В тени разгорающейся войны пошлин между США и Китаем пока остаётся соперничество в области высоких технологий. Там спецслужбы вовсю применяют запрещённые приёмы: шпионаж, подкуп и даже убийства. Об этом обозреватель «АН» расспрашивал ветерана российской научно-технической разведки полковника в отставке Сергея КНЯЗЕВА.
Загадочные смерти
– Пекин бьёт тревогу, – начал разговор полковник Князев. – Причём его не столько волнуют драконовские тарифы и пошлины Дональда Трампа, сколько загадочные смерти специалистов по искусственному интеллекту. Вот что пишет об этом местная пресса.
В Китае начали внезапно умирать молодые учёные, совершившие важные открытия в области искусственного интеллекта (ИИ), военной и медицинской сферах, сообщает газета South China Morning Post.
«Издание составило список ведущих учёных в области ИИ, которые умерли в относительно молодом возрасте, большинство из них были на пике своей карьеры и сделали открытия в ключевых областях: компьютерное зрение, искусственный интеллект в военной и медицинской сферах», – говорится в статье.
Это «вызывает опасения по поводу давления на индустрию» во время «технологической войны между США и Китаем».
– Спецслужбы Запада совсем оборзели, – рубит правду-матку Сергей Иванович. – Они не гнушаются ликвидации конкурентов. Вот лишь самые громкие случаи.
По официальным данным, в июне 2022 года в возрасте 45 лет скончался эксперт по компьютерному зрению Сун Цзянь, бывший главный научный сотрудник китайской компании Megvii Technology, которая занимается разработкой программного обеспечения для распознавания изображений и глубокого обучения. Его коллеги считают, что учёного отравили неизвестным ядом агенты ЦРУ.
Кроме этого, два трагических инцидента произошли в 2023 году. Первый из них касается Фэн Янхэ, специалиста по искусственному интеллекту в сфере обороны, который погиб в возрасте 38 лет по пути на выполнение задания, как указано в официальном некрологе. Его исследования были связаны с военными играми и планированием с помощью технологий ИИ. И снова под подозрением западные спецслужбы.
Ещё позже стало известно о гибели другого исследователя – Тан Сяооу, основателя техногиганта SenseTime, специализирующегося на разработке моделей распознавания лиц. Он внезапно умер в возрасте 55 лет и, как уточняется в некрологе, причиной его смерти стала загадочная болезнь, которая раньше никогда не наблюдалась в Китае. Кто заразил ей учёного?
Последний случай, о котором сообщает газета, произошёл в 2024 году. Хэ Чжи, соучредитель и главный директор по инновациям компании Yidu Tech, которая на основе больших данных и технологий ИИ разрабатывает решения в области национальной безопасности, скончался в возрасте 40 лет от приступа неизвестной болезни. И снова под подозрением агенты западных разведок. Они любыми способами стараются затормозить развитие китайской науки и выиграть гонку за первенство в области искусственного интеллекта.
«Ведь ИИ также может оказать значительное влияние на общество по мере его распространения, и этот неизвестный потенциал для огромных изменений также может создавать на людей серьёзное моральное давление», – заявил газете китайский учёный-компьютерщик Лю Шаошань.
Он пояснил, что когда один исследователь разрабатывает новую идею и проводит эксперимент, другой может уже успеть опубликовать результаты по аналогичной теме. Нередко это делается с помощью спецслужб, которые используют не только банальный шпионаж, но и прибегают даже к физическому устранению конкурентов.
Кто станет властелином мира?
– Сейчас китайцы значительно опережают американцев в области высоких технологий, – утверждает ветеран российской научно-технической разведки. – Вот самые свежие данные.
Недавно китайские учёные разработали устройство флеш-памяти с самой быстрой в мире скоростью записи – один бит в 400 пикосекунд, передаёт агентство «Синьхуа». Ранее учёные опубликовали информацию о разработке в журнале Nature.
«Китайская исследовательская группа разработала революционное устройство флеш-памяти, способное сохранять данные со скоростью один бит в 400 пикосекунд, установив новый рекорд для самого быстрого полупроводникового запоминающего устройства», – говорится в сообщении агентства.
«Синьхуа» отмечает, что группа учёных из Фуданьского университета в Шанхае разработала двухмерную энергонезависимую флеш-память с графеновым каналом, которая получила название «PoX». Агентство подчёркивает, что «PoX» превосходит даже самые быстрые существующие устройства энергозависимой памяти, которым требуется около 1–10 наносекунд для записи одного бита данных.
Пикосекунда – единица измерения времени, представляющая собой одну триллионную долю секунды.
– Для разведки – это великое дело, – говорит полковник Князев. – Но есть и совершенно экзотические, на мой взгляд, изобретения.
Так, учёные из Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики совместно с Институтом автоматизации Китайской академии наук представили киберголубя – новую гибридную систему, сочетающую живой организм и современные технологии. Работа опубликована в журнале Research.
Китайские учёные объединили микровживляемый интерфейс «мозг-компьютер» и микроэлектромеханические системы, благодаря чему они получили возможность управлять птицей во время полёта. По их словам, голубя-киборга можно использовать в том числе для разведывательных операций, мониторинга окружающей среды и других задач в области национальной безопасности.
– И всё же куда большее значение, чем голубь-киборг, имеет другое достижение китайских специалистов, – усмехается старый разведчик. – Вот самое свежее сообщение.
В Китае заработала первая в мире широкополосная сеть 10G. Об этом информирует издание Mydrivers.
Сообщается, что фактическая скорость загрузки достигла 9834 Мбит/с, а скорость отправки – 1008 Мбит/с. Для создания широкополосной связи 10G объединили свои усилия Huawei и China Unicom. Пока проект запущен только в одном районе Китая – Сюнъань. Но нет сомнения, что совсем скоро это распространится и в других провинциях Поднебесной.
С китайцами безуспешно пытаются бороться американцы. Они не жалеют денег. Так, инвестиции в США в развитие ИИ в 2025 году возрастут как минимум до 130–150e_SNbSмлрд долларов. Немалую часть этих денег отхватят спецслужбы.
Например, под руководством заместителя министра обороны США по разведке создана и начала активно работать междисциплинарная и многофункциональная команда по разработке стратегии и тактики алгоритмических войн, а также их программно-аппаратному обеспечению со стороны ИИ. Работа этой команды известна как проект Maven. Главная цель состоит в максимально быстром внедрении ИИ в оборонительные и наступательные системы в сфере военного, финансово-экономического и поведенческого противоборства. Информация по проекту Maven засекречена. Доступна только комитетам Сената и палаты представителей по разведке. Но были утечки в прессу.
Так, директор этого проекта заявил: «Maven призван продемонстрировать неисчерпаемый потенциал искусственного интеллекта в сфере алгоритмических войн, а конкретно кибер-, финансово-экономических и поведенческих конфликтов и противоборств, а также в сфере управления и прогнозирования конфликтов на пяти полях боя: на земле, в воздухе, в космосе, под водой и в киберсреде.
Ожидается, что в течение ближайших трёх лет ИИ даст максимальный эффект в разведке для обработки и анализа больших, в том числе неструктурированных, зашумлённых и неполных данных. Одним из результатов проекта Maven стало создание системы опережающего мониторинга и прогнозирования на основе разнообразных данных действий противника.
По словам полковника Князева, только в интересах ЦРУ осуществляется 137 финансируемых проектов, связанных с ИИ. Конечно, и мы не лыком шиты в этой области. Но эти работы в России строго засекречены. Ведь, как заявил президент России Владимир Путин: «Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и труднопрогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира».
Убийства атомщиков
– ФСБ должна охранять не только наши секреты в области новейших технологий, но, главное, оградить от посягательств жизни российских учёных, – говорит Сергей Иванович. – Ведь в этой области есть не только горький китайский опыт, но и наш собственный.
Вспомним прошлое. В середине 1990-х годов в России также погибло несколько десятков учёных, имевших прямое отношение к стратегическим вооружениям и сверхсекретным проектам.
Так, пропал без вести один из ведущих специалистов по физической химии и руководитель НИИ «Кристалл» Сергей Бахвалов. Его обезображенное тело через несколько дней обнаружили в пригороде Красноярска. Бахвалов – специалист, которых в российской науке можно было пересчитать по пальцам одной руки. Именно ему принадлежат ключевые идеи и технологии утилизации ядерных отходов, в том числе реакторов подводных лодок.
В подстроенной автокатастрофе на юге Франции погиб российский физик-ядерщик Аркадий Муллин. Он ехал в собственном автомобиле вместе с тремя коллегами по ЦЕРН. Все три попутчика Муллина выжили, однако ведущего специалиста лаборатории, занимающейся исследованиями физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза, спасти не удалось.
В июне 2011 года Россию потрясла чудовищная авиакатастрофа. Самолёт Ту‑134, летевший из Москвы в Петрозаводск, разбился недалеко от столицы Карелии. Погибло 44 человека. На борту самолёта находились одни из лучших учёных-атомщиков в России. Позднее выяснилось, что жертвами катастрофы стали директор и генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» Сергей Рыжов, его заместитель и главный конструктор Геннадий Банюк, а также главный конструктор и начальник отделения Николай Трунов.
Также среди погибших числились начальник управления «Атомэнергомаша» Валерий Лялин и главный технолог ОКБМ имени Африкантова Андрей Трофимов.
При невыясненных обстоятельствах в парке «Лосиный Остров» в Москве погиб ведущий сотрудник Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН профессор Алексей Червоненкис. Его считали одним из идеологов и активных участников российской программы создания передовых решений в области нейросетевого программирования и машинного обучения.
В траурном списке убийств и покушений, совершённых за последние 20 лет, – более 70 фамилий уникальных специалистов, занимавшихся стратегически важными разработками. Как не допустить повторения этих трагедий?