
Мурманск и Североморск, благополучная Московская область, промышленный Дзержинск недалеко от Нижнего Новгорода, далёкая Камчатка, хлеборобная Ростовская область, Челябинская, Пермский край и т.д. Это ещё не полный список краёв и весей, в которых внезапно наступившая зима и окончательно потерявшие берега чиновники от ЖКХ оставили без света и тепла десятки тысяч людей.
ФАС уполномочен заявить
Жилищно-коммунальное хозяйство – это отдельный, обособленный и непрозрачный мир, который живёт по своим законам. Главный из которых – обеспечить больший приход денежных средств, как от граждан, так и от государства. При этом потратить на свои прямые обязательства как можно меньше. Такая вот нехитрая арифметика.
Яркий пример – так называемое «трубное дело», когда в Северной культурной столице вместо новых труб отопления и водопровода в землю зарывали бывшие в употреблении и бракованные трубы. Он же и пример лоббистских возможностей. Дело фактически рассыпалось, виновные получили условные сроки.
При этом аппетиты коммунальщиков растут год от года. Уже подсчитано, что тарифы за ЖКУ вырастут ориентировочно на 40–50% (в зависимости от региона) с 2024 по 2028 год. Даже по прогнозу Минэкономразвития, во второй половине 2028 г. коммунальные услуги для населения будут стоить на 43% выше, чем во второй половине 2024 года. По видам коммунальных услуг прирост во второй половине 2028 г. по отношению ко второй половине 2024-го составит: по оптовым ценам на газ для населения – плюс 41%; по электроэнергии – плюс 48%, по теплоэнергии – плюс 46%, по водоснабжению – плюс 38%, по водоотведению – плюс 37%.
И, внимание, это не окончательные цифры! Может быть, кто-то ещё помнит, Мин- экразвития нам пообещало, что в 2026 г. коммуналка подорожает на 5, 4%, а в 2027-м – на 4, 8%. А теперь речь идёт о минимум от 8 до 22% (за две индексации: с 1 января и 1 октября этого года).
Причём для каждого региона установлено своё предельное значение индексации платы. Например, в Приморском крае с учётом двух индексаций коммунальные услуги в 2026 г. подорожают на 10, 9%, в Краснодарском крае – на 11, 3%, в Воронежской области – на 11, 6%, во Владимирской – на 14%, а в Белгородской области – на 14, 7%. Больше всего после двух индексаций вырастут тарифы в Ставропольском крае (23, 7%), Дагестане (21, 4%), Тамбовской (19, 2%) и Тюменской (18, 9%) областях и Северной Осетии (18%). Наименьшие индексы установлены для Хакасии и Чукотского автономного округа (по 9, 7% по итогам двух повышений), Бурятии и Кировской области (по 10, 6%) и на Сахалине (10, 7%).
В Москве в результате двух индексаций плата за коммунальные услуги вырастет на 16, 7%, в Московской области – на 14, 5%, в Санкт-Петербурге – на 16, 3%, в Ленинградской области – на 10, 9%.
При этом в некоторых регионах местные власти могут дополнительно повысить тарифы от установленных пределов. Например, в Ставропольском крае взвинтить цены на 21, 9%, а в Пермском крае и Орловской области – на 14,9%.
Золотая антилопа
Лоббисты аппетитов ЖКХ, не боящиеся ни Бога, ни чёрта, уверяют, что население жирует за их счёт. Мол, недоплачивает электорат от 50 до 70% от реальной стоимости оказанных услуг. Сегодня, по данным Росстата и соцопросов, около 40% респондентов считают, что даже нынешние 10–15% их дохода, которые они вынуждены отдавать за оплату услуг ЖКХ, – неоправданно много. Тем более при таком качестве их предоставления.
А уж что говорят жители Мурманска и Североморска, которые в январе (!) на несколько дней остались без света, отопления, воды и связи, напечатать невозможно. Или подмосковного городка Жуковский, в котором прорыв магистральной теплотрассы 24–25 января привёл к отключению отопления у десятков тысяч жителей в период сильных морозов. В Дзержинске Нижегородской области 25 января без света и тепла остались, по разным оценкам, от 60 до 80 тыс. человек. В Санкт-Петербурге аварии сопровождались прорывами систем отопления: в жилом комплексе «Юнтолово» кипяток затапливал квартиры, а в Кировском районе в течение месяца неоднократно отключались тепло и горячая вода.
В Ростовской области, в Аксайском районе, аварийные отключения электроэнергии и теплоснабжения 26–27 января потребовали развёртывания пунктов обогрева. В Челябинской области в городе Карабаш авария, произошедшая 20 января, оставила без отопления около 4 тыс. человек.
И это лишь малая часть происшествий и ЧП, случившихся в сфере ЖКХ во время «внезапно наступившей» зимы 2025/2026 годов. Тем более что она в самом разгаре.
Спора нет, коммунальные сети России изношены донельзя. Последние лет 30 их эксплуатировали в хвост и в гриву. В профильных докладах Минстроя заявляется, что износ по многим видам коммунальной инфраструктуры 60–70% и выше, особенно в теплосетях и водопроводе; значительная часть сетей отслужила нормативный срок.
Да, с 2020 г. начата долгосрочная программа модернизации ЖКХ с целевым объёмом примерно 4, 5 трлн рублей до 2030 года. Следует отметить, что это и деньги федерального и региональных бюджетов, и привлекаемые инвестиции. На 2026 г. в рамках трёхлетнего бюджета предусмотрены сотни миллиардов рублей на коммунальную инфраструктуру, но госвложения пока заметно меньше, чем озвученные необходимые 4, 5 трлн, поэтому правительство рассчитывает на частные деньги и концессии. Которые, заметим, почти никогда в современной российской истории не соответствовали намеченным планам.
Посудите сами: какой серьёзный инвестор придёт в сферу экономики, в которой непрозрачно абсолютно всё?! Начиная от тарифообразования и заканчивая закопанными в землю трубами. Ах да, непрозрачны даже доходы руководителей ЖКХ.
Напомним, что чиновникам теперь разрешено не декларировать свои квартиры, машины и особняки. Но на официальном сайте Минстроя сохранились прошлые декларации вплоть до 2021 года. Почти гектарные земельные участки, 90-метровые квартиры, дорогие машины и миллионные оклады даже у начальников отделов.
Я свидетель! А что случилось?
По словам экспертов, ежегодно в стране ремонтируется или обновляется около 1, 9–2% сетей, а для остановки роста износа требуется порядка 4%. Так, по данным Росстата, протяжённость наружных сетей в России составляет 1, 1 млн км, а доля сетей, нуждающихся в замене, составляет около 472 тыс. километров.
Беда творится и с теплосетями, там энергопотери, по некоторым оценкам, достигают 40–50%. А в некоторых регионах, у которых нет финансовых ресурсов на модернизацию теплохозяйства, они ещё значительнее.
По оценке Минстроя РФ, до 2030 г. в обновление теплосетей необходимо вложить минимум 4 трлн рублей. Мол, эти деньги позволят менять 4–5% теплотрасс в год и опередить их ветшание. По альтернативной оценке учёных РАН, по нынешним ценам надо вкладывать впятеро больше – до 20 трлн рублей.
Откуда такие разброс и шатания? Вы можете смеяться или плакать, но ответа на вопрос «сколько вешать в граммах?» не знают даже в профильном министерстве.
Строительный вице-премьер Марат Хуснуллин так прямо и сказал в интервью РБК: «Надо честно признать, что всех пугают износом, но точной информации нет. Объясню: если на предприятии ЖКХ нормальный директор, он всё равно за счёт текущего ремонта сети постепенно её же и обновляет. И у него по бумагам может быть 100%-ный износ, а по факту уже половина заменена». Как можно бороться с проблемой, не зная её масштабов?!
Зато известен метод борьбы – постоянный рост драконовских тарифов по всем позициям, связанным с ЖКХ. Возмутилась даже обычно невозмутимая Антимонопольная служба. Её руководитель Максим Шаскольский осенью прошлого года заявил, что коммунальщики с начала 2025 г. безосновательно собрали с населения почти 30 млрд рублей – в 12 раз больше, чем в 2020-м (2, 4 млрд)! «Пустяки! Дело житейское!» – ответили коммунальщики.
И ладно ещё, если бы они буквально зарыли их в землю, то есть пустили бы в дело! Осенью 2025‑го та же ФАС отмечала, что инвестиции в ЖКХ на год запланированы на уровне 552, 2 млрд рублей. Из них за январь–август было реализовано только 160, 8 миллиарда. Или 30% – в самый разгар сезона ремонтных работ, когда каждый день ценен. Можно не сомневаться, что до конца года все деньги были освоены (на бумаге-то точно!) по завышенным зимним расценкам. Это такая «добрая» традиция: заборы и лавочки зимой красить. Поэтому сколько денег ни собирай с населения, сколько триллионов ни выделяй из бюджетов – все они растворятся в жилищно-коммунальном мутном океане.
Рецепт лечения только один. Его озвучил вице-премьер Марат Хуснуллин: «На 20% можно снизить затраты, не вкладывая денег, чисто за счёт управления, прекращения воровства, повышения качества работы, ещё целого ряда мер». Вот так, оказывается, всё просто...
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: