
1223 год, когда татары своей победой в битве у реки Калка защитили своё право основать государство в Среднем Поволжье, положил предел стремлению Киевских князей взять под контроль проект выстраивания большого азиатского торгового пути, задуманного Чингис-ханом и помогающим ему в этом Великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем (см. предыдущие статьи в АН). С этого момента началась масштабная экспансия татар в направлении Китая. А Владимирский князь, обеспечивая татарское войско финансами, оружием и добровольцами, продолжил заниматься укреплением своего государства.
После поражения от татар, Киевская Русь, получившая урок страха, перестала пытаться открыто влиять на политику Владимирской Руси. Отношения Киевского Великого князя с Владимирским стали «внешне» напоминать отношения со старшим братом – без ревности и с уважением. Но при этом новый правитель Киева Владимир Рюрикович, в согласии с западными королями и Папством, продолжал тайно интриговать против «старшего брата». В результате киевские земли в этот период уже не подвергались военному давлению с запада. Наоборот, Папство начало оказывать поддержку Киевской Руси, чтобы сделать её своим реальным союзником.
В это время Орден Меченосцев и балтийские племена продолжали совершать набеги на русское Балтийское побережье. А папские тайные посланцы упорно пытались организовывать тяжбы во Владимирском княжестве, стравливая земельных князей.
Уже через год после битвы на Калке, в северные пределы Владимирской Руси – в Новгородскую и Торопецкую земли – вторгся большой литовский отряд. Это был набег не только с целью грабежа – по сведениям новгородских лазутчиков, вражеский отряд начал обустраивать себе заставу на русской территории. Князь Ярослав Всеволодович Переяславль-Залесский, брат Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, немедленно пошёл с дружиной на литовцев. На Ловати, русы атаковали превосходящий по численности вражеский отряд, сходу опрокинули его и рассеяли. Враги бежали, оставив обозы с добычей.
Узнав об этой победе, новгородцы, не раз страдавшие от набегов с запада, решили призвать Ярослава Всеволодовича на княжение в Новгород – вместо правившего там Михаила Всеволодовича, представителя рода Ольговичей.
В 1226 году князь Ярослав отправился в ладьях в земли племени емь – ладожских карелов, всё чаще совершавших набеги в новгородские территории. «Повоевав там много» князь возвратился с победой и данью.
Но через два года, емь, получив военную помощь от Ордена меченосцев, снова пришли с набегом в новгородские земли. На этот раз дружина Ярослава не просто изгнала грабителей, а истребила большую их часть.
После этого князь Ярослав решил, что пора вооруженным путём заставить Орден меченосцев прекратить организовывать вторжения на Русь. Получив поддержку от племянников – Василька Ростовского и Всеволода Ярославского, новгородский князь начал собирать больше войско.
Однако новгородцы в этом Ярославу воспротивились. Война с сильным Орденом, которая могла затянуться, торговому городу была менее выгодна, чем просто отваживание отрядов грабителей от границ. Между князем и влиятельными новгородскими родами возник конфликт.
Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович понимал Ярослава, но большая война Руси, и правда, была не нужна. Поэтому Юрий открыто поддержал новгородцев и в сентябре 1229 года созвал своих земельных князей на Суздальский съезд. Там на основании общего решения, Ярослав вынужден был от похода против Ордена публично отказаться.
Однако вскоре Великий князь узнал, что Ярослав значительно увеличил свою дружину, явно, продолжая готовиться к большому военному походу. Причём всё больше владимирских князей его в этом поддерживало.
Тогда Юрий Всеволодович решил поставить в Новгороде другого князя, который точно бы не имел задачи воевать с Орденом. В 1230 году Юрий женил своего старшего сына Всеволода на дочери Великого князя Киевского Владимира Рюриковича – и при его поддержке, а также при поддержке митрополита Кирилла передал Новгород на княжение Михаилу Всеволодовичу Черниговскому. Ярослав же уехал обратно в Переяславль-Залесский.
Решение Юрия Всеволодовича было неудачным, так как Михаил обладал слишком большой гордыней, присущей князьям киевской земли. Едва явившись в Новгород, он отправил Ярославу в Переяславль-Залесский требование, чтобы тот отдал ему Волок Ламский, «который Ярослав взял от области Новгородской силою». По словам В.Н. Татищева, «Ярослав ответствовал Михаилу, чтоб тот сидел в Новгороде и доволен был тем, что имеет».
А в 1231 году в Новгороде возник мятеж против Михаила Всеволодовича – из-за возросшей цены на хлеб, вследствие неурожаев. Новгородцы направили послов к Ярославу, который затем пришёл в Новгород и «учинил там распорядок». На этот раз Великий князь Владимирский поддержал Ярослава, предварительно получив от него новые заверения о нейтралитете в отношении Ордена меченосцев.
С этого времени – с 1231 года и на протяжении ста лет новгородскими князьями были только потомки Всеволода «Большое Гнездо».
Чтобы помочь новгородцам в борьбе с голодом, Юрий Всеволодович отправил торговых послов в немецкие земли, и вскоре в Новгород приплыли немецкие торговые корабли с продовольствием. По словам В.Н. Татищева, «от сих жита стали много дешевле… учинилось великое избавление граду сему, поскольку были уже все при конце жизни».
Затем торговые послы Юрия отправились в богатую хлебом Волжскую Булгарию. Её правитель, «уведав от послов про неурожай на Руси», прислал к Великому князю Владимирскому своих послов – для учинения мира, с тем, чтобы «свободно торговать хлебом в его земле». Договор был подписан на шесть лет, с правом «купцам ездить в обе стороны с товарами невозбранно и пошлину платить по уставу каждого града безобидно, а рыболовам ездить с обеих сторон до межи».
А что же властолюбивый Михаил Всеволодович, потерявший Новгород? Вернувшись в Чернигов, он сразу же включился в борьбу за Киев против Великого князя Киевского Владимира Рюриковича. Многие князья киевской земли встали на его сторону, так как были недовольны тем, что Великий князь породнился с «владимирцами», слишком заносившимися над «киевскими».
Тогда Владимир Рюрикович, обратился за помощью к Великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу. А тот, чтобы вынудить Михаила прекратить провоцировать усобицу, отправил в Черниговское княжество Ярослава Всеволодовича с большим войском. Чтобы устрашить Михаила, Ярослав сжёг город Ршенск и окрестные села. Это заставило Михаила оправить Великому князю Киевскому Владимиру Рюриковичу заверения в признании его старшенства.
Но, на самом деле, Михаил не прекратил интриговать в стремлении к большей власти. В 1232 году представители новгородской знати, ориентировавшиеся на союз с ним, прибыли в Псков, чтобы склонить жителей этого богатого города на его сторону. Узнав об этом, Ярослав вынудил псковитян выгнать посланцев Михаила. Те тут же отправились во владения Ордена меченосцев. Возможно именно после общения с посланцами Михаила Всеволодовича Черниговского Папа римский Григорий IX, в булле от 24 ноября 1232 года, обратился к Ордену меченосцев с призывом «защитить от колонизации новгородцами Финляндию».
Между тем, в том же 1232 году «вдруг» участились набеги мордовских отрядов в русские земли. Тогда Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович отправил войска в поход «на волжскую мордву». По словам В.Н. Татищева, русы «без помех многие мордовские волости пожгли, множество мордвы побив и в плен взяв, возвратились».
В 1233 году вооружённое давление снова началось на северо-западных границах Владимирской Руси. Бежавшие в Ригу новгородские сторонники Михаила Всеволодовича Черниговского, получив помощь от Ордена меченосцев, овладели Изборском. Но вскоре они были выбиты оттуда псковичами. Затем уже отряды самого Ордена совершили набег на русские земли у города Тёсов.
В 1234 году, чтобы предотвратить дальнейшие нападения, Ярослав Всеволодович Новгородский с полками из Переяславля и Новгорода, без согласования с Великим князем Владимирским, вторгся во владения Ордена и подошёл к Юрьеву. Рыцари предприняли вылазку, но быстро потерпели поражение. После этого Орден вынужден был заключить с Ярославом договор о передаче Пскову восточной и южной частей Дерптского епископства.
В 1235 году Михаил Всеволодович Черниговский тайно договорился с Изяславом Мстиславовичем Смоленским о поддержке своих планов по смещению с престола Великого князя Киевского Владимира Рюриковича. Узнав об этом, Владимир Рюрикович и Даниил Романович Галицкий, повели войска к Чернигову, где «многие земли разорили».
Однако вскоре к войску Михаила присоединились большие отряды половцев, ранее перебравшихся из Поволжья в земли Киевской Руси. В результате Владимир Рюрикович и Даниил Романович, у которых войско было уже слабее, чем у Михаила, ушли от Чернигова. Даниил Романович вернулся в Галич, а Владимир Рюрикович отправился за помощью в Торческ – столицу великокняжеских «чёрных клобуков».
Вскоре Михаил Всеволодович Черниговский выступил в поход в киевские земли. В кровопролитной битве под Торческом Михаил нанёс Владимиру Рюриковичу поражение – в основном благодаря своим союзным половцам, которые взяли в плен Великого князя и его жену. Половцы позднее их освободили за большой выкуп.
Михаил Всеволодович отдал Киев Изяславу Мстиславовичу Смоленскому на княжение, сам же пошёл к Галичу и, изгнав Даниила Романовича, стал там править сам.
Однако не это стало завершением очередной тяжбы престолонаследования в Киевской Руси. В дело снова вмешалась Владимирская Русь. Ярослав Всеволодович Новгородский, с согласия Великого князя Владимирского, снова собрал войско Переяславля и Новгорода и пошёл к Киеву. Изяслав Мстиславович, понимая, что ему теперь противостоит более сильное войско, предпочел в войну не вступать.
В результате Ярослав занял Киев, но власть там Владимиру Рюриковичу не передал, так как киевляне, уставшие от тяжб князей, призвали самого Ярослава стать Великим князем Киевским. Извещённый о данном предложении Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович на это согласился, и Ярослав занял Киевский престол. В Новгороде же он оставил княжить своего сына Александра (будущего победителя рыцарей в битвах на Неве и на Чудском озере).
Таким образом, происки Запада с целью ослабления Руси привели к обратному результату. Был сделан важный шаг к объединению русских княжеств в одно государство – как это было когда-то.

Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:

и на Яндекс Маркет:

НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: