские годы, писал Кучма в книге «Украина – не Россия», имела место «русификация Украины», и этот перекос необходимо исправить посредством политики защиты и поддержки украинского языка.
В 1990-е началась «бархатная» украинизация образовательной и культурной сфер. Детские сады, школы и институты переводились на украинский язык, число же школ и вузов, где преподавание шло на русском, постепенно сокращалось. Нельзя сказать, чтобы эти меры были очень популярны и эффективны, на распространенности русского языка в стране они почти не сказались. В 1996-м была принята новая конституция, провозгласившая единственным государственным языком украинский. Правда, в этой конституции (между прочим, до сих пор действующей) сказано, что в стране «гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины».
[embed]https://profile.ru/abroad/raspustili-tut-yazyki-na-ukraine-n...[/embed]
Ситуация заметно изменилась после «оранжевой революции» 2004-го. Президентом Украины был провозглашен представитель прозападно-националистических сил Виктор Ющенко. В годы его правления (2005–2010) важными составляющими политического курса стали последовательная украинизация и дерусификация. При Ющенко было ограничено использование русского в государственных учреждениях, учебных заведениях, на радио и телевидении, русский язык и литература начали откровенно вытесняться из информационного пространства. Показательный пример: к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя (отмечалось в 2009 году) было выпущено собрание сочинений писателя на украинском языке, в котором переводчики исключали слово «русский» или заменяли его на «украинский» или «козацкий». Так, в переводе повести «Тарас Бульба» «русская сила» была заменена на «украинскую силу», «русская природа» – на «украинскую натуру», «Русская земля» – на «Землю Козацьку» и т. д. Кроме того, в 2008-м на Украине была прекращена трансляция ряда российских телеканалов.
Положение русского на Украине несколько улучшилось при президенте Викторе Януковиче (2010–2014). В своей предвыборной программе он обещал предоставить русскому языку статус второго государственного (впрочем, обещание это он не сдержал). В августе 2012-го Янукович подписал принятый Верховной радой компромиссный закон «Об основах государственной языковой политики», согласно которому русский получал статус регионального языка там, где он является родным как минимум для 10% населения (по факту получил этот статус примерно в половине административно-территориальных образований Украины).
[embed]https://profile.ru/abroad/za-pyat-let-stalo-ponyatno-chto-ev...[/embed]
Ситуация в очередной раз изменилась после победы «майданной революции». Уже на первом заседании после бегства Януковича из Киева, 23 февраля 2014 года, Верховная рада проголосовала за отмену закона «Об основах государственной языковой политики». И хотя временно исполняющий обязанности президента Александр Турчинов не подписал это решение парламента, немедленная отмена победившими прозападно-националистическими силами «языкового закона» четко показала их ориентиры. Верховная рада создала специальную комиссию для разработки нового языкового закона, которую – что весьма показательно – возглавил депутат от ультранационалистической партии «Свобода» Руслан Кошулинский. Работа этой комиссии, однако, оказалась бесплодной. А принятый при Януковиче закон о языковой политике окончательно утратил силу в феврале 2018-го, когда Конституционный суд признал его не соответствующим украинской конституции.
При президенте Петре Порошенко*, правившем с 2014-го по 2019 год, сфера применения русского языка на Украине последовательно сокращалась. Уже вскоре после победы на президентских выборах Порошенко* заявил, что «вторым языком, обязательным для изучения в школах и вузах, должен быть английский, а уж никак не русский». 16 июня 2016-го Рада приняла поправки к закону «О телевидении и радиовещании» (вступили в силу 8 ноября 2016 г.), установившие языковые квоты на радио. Телерадиокомпании обязали обеспечивать не менее 60% суточного объема вещания информационно-аналитических и развлекательных передач на государственном языке. 23 мая 2017-го по инициативе Порошенко* Верховная рада приняла поправки в закон «О телевидении и радиовещании», согласно которым доля вещания на украинском языке на общенациональном и региональном телевидении и радио должна составлять не менее 75% в неделю, на местном – не менее 60%. До 75% была увеличена доля новостных программ на украинском. За невыполнение нормы был введен штраф в размере 5% от общей суммы лицензионного сбора телерадиокомпании.
[caption id="attachment_1738792" align="aligncenter" width="1200"] К 2024 году число украинских школьников, обучающихся на русском языке или изучающих его как отдельный предмет, уменьшилось в 100 раз[/caption]
Национальным телеканалам было предписано транслировать фильмы и передачи иностранного производства только на украинском. Программы и фильмы, созданные до 1 августа 1991 года, в соответствии с принятыми Радой поправками должны сопровождаться украинскими субтитрами.
При Порошенко* русский язык вытеснялся и из сферы образования. 28 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция закона «Об образовании». Документ предусматривал поэтапное запрещение использования в образовательной системе русского и языков других национальных групп Украины.
[embed]https://profile.ru/abroad/ushli-s-majdana-vybory-v-radu-poka...[/embed]
25 апреля 2019 года Верховная рада приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который значительно ограничил возможность использования русского и языков национальных меньшинств. Попытки установления «многоязычия» в стране приравниваются к действиям, направленным на насильственное свержение конституционного строя. Все культурно-массовые мероприятия должны проводиться только на украинском, для театральных постановок на других языках обязательны субтитры. Кроме того, украинский язык закреплен как основной для киноиндустрии, книгопечатания и издательской деятельности, обязателен для всех СМИ, включая интернет-издания. Доля государственного языка на общенациональных каналах с июля 2024-го должна составлять не менее 90%, а на региональных – не менее 80%. Подводя в марте 2019-го итоги своего президентства, Порошенко* акцентировал значимость «размосковления» Украины и заявил об освобождении от «культурной оккупации» страны Россией, которая «длилась годами».
Следующим президентом Украины стал Владимир Зеленский. Во время избирательной кампании он выступал против украинизации образования и культуры, против притеснения русского языка, демонстративно обращался к избирателям как на украинском, так и на русском. Однако, заняв кресло главы государства, Зеленский заметно усилил курс на украинизацию. 13 марта 2020 года им был подписан закон «О полном общем среднем образовании». С 1 сентября 2020-го русскоязычные школы на Украине в соответствии с нормами закона перешли на государственный язык обучения. И к 2024 году, по данным бывшего языкового омбудсмена Тараса Креминя, число школьников, обучающихся на русском языке или изучающих его как отдельный предмет, уменьшилось в 100 раз. По сути, их просто не осталось.
Несмотря на практически полный контроль законодательного процесса, офисом Зеленского не были внесены изменения или поправки в явно нацеленный на маргинализацию русского закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Более того, закон последовательно вводился в действие. С 16 января 2020-го на государственный язык была переведена реклама, с 16 июля того же года – научная и медицинская литература, а также транспортная сфера (названия аэропортов, станций, остановок должны быть написаны на государственном языке). С 16 января 2021-го на украинский перешла сфера обслуживания (в том числе интернет-магазины), с 16 июля 2021-го – сферы культуры, развлечений, туризма. Сегодня все иностранные фильмы и сериалы должны демонстрироваться на Украине только на государственном языке. Также с 16 июля 2021 года введен экзамен по языку для претендентов на должности госслужащих и на получение гражданства.
[embed]https://profile.ru/politics/chetyre-scenariya-chto-zhdet-ros...[/embed]
Контроль за выполнением требований закона был возложен на уполномоченного по защите государственного языка (языкового омбудсмена), назначаемого правительством. В июле 2020-го уполномоченным стал Тарас Креминь, в 2021 году заявивший: «…Кого не устраивает украинское государство – сформулируйте это все перед своей отправкой в другие страны, где, по вашему мнению, вы будете чувствовать себя комфортно». Чуть позже Креминь объявил о переходе от «мягкой» украинизации (которая, по его мнению, проводилась на Украине до начала СВО) к «наступательной».
С 16 июля 2022-го нарушение языкового закона карается штрафами, а с 2024 года были введены различные меры наказания (вплоть до лишения свободы на срок до трех лет) за «публичное унижение или оскорбление государственного языка». За нарушения языкового закона был оштрафован ряд мэров и депутатов, продолжавших использовать русский в своей служебной деятельности.
После начала СВО Украину охватила кампания по тотальной дерусификации. Местные власти сперва в западных регионах, а затем и по всей стране в 2022-м стали запрещать спектакли, кинофильмы и книги на русском языке. Под запрет попало изучение русского в школах и русской филологии в вузах. В июне 2022-го рабочая группа при Министерстве образования постановила исключить из школьной программы литературные произведения российских и советских авторов – Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Тургенева, Достоевского, Чехова. Полный запрет на преподавание русского языка в школах был введен местными властями в Киеве, Николаевской, Одесской и некоторых других традиционно русскоязычных областях. Были закрыты кафедры преподавания русского языка в вузах.
Из библиотек изымаются произведения русской литературы. Кроме того, в июне 2022-го Верховная рада приняла закон, запрещающий ввозить в страну книги и печатную продукцию из России. Были запрещены российская музыка и гастроли российских исполнителей. Демонтируются памятники русским писателям – Пушкину, Лермонтову и даже киевлянину Булгакову.
Дело дошло до того, что 27 января 2023-го администрация Киево-Могилянской академии официально запретила использование русского в межличностном общении. Уполномоченный по защите государственного языка Креминь предложил распространить эту практику на все высшие учебные заведения страны.
[embed]https://profile.ru/columnist/po-nakatannoj-1729375/[/embed]
В последние три года имели место случаи увольнения не только преподавателей, читавших лекции на русском языке, но и водителей такси, продавцов, охранников магазинов, которые говорили с пассажирами и посетителями по-русски.
В июле 2025-го новым уполномоченным по защите государственного языка на Украине была назначена доктор филологических наук, профессор и завкафедрой фольклористики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Ивановская. Первые же ее заявления в должности омбудсмена показали, что она будет последовательно продолжать украинизаторскую линию предшественника. Так, 19 июля Ивановская высказалась за исключение упоминания русского языка из конституции. А спустя несколько дней она выступила за законодательный запрет публичного исполнения песен на русском.
Ситуация на Украине исторически и политически беспрецедентна. В Финляндии, например, где шведы составляют примерно 4% населения, язык бывшей метрополии является государственным наравне с финским. Даже в Израиле, где арабский утратил статус государственного в 2018-м, он не находится под таким количеством ограничений. Языковая политика киевских властей явно нацелена на разрушение национальной идентичности и самосознания русского населения Украины.
_______________________ * внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов