Киноновинки недели: выборы папы римского и фото в ванне Гитлера

ПРОФИЛЬ 5 часов назад 22
Preview

На этой неделе в прокат вышло, как всегда, множество фильмов. Среди них потенциальный оскаровский хит «Конклав» о выборах нового папы римского, байопик «Великая» о фотографе Ли Миллер, российская эстетская драма «Эра» о попытках женщины и ее сына обрести счастье, а также китайский криптологический триллер «Декодер. Игра гения» и драмеди «Втроем» о чиновнице в исполнении Ирины Старшенбаум.

Предыдущая картина немецкого постановщика Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» совсем недавно претендовала на «Оскар» в нескольких номинациях, и вот уже его новой работе «Конклав» пророчат счастливую судьбу на главной мировой кинопремии. Фильм Бергера основан на романе Роберта Харриса, современного писателя, которого часто экранизируют (например, его романы стали литературной основой «Призрака» и «Офицера и шпиона» Романа Поланского). Все картины по романам Харриса наполнены истинным саспенсом, хотя сделаны в разных жанрах.

[embed]https://profile.ru/culture/eretik-razgovornyj-horror-o-relig...[/embed]

Действие «Конклава» открывается новостью о том, что скоропостижно скончался папа римский. Декан коллегии кардиналов Томас Лоуренс (блестящая роль Рэйфа Файнса) должен провести конклав – выборы главы католической церкви. По этому поводу в Ватикан съезжаются кардиналы из разных стран. Среди основных претендентов на папство либеральный кардинал Беллини (Стенли Туччи), которого поддерживает и Лоуренс – ему не удается быть беспристрастным. Основным соперником Беллини является, напротив, крайне консервативный Тедеску (Серджо Кастеллито), который, по мнению Беллини и его сторонников, аннулирует все прогрессивные нововведения последних 60 лет (а то и вовсе отправит католическую церковь прямиком в Средние века). Не стоит сбрасывать со счетов и опытного Трамбле (Джон Литгоу), а также способного стать первым чернокожим папой кардинала Адейеми (Лусиан Мсамати). На их фоне загадочной белой вороной выглядит кардинал Бенитес (Карлос Диез), о существовании которого и службе в Кабуле вообще никто не знал, кроме покойного понтифика.

Выборы нового папы превращаются в «Конклаве» в действие столь напряженное и непредсказуемое, что оторваться от экрана совершенно невозможно. В каждом шкафу найдется по скелету, кардиналы будут интриговать и лгать, и даже самые уравновешенные персонажи нет-нет да потеряют контроль над эмоциями. Финал, который не стоит раскрывать, способен и ошеломить, и развеселить.

Какое именно послание намеревались донести до зрителей авторы «Конклава» – вопрос дискуссионный, но так или иначе не получить удовольствия от картины, кажется, невозможно. В том числе и удовольствия визуального: Бергер и его оператор Стефан Фонтен заливают экран алым цветом кардинальского облачения и выстраивают идеально симметричные кадры. Перфекционистская картинка лишь подчеркивает на контрасте несовершенство человеческого духа, даже если он заключен в плоть служителя церкви.

Имя Ли Миллер звучало уже в этом году с экранов кинотеатров – в антиутопическом триллере Алекса Гарленда «Падение империи», главная героиня которого, военный фотограф, унаследовала свое имя Ли от Миллер. Реальная Ли Миллер, которую в «Великой» мощно, с замахом на «Оскар» сыграла Кейт Уинслет, как раз и была военным корреспондентом, но до этого прожила словно несколько других жизней.

[caption id="attachment_1625703" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Великая"[/caption]

Ли работала фотомоделью для топовых модных журналов, вращалась в кругу сюрреалистов: была ассистенткой и музой Мана Рэя, была близка с Пикассо, Полем Элюаром, Жаном Кокто. Постепенно Миллер стала и сама фотографировать и обретать известность в качестве творца. Эти периоды в жизни Миллер даны в байопике «Великая» Эллен Керас лишь впроброс. Когда мы встречаем Ли, богемная жизнь во Франции с завтраками на природе прямо голышом подходит к концу. Скоро начнется Вторая мировая, которая изменит все.

[embed]https://profile.ru/culture/dzhipsi-dokumentalnyj-film-o-sbyv...[/embed]

Правда, до этого Ли успеет встретить своего будущего мужа, художника Роланда Пенроуза (Александр Скарсгард). Но даже любовь не остановит отважную и вечно чего-то ищущую Миллер от того, чтобы отправиться в качестве фотографа журнала Vogue на фронт (куда женщинам-корреспондентам в то время было попасть крайне сложно).

В итоге она сфотографирует первое употребление напалма, зафиксирует на кадрах освобождение жителей Парижа, узников Бухенвальда и Дахау. Будет фотографировать искалеченные тела и души: мертвые и живые. Одним из самых известных снимков Миллер того периода станет ее обнаженный портрет в ванне Гитлера, придуманный Ли и запечатленный фотографом журнала Life Дэвидом Шерманом (комик Энди Самберг). В тот день, когда он был сделан, Гитлер и Ева Браун совершили самоубийства.

Для Эллен Керас «Великая», основанная на книге сына Ли Миллер, стала полнометражным игровым дебютом: до этого как режиссер она снимала документальное кино и сериалы. Изначально Керас прославилась как оператор: среди ее работ, например, «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри с той же Кейт Уинслет и «Кровавое лето Сэма» Спайка Ли. «Великая» получилась байопиком достаточно традиционным, но при этом впечатляющим за счет фигуры главной героини и страшного исторического фона. Одна из важных мыслей, которую явно хотели донести авторы: для Ли Миллер было принципиально не просто запечатлеть события истории, но и зафиксировать тот страшный опыт насилия, который именно женщины обретают на войне.

Эра (Марианна Шульц) едет со взрослым сыном с инвалидностью Андреем (Геннадий Блинов) жить в материнский дом где-то на Черном море. Вокруг степные просторы, лазурная гладь и бесконечный горизонт – кажется, есть все для счастья. Но оно, увы, все время ускользает: поэтические пейзажи и мечты Эры вступают в конфликт с суровой реальностью. Нужно как-то зарабатывать на жизнь, а для этого необходимо найти человека, готового сидеть с немым парализованным сыном, пока Эра будет трудиться.

[caption id="attachment_1625711" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Эра"[/caption]

Поэтому героиня ищет мужчину-помощника, но одновременно стремится и к истинной любви, которой готова одаривать всех вокруг. К сожалению, достойных ее чувств людей рядом найти сложно, но оптимистичная беззлобная Эра, названная в честь советского радиоприемника, не отчаивается, раз за разом повторяя попытки. Сын смотрит на все это с обреченностью человека, у которого нет выхода, и пытается хотя бы как можно чаще отвлекать внимание матери на себя.

[embed]https://profile.ru/culture/kanikuly-melanholichnoe-kino-o-vz...[/embed]

«Эра» стала дебютом для молодого режиссера и художника Вениамина Илясова и завоевала любовь критиков на ведущих российских кинофестивалях, начиная с «Маяка» и заканчивая «Зеркалом». Илясову удается найти в беспросветной жизни провинции удивительную поэзию и красоту. Кадры залиты ярким сочным цветом, напоминая о работах таких классиков режиссуры, как Педро Альмодовар (Илясов тоже любит сочетать красный с голубым) и, например, Сергей Параджанов.

Но постановщик не ограничивается эстетскими визуальными находками: он впускает в пространство своей картины череду эксцентричных персонажей, наблюдать за которыми не менее интересно, чем за главными героями. Среди них трагическая продавщица фейерверков (Юлия Бружайте) и отец ребенка Эры, комический писатель-эгоист (Жан Даниэль, актер фильмов Киры Муратовой). Несмотря на то, что в «Эре» можно отыскать эстетические рифмы с работами некоторых авторов, картина получилась по-настоящему самобытной и штучной. А еще она вызывает неподдельное сочувствие к главной героине, такой живой и понятной. Всем иногда, как Эре, хочется в минуты отчаяния кричать: «Я устала, я не могу, я вообще не умею жить!».

Литературным первоисточником картины Чэна Сычена «Декодер. Игра гения» стал бестселлер Май Цзя «Расшифровка». Автор романа когда-то служил в разведке, так что его взгляд на мир шпионажа должен быть довольно реалистичным. Хотя фильм и насыщен сюрреалистическими снами героя, его работа, как, например, и работа персонажей книг Джона Ле Карре, тоже служившего в разведке, не выглядит гламурной и эстетизированной. Напротив: она состоит из ежедневного тяжелого умственного труда, который грозит свести с ума.

[caption id="attachment_1625706" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Декодер. Игра гения"[/caption]

Главный герой Цзиньцзен (Лю Хаожань) – сирота, выращенный опекуном, который всю жизнь занимался толкованием снов. Замкнутый мальчик, с детства проявлявший интерес к математике, попав впоследствии в семью дальнего родственника, поступает в университет, где самый крупный профессор по фамилии Лисиевич (Джон Кьюсак) тут же распознает в нем гения. Лисиевич берет Цзиньцзеня себе в ученики и соратники и мечтает заниматься вместе с ним компьютерными технологиями, всячески пытаясь убедить его, чтобы он ни в коем случае не соглашался работать ни на какую политическую силу.

[embed]https://profile.ru/culture/anora-mark-ejdelshtejn-i-jura-bor...[/embed]

Однако судьба распоряжается иначе, и Лисиевич в конце 1940-х отправляется в США один, а Цзиньцзеня вербуют власти: он должен пытаться расшифровывать сложнейшие коды, которые могут повлиять на ход исторических событий в послевоенном мире. Герою в его работе помогают (или, наоборот, мешают?) красочные сны, добавляющие зрелищности в остальном довольно скромной визуально картине.

«Декодер. Игра гения» грешит плакатным патриотизмом, который, впрочем, выглядит несколько вставным элементом в фильме. По большому счету понятно, что Цзиньцзена волнуют не столько судьбы родины, сколько страсть к решению не подвластных никому в мире задач, а также соперничество с бывшим наставником, уже изменившим, как выяснится, свои взгляды по поводу работы на политиков. Гениальных ученых привлекают несколько иные задачи, чем простых смертных, и не всегда они сразу осознают, что их открытия могут оказать и губительное влияние на жизни людей. Тут нельзя не вспомнить, например, Оппенгеймера – тем более что прозрения главного героя «Декодера» имели значение и для ядерной программы Китая.

«Втроем» – режиссерский дебют Александры Сарана, снятый по сценарию Светланы Штеба, которая отвечала и за недавнее роуд-муви «Поехавшая». Также среди авторов сценария Юлиана Кошкина и Евгений Григорьев («Про рок», «Подельники») – фильм сделан обновленной Свердловской киностудией. «Втроем», как и «Поехавшая», – роуд-муви пополам с ромкомом.

[caption id="attachment_1625708" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Втроем"[/caption]

Ирина Старшенбаум изображает чиновницу из министерства культуры Пермского края, сбегающую от своих проблем, отправляясь в командировку по краю, территория которого сравнима с целой Швейцарией. Даша рассталась с парнем, который как раз накануне взял ипотеку на квартиру, где они собирались строить совместное будущее. Напившись в баре, героиня обнаруживает себя на следующее утро в собственной машине с неким Владом (Сергей Кузнецов). Они познакомились в баре, но Даша совсем не помнит, чтобы просила его себя сопровождать (Влад уверяет, что она заплатила ему за это).

Однако делать уже нечего, так что героев ждут самые разнообразные приключения: народные гулянья с метанием коровьих лепешек («иногда говно только кажется говном, а за ним – вековые традиции»), попытки спасти сельскую библиотеку от закрытия, наблюдение за свиными родами и купание в лесном горячем источнике.

«Втроем» несколько раздражает динамикой отношений между главными героями, которая строится на недоговаривании правды или неприкрытом вранье. Кажется, такой способ коммуникации героев романтического кино уже должен остаться в прошлом. Однако картина не лишена хороших шуток, герои обаятельны, а финальное превращение строгой чиновницы в реального человека, который позволяет себе говорить живые некондовые речи, способно растрогать. Да и пейзажами Пермского края не каждый день есть возможность полюбоваться. Тем более снятыми одним из лучших российских операторов Алишером Хамидходжаевым.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'