
Трагедия Советского Союза, сначала преданного Горбачёвым, а затем окончательно пропитого Ельциным, будет ещё долго отзываться горьким эхом в умах не только россиян. Те, когда-то вполне благополучные за счёт советской экономики, ещё советские республики, скороспело ставшие «государствами», тоже хлебнули самостоятельного горя сполна: одна Украина чего стоит… А Средняя Азия до сих пор за куском хлеба на пропитание своих граждан эшелонами отправляет тоже… в Россию-матушку: она, дескать, добрая, прокормит, а то и последнюю рубаху отдаст! Кормим. Отдаём. Частенько «гости» и то, и другое отнимают, но это уже мелкие издержки «дружбы народов»…
От соцлагеря к лагерю особого режима
Организация Варшавского договора (ОВД), собравшая в 1955 году под советским ружьём страны Восточной Европы, образовалась не по чьей-то властной прихоти, но по тревожной необходимости как противовес созданному по воле США блоку НАТО. К новому, уже социалистическому объединению активно не примкнула Югославия, чей лидер Иосип Броз Тито ещё в 1948 году вдрызг разругался со Сталиным. В конечном итоге именно Югославия по прихоти США стала балканской страной, распавшейся на лимитрофные «государственные» кусочки… Другие же, практически целиком, рванулись в объятия призрачного Евросоюза и крышующего его НАТО. Кто-то на свою голову и добрался…
Самой братской (без кавычек) к СССР страной тогда была Болгария, которая ещё помнила о том, что именно Россия в своё время спасла нацию от турецкого порабощения, а во время Великой Отечественной войны – и от превращения маленькой страны в большой германский хлев. Сегодня, впрочем, забыла…
Были в болгарской истории тоже и драматичные эпизоды с попытками госпереворотов, но просоветские лидеры – Георгий Димитров и затем – Тодор Живков – их быстро «обнулили». Именно при Живкове по Советскому Союзу гуляла поговорка: «Курица не птица, Болгария не заграница!», что во многом было правдой: болгарский лидер с Леонидом Брежневым всерьёз обсуждали и вхождение Болгарии в состав СССР на правах «16-й республики». Но… почему-то не вошла.
Все люди советского поколения хорошо помнят и болгарские сигареты в табачных киосках, и болгарские вина, консервы, овощи, фрукты на прилавках магазинов. А особо удачливые до сих пор донашивают и их супердефицитные тогда настоящие дублёнки. В курортной Варне был выстроен международный Дом отдыха журналистов, куда, конечно, толпами ездили «все» советские желающие. Иногда – даже и журналисты.
Всё благолепие рухнуло после прихода к власти Горбачёва: по его команде в 1989 году просоветский болгарин Живков был отстранён от должности, а Болгария тут же устремила свои взоры на капиталистический Запад.
Тодора Живкова в прозападном угодничестве попытались даже осудить по целому ряду надуманных обвинений, но… у судей не хватило то ли статей, то ли совести, и старика оправдали. В 1998 году он тихо скончался у себя дома, но свободным человеком!
Судьба его румынского коллеги Николае Чаушеску оказалась более печальной. Как, впрочем, и самой Румынии.
«Гений Карпат» и думал, и даже писал без запятых
Во время войны Румыния, будучи всегда зависимой и слабой, с радостью бросилась в объятия фашистской Германии: чтобы хоть что-нибудь награбить! Старожилы советского юга до сих пор вспоминают зверства румынских солдат, например, в Одессе. Да если бы только там…
В 1944 году румынский король Михай I, понимая, что его ждёт после неминуемого краха Германии, раболепно согнул спину перед Кремлём: дескать, виноват, дескать, Дракула меня попутал, я в душе ведь самый активный румынский большевик! Простили… Румыны, которым было абсолютно безразлично – кого грабить и убивать, тут же повернули свои пороховые дробовики и против солдат вермахта! Конечно, на судьбу Победы это уже никак не повлияло, но самому Михаю изрядно подфартило: и жив остался, и даже великий Орден Победы отхватил! Правда, власть у него всё же отняли: в 1947 году просталинский большевик Георгиу-Деж скинул венценосца с трона.
Новый лидер начал реформировать боярскую Румынию по примеру СССР: тут же создал прообраз НКВД, а впоследствии самую хитрую и коварную спецслужбу – «секуритате». Мало кто знает, что настоящими не только идейными, но и практическими создателями этой придворной румынской службы (впоследствии предавшей последнего руководителя Румынии Николае Чаушеску – авт.) были… советские чекисты Александр Никольский и Пантелей Бондаренко (известный в Бухаресте под именем Георге Пинтиле – авт.). Совершенно очевидно, что поэтому и все операции «секуритате» были, конечно, и известны, и подконтрольны Лубянке…
Хрущёв, поначалу благосклонно взиравший на румынского коллегу, слишком поздно понял, что тот, уловивший надвигающуюся политическую кончину Никиты, начал тоже активно стучаться в двери соседнего Запада. Именно Георгиу-Деж выгнал-таки из Румынии все находившиеся там после войны советские части, а в 1960 году подписал с западными банками и фирмами ряд кабальных для Бухареста договоров. Хрущёв потерял власть в 1964 году. Георгиу-Деж тихо отошёл в мир иной в 1965 году. На трон взобрался «Гений Карпат» тов. Николае Чаушеску…
Те советские граждане, кому довелось в годы его правления побывать в Румынии, до сих пор (автор в том числе) вспоминают те дни как полный и экономический, и политический апокалипсис! Пустые полки магазинов, свет – на пару часов в сутки, грязь и мусор на улицах, деньги, напечатанные на потёртых промокашках (на них просто нечего было покупать), повальная нищета, попрошайки на всех углах, преступность и т.д. – это то, что дал румынам тов. Чаушеску, окруживший при этом себя и близких невиданной даже в султанатах роскошью. Именно эту модель вскоре привнёс в жизнь и Советского Союза Михаил Горбачёв. Забравший властную эстафету Ельцин решил с этим, пардон, бардаком покончить разом: собравшись в Вискулях с подельниками из «братских республик», они чокнулись, выпили и… СССР уничтожили! Больше всех из «младших братьев» в том геополитическом убийстве старался орать «за» украинский националист Кравчук. (Это мы к тому, чтобы простые украинцы, волей нынешней пропаганды винящие во всём Москву, всё же заглянули в недалёкое своё прошлое – «АН».)
Чаушеску, сам писавший с лютыми ошибками и сделавший свою обожаемую, но такую же безграмотную супругу даже главой Академии наук Румынии, сразу тоже начал клянчить западные деньги. Те охотно давали, а чего не дать: чем больше возьмёт, тем зависимее от Запада и будет! Так и вышло: финансовая зависимость стала перерастать и в политическую!
Сначала Чаушеску на радость США тоже осудил ввод советских войск в Прагу. Затем румынские СМИ начали сначала робко, а затем и более открыто намекать на то, что Молдавия должна принадлежать не СССР, но… Румынии!
Пережив дружелюбного Брежнева, поссорившись даже с прозападным Горбачёвым, «Гений Карпат», увязший в зарубежных кредитах и понимая, что финансовой помощи ждать ему неоткуда, загнал страну в состояние «особого из всех особых режимов», практически бросив нацию на самовыживание. Народ взбунтовался, вышел на улицу. Чаушеску с супругой, брошенные и «секуритате», и армией, и свитой, пытались бежать, но… Были пойманы, наскоро осуждены и тут же, во дворе скороспелого трибунала, расстреляны у стен солдатского сортира. Историки утверждают, что таким способом «судьи» успели замести и свои собственные преступления в эпоху Чаушеску. Возможно. Но сегодня это уже история…
Дойчланд, форвертс?
После окончания войны созданная в 1949 году ГДР тоже взяла в качестве и политического, и социального ориентиров этот недавний фашистский лозунг! Правда, в переводе на русский звучащий как «Германия, вперёд», новый призыв должен был, по замыслу просоветских послевоенных германских лидеров, повести уже социалистическую Германию лишь к вершинам будущего мифического коммунизма! Хотя бы назло пившей пиво со свиными рульками сытой соседней ФРГ!
Генетически дисциплинированные немцы в отношениях с Советским Союзом подчинялись лишь одному главному слову: «Яволь!».
На звонки из Москвы брали под козырёк и все последующие немецкие лидеры: от Вильгельма Пика до Эриха Хоннекера, тоже преданного Горбачёвым уже вместе со всей ГДР, да и – Варшавским договором. Ему не помогла даже самая умная в Восточной Европе германская спецслужба «Штази». Собственно, как впоследствии рассказывал её легендарный руководитель Маркус Вольф, помочь и не могла, так как сама «Штази» тоже полностью зависела от капризов Москвы.
Но в ГДР, тем не менее, были размещены самые боеспособные части советских Вооружённых сил, отстроены десятки обустроенных военных городков, аэродромов, баз, укреплены границы с ФРГ и т.д. Правда, с помощью тоже Советского Союза в 1961 году некогда общую Германию разделила и каменная, отнюдь не символическая стена, при попытке перелезть через которую регулярно от рук немецких пограничников гибли сотни мирных «гэдээровских» немцев. Впрочем, сегодня это тоже, хоть и горькая, но уже история… Сегодняшняя Германия пишет новые скороспелые исторические учебники, следуя которым немцы вообще могут потерять не только страну, но и нацию в целом. Но это – их выбор…
Хонеккер, брошенный Москвой и не имевший никакой поддержки на Западе, успев зачем-то в 1982 году стать и Героем Советского Союза(!), уехав после распада ГДР за покоем в Москву, был-таки оттуда всё же выдан новым, уже западным властям Германии. На родине его ждал суд и неминуемый расстрел, но даже западные лидеры Германии явили к нему милость: отпустили уже больного старика к дочери в Чили, где тот и скончался… Спасибо партии за это?
Венгерские коммунисты тоже хотели платить членские взносы, но на Западе!
Нынешний действительно «островок демократических свобод» в Европе – Венгрия тоже в своей эволюционной биографии не избежала геополитических потрясений. Во время войны хортистский и салашистский Будапешт активно рукоплескал германскому вермахту. Овации прервали советские войска, освободившие и Будапешт, и всю Венгрию от фашистов.
В 1947 году власть ненадолго взял в свои руки коммунист Ласло Райк. Впрочем, правил он недолго и, поссорившись со своим окружением, вскоре потерял не только власть, но и жизнь: вчерашние товарищи поставили его к стенке!
При Хрущёве премьер-министром страны стал вроде бы просоветский Имре Надь. Но вскоре начал проводить реформы, в итоге которых Советский Союз был бы вынужден вывести из страны размещённые там после Победы немалые советские части.
Никита Сергеевич, тоже изнурённый уже собственным реформаторским зудом, поначалу было даже согласился на эту авантюру, но… Случившийся в 1956 году прозападный кровавый антикоммунистический бунт в Будапеште остудил советского лидера: Хрущёв не только отменил своё решение, но и приказал именно советским военным самым решительным образом тот бунт подавить! Те, получив приказ своего Верховного Главнокомандующего, ответили «есть!» и срочно двинули технику вперёд…
В результате погибло несколько тысяч венгров, около тысячи зачинщиков и активных участников арестовали и вместе с Имре Надем доставили в Москву, где судили и традиционно кого посадили, а кого и казнили. Такие были времена. Такие были нравы…
Пришедший к власти Янош Кадар оказался не просто умным политиком и просоветским царедворцем, но и грамотным экономистом. Он широко разрешил в Венгрии частный бизнес (вспомнил, вспомнил уроки советского НЭПа), умело лавировал между Западом и СССР (в Москве взасос целовался с лидерами, в Вашингтоне лишь трепетно жал им руку), наладил выгодную Будапешту торговлю с СССР знаменитыми овощными консервами «Глобус» и т.д. В общем, все были довольны. Кроме, пожалуй, родственников тех, кто так неосмотрительно в 1956 году поддался на уговоры западных спичрайтеров выйти с оружием на улицы Будапешта…
От Варшавы до Владивостока?
Мечта «братской» Польши о расползании Речи Посполитой на всю территорию России аж до Тихого океана всегда была главным сновидением у любого польского атамана. Посланцы Варшавы бывали в Лондоне (где получали сценарии желанного геополитического передела) чаще, чем даже на народных песнопениях в местном Сопоте.
Полякам, жадным до «пененз», хронически всегда чего-нибудь не хватало: мечтали о присоединении Литвы и Белоруссии, похотливо поглядывая и на Западную Украину. Не отказались бы и от Восточной. А уж каким лакомым куском для панов казался весь Советский Союз – от Калининграда до Севастополя на юге и Владивостока на востоке…
Заигрывания с Гитлером им не помогли: именно с Польши тот начал Вторую мировую войну, сначала застроив всю их территорию концлагерями и добротно набив их в первую очередь именно поляками. Затем и вообще превратил Польшу в сырьевой придаток вермахта, заставив «панов» выращивать на тамошних полях любимую немцами брюкву для прокорма «титульной нации». Недовольных тут же пинками загоняли в соседние лагеря: хотели изменений? Получайте!
Вернуть полякам понимание того, что они тоже люди, смогли лишь советские войска, разбив и вермахт, и уничтожив фашизм.
В послевоенной Польше тоже была размещена мощная Северная группа советских войск, министром обороны страны был назначен победоносный советский маршал Константин Рокоссовский, которому безропотно подчинялись и остатки польских национальных частей, по-вассальски присягнувших победителям. Но… в массовом сознании, особенно тех «коммунистов», кто обладал политической властью в Варшаве, мечты о «всеобщем панстве», конечно, остались. Как и западная дирижёрская палочка этими мечтами.
Хрущёв, почему-то уверовавший в собственное геополитическое могущество, польским прихотям потакал: дескать, куда они без нас денутся? Поэтому легко согласился на нытьё тогдашнего польского лидера Владислава Гомулки отозвать Рокоссовского обратно в Москву. В 1956 году отозвал. Затем также легко сократил наполовину и всю Северную группировку советских войск. Поляки, тихо в оппозиционных подвалах пившие «чисту водку выборову», начали активно от шепота переходить к более громким голосам…
В 1970 году Гомулка, загнавший Польшу в экономический ступор (даже при щедрой финансовой советской помощи – авт.), «по состоянию здоровья» уходит в отставку. Его сменил «пробрежневский» Эдвард Герек, который… тут же традиционно сразу обратился к Западу за кредитами. Те, конечно, охотно начали «помогать». Увлёкся так, что даже не заметил, как в Гданьске не по дням, а по часам крепла абсолютно прозападная «Солидарность».
Кредиты не помогли (и не могли помочь, иначе Запад никогда бы их не выделил – авт.), Гомулку сменил одобренный Москвой некто аморфный Станислав Каня. Но ситуация становилась уже взрывоопасной, Польше требовалась чья-то жёсткая рука и такая же воля.
В 1981 году таковым «экстренным реформатором» стал министр обороны Польши Войцех Ярузельский, но… тот, успевший долго просидеть ещё в сталинских лагерях под Красноярском, понимал, что время безоговорочного советского абсолютизма уже уходит. Он предпочёл по-мирному «порешать вопрос» с лидерами «Солидарности». Порешал. Уже при Горбачёве отдал власть, не заливая страну кровью.
Так, пока ещё СССР потерял и Польшу, затем и Варшавский договор, а потом – и себя целиком!
P. S.
Дракон умер. Да здравствует дракон!
Бывшие просоветские «братья навек», убежав, как им казалось, из советского ига, сами не заметили, как мгновенно попали куда как в более изощрённую, безжалостную зависимость от т.н. Европейского союза. Если СССР, затягивая пояса собственных граждан, от пуза кормил «младших братьев», то Запад сегодня их только открыто грабит. А те и молчат: а ведь всего-то надо было вовремя, господа перебежчики, вникать в смысл мудрой, ещё советской поговорки: «За что боролись, на то и напоролись!» Хотя бы так…
Советский Союз, Варшавский договор, Горбачёв, Ельцин, Чаушеску, Живков, Хонеккер, ГДР, НАТО, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, эксклюзив, Михаил Смиренский
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: