
В период «Золотой эпохи Руси» – правления Владимирского Великого князя Константина Всеволодовича «Блаженного» – во всех русских землях, и Владимирских, и Киевских, почти прекратились тяжбы за власть. А после его смерти в 1218 году главной заботой князей обоих русских государств стали агрессивные действия соседних стран. Сначала это были попытки иноземных правителей влиять на политику русских земельных князей, чьи наделы располагались вблизи границ, затем началась и прямая военная агрессия с запада и востока – набеги вооружённых отрядов с целью захвата русских территорий.
После Константина Всеволодовича законным Великим князем Владимирской Руси стал его брат Юрий Всеволодович. Детям же Константина Юрий оставил их уделы: Василию – Ростов и Кострому, Всеволоду – Ярославль и Угличе Поле, а подростку Владимиру было назначено княжество Белоозеро, по достижении совершеннолетия.
В это время в Киеве правил Великий князь Мстислав Романович, с которым у Юрия Всеволодовича были вполне доверительные отношения. Сильная Владимирская Русь к тому времени практически доминировала над слабеющей Киевской, к тому же Мстислав взошёл на престол в 1212 году при деятельной поддержке Владимирского князя Юрия Всеволодовича – поэтому никаких междоусобных столкновений двух самостоятельных русских государств в то время уже не было.
Между тем именно в 1212 году на Западе началась подготовка очередного Крестового похода. Данные военные нашествия проводились с целью грабежа и захвата территорий – мусульманских и православных, но Папство и западные короли провозглашали Крестовые походы как «несущие истинную веру народам-безбожникам».
Это требовало большой идеологической подготовки, что объясняет состоявшийся в 1212 году так называемый «Крестовый поход детей», возглавлявший который «юный провидец Стефан». Он собрал несколько тысяч немецких и французских детей и отправиться с ними, «во имя Господа», на кораблях на восток, чтобы «силой и молитвой вернуть христианству Иерусалим». Большая часть юных крестоносцев, отплывших из Марселя на кораблях, вскоре погибли во время бури, остальные, достигшие берегов Палестины, были схвачены мусульманскими отрядами и проданы в Египте в рабство. Всю западную Европу из-за этого охватило праведное возмущение – и там быстрее пошёл сбор денег на новый, уже реальный Крестовый поход, назначенный на 1217 год.
Русь не была первоочередной целью этого нашествия, однако, явно неслучайно с 1212 года русские земли – и Киевские, и Владимирские – начали подвергаться сильному западному давлению – сначала дипломатическому. Так в 1214 году венгерский король Эндре II и польский князь Лешек Белым, при согласии Папы Иннокентия III, решили посадить в Галиче новую династию – венгерского королевича Коломана, женатого на польской княжне. Согласно этому плану Галиция отходила к Венгрии.
Правивший в Галиче князь Мстислав Мстиславович, относившийся к роду Ростиславовичей, был изгнан. При этом, Великий князь Киевский Мстислав Романович, в то время не имевший большой военной силы, с иноземным самоуправством ничего поделать не мог.
Именно после этой проверки на прочность одного из русских государств, на западе было принято решение начать и военное давление. Летописи сообщали, что с 1214 года «немцы стали чудь и литву посылать на пределы Новгородские и Псковские». В 1216 году такое нападение было особенно сильным. Правда в серьёзные бои нападавшие не встревали. «Приходя на Шелонь, и там деревеньки пограбив», они уходили до прихода новгородских отрядов.
В конце концов русским пришлось провести ответный поход. В 1217 году князь Псковский Владимир Мстиславович отправился «на чудь», чтобы отомстить за нападения. После того, как русские 17 дней осаждали там город Оденпе, оборонявшиеся в нём «немцы запросили мира и оставили город.
Очевидно воспользовавшись сложным положением Владимирской Руси из-за внешних угроз, снова начали тяжбу владетельные роды Рязани, которая раньше имела сильное влияние на политику Великих князей.
После смерти в 1216 году во владимирском плену Романа Глебовича Рязанского, престол княжества занял, по старшинству удельных рязанских князей, Роман Игоревич. Однако его двоюродный брат Глеб Владимирович решил устранить его и других своих конкурентов на рязанский престол. Летом 1217 года Глеб и его брат Константин организовали в Исадах съезд удельных рязанских князей – якобы, для распределения уделов. Но там во время пира, группой половцев, вызванных Глебом, были убиты Роман Игоревич, и многие удельные князья и их бояре.
Вот как описывает это событие историк В.Н. Татищев (18 век): «И когда стали довольно веселиться и уже упились, послал Глеб за уготованными убийцами. И когда оные пришли, тотчас Глеб и Константин, взяв мечи, стали князей рубить. И убили тут оных своих пятерых племянников и шестого брата родного. А князь Игорь Игоревич не успел на пир тот приехать и тем спасся. Бояр же и служителей их всех, бывших тут, побили».
Но престол Рязани убийцам не достался. После гибели Романа Игоревича Рязанское княжение, при поддержке Владимирского князя, принял его брат Игорь Игоревич. Объявив войну вероломному Глебу, он в 1219 году нанёс поражение его войску, в котором был также и большой половецкий отряд. Глеб сумел бежать в половецкие земли, но там вскоре сошёл с ума и умер.
Между тем, кроме немцев и поддерживаемых ими племён на русские территории начали совершать набеги и волжские болгары. Из-за этого в 1219 Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, в наказание за большой болгарский набег в район Устюга послал в их земли войско под предводительством своего брата – Святослава. Русы дошли до болгарского города Ошеля и сожгли его. Затем к Ошелю прибыло посланное «князем болгарским» значительное конное и пешее войско. Однако уже в начале сражения воины болгарского передового отряда, выпустив лишь по стреле в быстро наступающие русские полки, побежали, увлекая за собой остальное болгарское войско. «Князь болгарский» в ту же зиму стал присылать к Великому князю Юрию Всеволодовичу послов «с многими дарами», прося мира. Юрий отказал двум посольствам, и лишь третьему дал согласие заключить с волжскими болгарами мир «на прежних договорах, каковы учинены были при отце его».
Вдохновленный действиями Владимирского князя, изгнанный из Галича венграми князь Мстислав Мстиславович заключил в 1219 году союз с Даниилом Романовичем Волынским, выдав за него свою дочь, и зимой 1220-1221 годов с полученным от Даниила подкреплением и союзными половцами пошёл на Галич. Однако возле Галича в первой битве с составлявшим галицкий гарнизон сильным венгерским войском, где воины были «в бронях, как лед блистающие», Мстислав не смог добиться победы и отвёл войско за галицкие границы.
Но весной 1221 года, пополнив войско, Мстислав вновь подступил к Галичу. В новой битве – прямо у городских ворот – венгерское войско было разбито. О накале сражения свидетельствуют сообщения летописей о том, что у победителей были ранены и многие князи и бояре. Сам князь Мстислав Мстиславович получил ранение копьём в бедро, а князь Овручский Владимир Рюрикович был ранен двумя стрелами и копьём.
Галич был взят, королевич Коломан попал в плен. И венгерский король Андраш II вынужден был заключить с Мстиславом мир, а затем согласиться на брак своего сына с дочерью Мстислава. Таким образом, Мстислав Мстиславович снова утвердился в Галиче.
Тем временем, Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович продолжал принимать меры по защите границ своих земель. В 1221 году он послал своих воевод с войсками в устье реки Оки, чтобы «построить новый град, где издавна был град болгарский и от русских разорён». А в 1222 и 1223 годах он дважды посылал войска против враждебного Руси немецкого «Ордена меченосцев». Сначала войско Святослава – брата Юрия – ходило под Венден, а затем войско другого их брата Ярослава – под Ревель. Причиной походов было то, что немцы «велели ливонцам дань в Новгород не платить и изгнали сборщиков новгородских». За это братья Юрия разорили в Ливонии многие территории и ушли лишь получив большой откуп.
Вскоре, однако, русы потерпели поражение от литовцев – у Старой Русы. Когда к городу подступили пришедшие с набегом литовцы, Феодор, посадник Старой Русы, не обменявшись известиями с Новгородом и не прося помощи, собрал отряд и дал бой у стен города. Русов было намного меньше, и, хотя они «бились крепко», литовцы одержали верх. Сильно поредевший отряд Феодора, потеряв много людей, ушёл от преследования через леса и болота, а город достался врагам.
А в том же 1223 году немецкие «крестоносцы» взяли большой русский город Юрьев. Летописи сообщали, что сначала осаждавшие получили сильный отпор от гарнизона, возглавляемого храбрым князем Вячеком Борисовичем. Тогда немцы, потеряв на приступах много людей, решили применить хитрость. Князю, «чтобы не губить людей» были предложены перемирие и переговоры, и тот по совету с боярами согласился. Немцы немного отошли от города, и юрьевцы «в страже ослабели». Тогда немцы внезапно начали всеми силами решительный штурм и ворвались в город. Князь, все бояре и многие жители города были немедленно казнены.
После этого тяжёлого поражение всем на Руси стало ясно, что угрозу вторжения иноземных войск преодолеть легко не удастся.

Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:

и на Яндекс Маркет:

НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: