Качество и безопасность как основа надежной экономики

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 23
Preview

Ситуация на международной арене побуждает Россию защищать экономический суверенитет и помогать своей экономике расти. На эти цели сегодня работает и стремление ужесточить внутренние сертификационные требования к поставляемой продукции. Это касается и активно развивающейся туротрасли, которая эксплуатирует подъемное оборудование — канатные дороги. Такие механизмы обязаны подтверждать свою надежность. Но не все, что приходит на российский рынок, соответствует желаемым критериям. Китайская продукция вызывают сомнения у специалистов с точки зрения качества.

Рынку нужен контроль

Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении требований к производимой в России продукции. От производителей будет требоваться раскрывать свои стандарты производства, чтобы был понятен состав продукции. Это, по замыслу законодателей, защитит рынок от низкого качества.  Однако важно еще и оградить российский рынок от низкокачественного импорта, сейчас эта проблема тоже существует: после ухода европейских брендов в Россию начали поступать товары с Востока и из Азии, это в том числе и Китай, и эта продукция не всегда качественная.

Стоит отметить, что еще в 2024 году Минпромторг настаивал на том, чтобы вернуть себе функцию контроля за качеством промышленной продукции. Ведомство обращало внимание на рост объемов фальсификата и контрафакта. Министерство отмечало, что, если производители не будут соблюдать требования безопасности и их продукция не будет отвечать должным стандартам безопасности, это создаст риски для здоровья и жизни потребителей. А в промышленности это особенно важно. К примеру, в таких сферах, как производство строительных смесей, кабелей, радиаторов, станков, высокоточного оборудования: подобная некачественная продукция может привести к обрушению зданий, пожарам и авариям. Это относится и к такому высокосложному оборудованию, как подъемные механизмы — лифты, краны, канатные дороги. Подобные технические устройства напрямую касаются рисков для жизни человека. И сейчас уже вовсю идет работа над разработкой новейших российских стандартов по безопасности подъемного оборудования: это призвано защитить российскую экономику от поставок ненадежной промышленной продукции.

Китайские предложения: красиво, но неубедительно

«Любые компании-поставщики, в том числе и китайские, прекрасно понимают, что у нас сложная ситуация в связи с международными санкциями. А это порождает новое соотношение «спрос-предложение». В итоге бизнес из Азии, в том числе и из Китая, пытается быстро заполнить эту брешь. Но эти быстрые дешевые предложения не гарантируют качество! Тем более что китайские требования к качеству и безопасности и российские требования к этим параметрам кардинально отличаются, мы более требовательны», - отмечает экономист Юрий Капштык.

Пока пассажирские канатные дороги завозятся на российский рынок без обязательного подтверждения требований безопасности. Получается, качество такой техники подтверждает только сам поставщик. На данный момент в горнолыжном бизнес-сообществе есть информация пока только об одном китайском производителе — это бренд BMHRI, он поставил свои подъемники на нескольких локальных российских курортах, например, в Приморском крае. Но как поведет себя эта техника на практике, пока неизвестно: все покажет эксплуатация. Но эксперты рынка замечают, что это рискованный подход. А когда все диктует цена (Китай, как известно, демпингует), то надеяться на высокое качество и надежность не приходится. И азиатское оборудование вряд ли способно конкурентно заменить европейские подъемники, которые завоевали доверие уже десятилетиями проверенной работы.

«В Китае мы были на заводах: да, ярко, красиво, но не очень верится в качество и надежность. Они могут производить продукцию тысячами, но что и куда делается, неясно. Для меня партнерство с Китаем, возможно, уже имеет ментальный барьер: есть негативные детали в работе с Китаем», - рассказывает Евгений Хрыкин, исполнительный директор ООО «Ай Си Эс» (компания «Индустриальные крановые системы»).

Новые стандарты России защитят туристическую отрасль в том числе, а это сегодня прорывной сектор российской экономики, турсфера мощно развивается, и поэтому тут нужно высокое качество. Канатную дорогу производители сравнивают с самолетом — она везет на себе подчас не меньше людей, чем авиалайнер, да и безопасность здесь превыше всего, ведь это не грузы, а людские жизни. Любой винтик должен быть качественным. Наша промышленность это сможет, Китай – далеко под вопросом, это даже видно по обычным бытовым товарам, которые завозятся из Китая: часто они хлипкие и недолговечные.

В пассажирских канатных дорогах, как и в другом оборудовании, есть критические детали, которые напрямую влияют на безотказность работы такого огромного механизма. Юрий Капштык отмечает, что, действительно, китайская промышленность подчас использует некачественное сырье, а это риски: «Все мы знаем, что Китай скупает лом металла, из которого потом производит оборудование. То есть получается, что это вторичная переработка. Зачем нам ставить на наших горах сложнейшее оборудование, канатные дороги, которые, возможно, произведены из отходов? В канатном подъемнике очень много деталей, комплектующих — получается, все это, до последнего винта, находится вне зоны нашего контроля!». Экономист замечает, что российская сторона в итоге не может проследить, как это было произведено китайскими заводами, проходило ли испытания, соответствует ли высоким требованиям безопасности. «А в подъемнике есть такие элементы, которые критически влияют на надежность и безопасность. К ним есть определенные требования. Поэтому новые стандарты безопасности очень актуальны», - подчеркивает Капштык.

Риски как вопрос национальной безопасности

У канатных дорог есть свои особенности эксплуатации, которые влияют на безопасность и которые нужно будет учитывать при прохождении сертификации, поясняет Юрий Капштык: «В частности, это эксплуатация в достаточно суровых условиях плюс годовой циклический перепад температур «лето-зима», и нагрузка, с которой пассажирские канатные подъемники должны работать бесперебойно, — все это должно соответствовать максимальному уровню безопасности». И российские канатные дороги уже отвечают этим требованиям, напоминает экономист. «Подъемники, которые производятся в России, уже соответствуют всем международным нормам безопасности и всем европейским стандартам, и занимают достаточно необходимую, но пока еще не полную нишу внутреннего горнолыжного сектора. Все же ранее курорты ориентировались на западное оборудование, и на создание сервиса по европейским стандартам, у нас стоит много европейских подъемников, и стандарты эти нам знакомы. Теперь курорты переориентируются на отечественное, ведь наши канатные дороги конкурентопригодны по отношению к западным образцам. Да и в целом мы экспортируем наше промышленное оборудование, так что, думаю, и в сфере производства канатных дорог мы будем на уровне или выше Европы, это безусловно».

А что касается стандартизации и сертификации оборудования, ввозимого из Китая, то здесь уже вопрос стоит даже о национальной безопасности, убежден Юрий Капштык. Как поясняет эксперт, международные требования и стандарты вырабатываются на основании среднестатистических данных, это в том числе данные по эксплуатации оборудования в разном климате, на юге, на севере, и так далее. Однако есть еще и внутренние стандарты, и они могут быть более строгими. «У каждой страны есть право ввести и свои национальные стандарты. В итоге требования в Китае к своему оборудованию могут быть иными, более мягкими, а требования РФ по отношению к оборудованию из КНР могут быть жестче.  Задача рынка — поднимать экономику, а это дается поддержкой своего производителя и защитой от низкого качества, в этом и есть стремление к нацбезопасности и суверенитету», - поясняет экономист. Срабатывают и репутационные риски, экономическая составляющая, поясняет Юрий Капштык: «Компании, которые закупают оборудование (в данном случае, курорты) в итоге попадают в зависимость от производителя в ходе эксплуатации продукции. И если оборудование будет демонстрировать низкое качество и не соответствовать требованиям безопасности, нести в себе риски, это ударит по репутации курорта».

Сертификация подъемного оборудования поможет систематизировать рынок, как внутри, так и с точки зрения импорта, убежден Евгений Хрыкин: «То, что ввозится в Россию, тоже надо оценивать, причем еще на этапе производства, еще там, за рубежом, до ввоза продукции в РФ». Евгений Хрыкин, работая ранее в европейской компании, как раз занимался сертификацией производства и подтверждением соответствия европейских грузоподъемных машин и механизмов и имеет в этом большой опыт: «Мы ездили на производства Германии, Финляндии, оценивали качество и безопасность продукции с представителями лаборатории, изучали и технологию, и соответствие менеджмента качества всем требованиям. На сегодня это все утеряно, никто за это, по сути, не отвечает. Поэтому будет важно обеспечить строгий контроль соответствия подъемного оборудования всем стандартам».

Вопрос контроля за поставляемым на рынок оборудованием, напоминает Юрий Капштык, должен быть на контроле как Правительства России, так и общественных организаций, а также профильных бизнес-сообществ.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'