Подводим субъективные итоги киногода со всеми его неожиданностями: триумфом российских актеров в Каннах, кассовыми провалами классиков кино, вирусностью боди-хоррора и не только.
Как часто вы думаете о Римской империи? Голливудские классики Ридли Скотт и Фрэнсис Форд Коппола – регулярно. Скотт спустя двадцать четыре года после фурора первого «Гладиатора» все-таки сделал сиквел о сыне персонажа Рассела Кроу. Режиссер, как всегда, привлек самых модных актеров сегодняшнего дня: в «Гладиаторе 2» по разные стороны баррикад оказываются мачо Пол Мескал и Педро Паскаль. Среди антигероев – всегда потрясающий Дензел Вашингтон и молодые Джозеф Куинн и Фред Хехингер в образах обезумевших от власти императоров.
[embed]https://profile.ru/culture/kannskij-festival-2024-donald-tra...[/embed]
Несмотря на слабые сборы в США, кино у Скотта вышло эффектным и убедительным: все ужасы диктатуры, алчности и жажды крови в фильме налицо. Так же, как и светлые намерения тех, кто, несмотря ни на что, готов бороться за справедливое устройство мира.
Долгострой Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис», премьера которого состоялась на Каннском фестивале, вызвал полярные реакции: многие критики выставили ему самые низкие оценки, другие же восхитились бескомпромиссностью автора. В мировом прокате у картины все совсем печально со сборами. Коппола живописует в своей картине альтернативный Нью-Йорк будущего, напоминающий по многим критериям все ту же Римскую империю. Даже имена у героев соответствующие: архитектор-визионер Цезарь Катилина (Адам Драйвер), пытающийся создать идеальный город будущего, соперничает с мэром Цицероном (Джанкарло Эспозито).
Барочная пышность и избыточность (как визуальная, так и смысловая) «Мегалополиса», его устремленность одновременно в прошлое и будущее делают картину как минимум выделяющейся на фоне всего, что можно было увидеть в этом году. К тому же Коппола – редкий человек, который верит в светлое будущее человечества, а это именно то, чего нам сейчас так не хватает.
Вряд ли кто-то мог заранее предвидеть, что картина независимого американского режиссера Шона Бейкера «Анора» получит в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако решение жюри под предводительством Греты Гервиг, которая и сама пришла из независимого кино в большой Голливуд, вписало в каннскую историю не только Бейкера, но и команду российских актеров во главе с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым.
[embed]https://profile.ru/culture/anora-mark-ejdelshtejn-i-jura-bor...[/embed]
Становление главной героини фильма Аноры в исполнении Майки Мэдисон происходит именно во взаимодействии с ними. Секс-работница из Лос-Анджелеса Анора сначала выходит замуж за сына русского олигарха, а потом зубами вгрызается в новую статусную роль, которую у нее пытаются отнять родители благоверного.
Возможно, «Анора» и не лучший фильм Бейкера, но он, как всегда у этого автора, наполнен по-настоящему живой энергией. Эйдельштейн после триумфа картины получил главную роль в новом сезоне «Мистера и миссис Смит», а у Борисова за работу в «Аноре» десятки номинаций на американские премии, в том числе на «Золотой глобус».
Режиссер, драматург, писатель, математик и мистик Роман Михайлов последние пару лет демонстрирует, как талант и страсть к своему делу помогают собирать команду единомышленников и творить вместе истинно независимое кино. В этом году у Михайлова вышло две картины, и обе с Марком Эйдельштейном: «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица». Постановщик исследует, как кино и реальность перетекают друг в друга.
Герои картины «Надо снимать фильмы о любви» приезжают в Индию на съемки, которые выходят из-под контроля, потому что жизнь и любовь оказываются в какой-то момент важнее. Глядя на Эйдельштейна в этом фильме, абсолютно понятно, почему Шон Бейкер взял его в «Анору»: у Марка редкий дар максимально естественного, непосредственного существования в кадре. Такого, что кажется, будто наблюдаешь за реальной жизнью.
Одним из самых кассовых фильмов года в российском кинопрокате стала экранизация романа Булгакова, снятая Михаилом Локшиным по совместному с Романом Кантором сценарию. Им удалось передать дух и суть «Мастера и Маргариты», отнюдь не дословно воспроизводя текст романа.
[caption id="attachment_1639343" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»[/caption]
Если у Булгакова три главные линии – Мастера и Маргариты, Понтия Пилата и Иешуа, Воланда со свитой в литературно-театральной Москве 1930-х – были связаны друг с другом, но все же разделены, то в фильме Локшина они неделимы.
[embed]https://profile.ru/culture/master-i-margarita-vozmozhno-luch...[/embed]
Локшин и Кантор показывают, как реальные события и люди вдохновляют писателя на написание романа и как факты далекой древности находят отражение в современности. Печальной истории суждено повторяться вновь и вновь, человек не меняется. Все исполнители подобраны филигранно: Евгений Цыганов (Мастер), Юлия Снигирь (Маргарита), немецкая звезда Аугуст Диль (Воланд) и другие блистают в декорациях альтернативной фантасмагорической Москвы прошлого.
Вторая режиссерская работа актера Джесси Айзенберга получила на фестивале «Сандэнс» приз за лучший сценарий, а исполнитель одной из двух центральных ролей Киран Калкин конкурирует с Юрой Борисовым на американских премиях (оба претендуют на звание лучшего актера второго плана). Важную роль в «Настоящей боли» сыграл сам Джесси Айзенберг, для которого эта работа отчасти автобиографична: в кадр то и дело попадают места, тем или иным образом связанные с семьей Айзенберга – польскими евреями, бежавшими в США в 1938 году.
Живущие в США персонажи фильма, кузены Дэвид и Бенджи, летят в Польшу после смерти бабушки, чтобы сильнее прочувствовать связь со своими корнями. Основную часть времени они проводят в туре, посвященном холокосту. Несмотря на то, что некоторые эпизоды драмеди могли бы стать уморительными скетчами, от картины веет пронзительной печалью. Связана она не только с переживанием исторической трагедии, но и с той пропастью, которая пролегла между братьями. Поездка становится для них поводом снова провести время вместе. Айзенберг, как и всегда, хорош, но он щедро уступает самую эффектную партию Калкину, выдающему сногсшибательный перформанс. Его Бенджи – всеобщий любимец, рубящий правду-матку «клоун» – на самом деле одинокий человек с растерзанной душой.
Кажется, не было в этом году более обсуждаемого фильма, чем «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли, принесшая Корали Фаржеа Каннский приз за лучший сценарий. Картина собрала отличную кассу в российском прокате, попав в нерв времени и разделив, как водится, публику на два лагеря. Кто-то вдохновился гневом, вложенным Фаржеа в эту работу, а кто-то посчитал фильм одномерным. Одних подташнивало во время просмотра из-за натуралистических деталей, у других не дрогнул ни один мускул.
[caption id="attachment_1639345" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма «Субстанция»[/caption]
Конечно, картина больше попадает в женщин, которые сильнее ощущают на себе давление общества, требующего всегда оставаться молодыми, красивыми, идеальными. «Субстанция» – кино прямого, терапевтического действия: выходя из кинотеатра, обещаешь себе никогда так не издеваться над собой, как это делала героиня фильма.
Еще один фильм из основного конкурса Каннского фестиваля. Британская постановщица Андреа Арнольд лучше всех в современном кино умеет рассказывать истории взросления в неблагополучных семьях и находить красоту там, где не ожидаешь ее увидеть.
[embed]https://profile.ru/culture/ptica-i-prikljucheniya-paddington...[/embed]
Как и героини ее «Аквариума» и «Американской милашки», девочка-подросток Бейли из «Птицы» (талантливая дебютантка Никия Адамс) не слишком нужна своим родителям, которые занимаются личной жизнью. Однажды Бейли встречает странного человека, называющего себя Птицей (Франц Роговский), и с этого момента в ней начинают происходить изменения.
У Арнольд, как всегда, получилась обжигающе честная, драйвовая картина, напоминающая порой документальное, а не игровое кино. При этом постановщица решила добавить щепотку магического реализма, способного спасти героиню наравне с ее художественным взглядом на мир и обретенной все-таки родительской любовью.
Канадец Дени Вильнев продолжает быть главным специалистом в Голливуде по умной высокобюджетной авторской фантастике. Хотя вторая часть экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта и динамичнее первой серии, это все еще достаточно медленное и абсолютно завораживающее кино. Несмотря на свою радикальность, «Дюна: Часть вторая», в отличие от многих других высокобюджетных картин, на которые делали ставку в этом году, собрала огромные деньги в мировом прокате.
[caption id="attachment_1639344" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»[/caption]
Невозможно не любоваться пустыней планеты Арракис или зловещими космическими кораблями противников будущего мессии в исполнении Тимоти Шаламе. Каждый кадр, как говорится, хочется вставить в рамку. Кроме того, картина задает важные вопросы об амбивалентности Избранного, который в поп-культурных произведениях все-таки чаще представлен персонажем положительным.
У классика готических киносказок Тима Бертона открылось новое дыхание, и он подарил нам одно из главных киноудовольствий этого года – продолжение своего «Битлджуса» о призраке-биоэкзорцисте и семействе, которое имело несчастье с ним познакомиться.
[embed]https://profile.ru/culture/veneciya-2024-bitldzhus-i-vse-vse...[/embed]
А вот для зрителей погружение в загробный мир, придуманный Бертоном, наоборот, по-прежнему счастье.
Там мстительный труп невесты с лицом Моники Беллуччи сшивает сам себя степлером, в очереди регистратуры потустороннего мира по-прежнему можно встретить самых безумных персонажей вроде старушки, которую съели кошки, а люди с крошечными головами работают чиновниками. Однако макабрическая вселенная Бертона, в отличие от реальности, совсем не пугает.
Клинт Иствуд в свои девяносто четыре поражает ясным умом и крепкой режиссерской рукой. Его «Присяжный номер два» – один из самых увлекательных фильмов года, который держит зрительское внимание каждую секунду хронометража. В центре этой судебной драмы герой Николаса Холта, выбранный присяжным. На судебном заседании он с удивлением осознает, что в день, когда была убита молодая женщина (предположительно своим парнем), он был рядом с местом преступления.
Иствуд создает объемных персонажей, отношение к каждому из которых может поменяться несколько раз на протяжении фильма. А также демонстрирует изъяны судебной системы США: так, например, на принятие решения присяжными влияет слишком много факторов, не имеющих отношения к делу.
«Выгон» – это роман Эми Липтрот, описывающий, как она, выйдя из реабилитационной клиники, отправилась из Лондона домой, на Оркнейские острова в Шотландии, чтобы обрести опору и понять, как жить дальше. Роман, почти лишенный сюжета в его классическом понимании и состоящий из внутреннего монолога героини и описаний природы, тяжело адекватно перенести на экран, но постановщица Нора Фингшайдт и актриса Сирша Ронан справились с задачей.
Динамики картине добавляет большое количество флешбэков с алкогольными загулами героини. На контрасте с ними особенно умиротворяюще выглядят пейзажи продуваемых ветрами островов, куда хочется телепортироваться, чтобы плавать с морскими котиками, выслеживать коростелей и дирижировать стихией.