На фоне обострения торговой войны между США и Китаем СМИ КНР привели по-настоящему убийственную статистику развития флота двух стран. Оказывается, сейчас американцы строят всего около пяти новых кораблей в год, что значительно меньше судостроительных мощностей Пекина. По западным данным, доля Китая на мировом рынке кораблестроения выросла с менее чем 5% в 1999 году до более 50% в 2023 году, затмив долю США.
Как пишет близкая к правительству КНР газета Global Times, когда одно новое судно сходит со стапеля американской верфи, десятки новых судов спускаются на воду с китайских верфей по другую сторону Тихого океана. Хорошо понятно, что столь огромный разрыв не появился в одночасье – его корни были заложены десятилетия назад в 1972 году в ходе визита в КНР президента США Ричарда Никсона. После этого события американцы пошли на сближение с китайцами в попытке оторвать их от СССР. Так что столь огромная разница отражает полувековой спад в судостроительной промышленности Америки, которая когда-то символизировала мощь страны.
Сейчас настали другие времена. Пропасть между американским и китайским судостроением, по сути, является разрывом в промышленной инфраструктуре. Глобализация уничтожила американские сталелитейные заводы и квалифицированную рабочую силу, оставив после себя ржавеющие цепочки поставок и опустошённую производственную базу. Недавно администрация Дональда Трампа предложила создать управление судостроения, чтобы восстановить возможности по строительству флота. Однако всё не так просто. Как считают китайские эксперты, планируемые инвестиции «могут посадить несколько деревьев в американской судостроительной промышленной пустыне, но лес вырастет не менее чем через 20–30 лет». Понятно, что за эти годы китайские верфи тоже увеличатся, и догнать их американцы вряд ли смогут.