Среди важнейших деяний этого славного князя – внука византийского императора Константина IX Мономаха, по матери – есть особо выделяемые историками действия в связи с массовыми нападениями жителей Киева на ростовщиков. Летописцы дружно осуждают позицию, занятую тогда «Мономахом», обвиняя его, в связи с этим, в негативном отношении к евреям. Однако внимательное изучение фактов опровергает данное обвинение.
Итак, после не очень умного, самонадеянного Святополка Изяславовича на русском великокняжеском престоле в 1113 году оказался расчётливый «византиец» Владимир Всеволодович, успешный почти во всех своих начинаниях. Он мог стать Великим князем ещё в 1093 году – после смерти отца, Киевского князя Всеволода, но, не желая быть вовлечённым в войну престолонаследования, предпочёл уступить трон Святополку, имевшему на власть в Киеве больше прав. При этом Владимир Всеволодович не упустил очевидных выгод, которые давало ему смирение перед Святополком. Это позволило Владимиру распространить свою власть на ряд богатых русских княжеств и переложить на Святополка ответственность за неизбежные трудности в борьбе с сильными тогда половцами.
Очень интересно, что описываемые историками обстоятельства восхождения Владимира «Мономаха» на киевский престол похожи на историю воцарения царя Михаила – первого из династии Романовых – который, якобы, всячески отказывался от трона, и лишь после многократных увещеваний знати и требований народа, стал-таки русским царём. Такого рода свидетельства, очевидно, были призваны подчеркнуть особые права, в том числе моральные, на занятие престола соответствующим претендентом.
О Владимире Всеволодовиче русские летописцы и историки в основном писали в позитивном ключе – несмотря на то, что в его политике присутствовали ярко выраженные «византийские» черты, которые можно определить как «вынужденное вероломство». Здесь, конечно, в первую очередь, можно вспомнить о нарушении Владимиром договоров с половцами, о казнях их пленных князей, а также о неоднозначной позиции Владимира в связи с попыткой князя Святополка Изяславовича лишить удела Давида Игоревича Волынского. Иного, негативного отношения историков «Мономах» удостоился лишь в связи с киевским бунтом против ростовщиков.
Известно, что кроме задачи окончательного решения половецкого вопроса (см. статьи в АН), другой важнейшей целью «Мономаха» – уже внутриполитической – было наведение порядка в законах страны, недостатки которых в период правления Святополка привели к волнениям народа. Главной причиной этих волнений была неправильная «денежно-кредитная политика» в государстве.
Дело в том, что за годы правления Святополка Изяславовича на Руси пышным цветом расцвело ростовщичество, из-за чего начали массово разоряться ремесленники и купцы. Это сказывалось на отношениях с Византией, потенциальные доходы которой от торговли с важнейшим экономическим партнёром – Русью – перекочёвывали в карманы ростовщиков.
Очень возможно, что и многие князья могли попасть тогда в долговую зависимость от ростовщиков, что угрожало всей системе власти на Руси.
Поэтому не стоит удивляться тому, что начало киевского правления Владимира Всеволодовича, «по какой-то случайности», совпало с «народным» восстанием, в ходе которого были ограблены и подожжены дома большинства ростовщиков. В этом восстании очевидны интересы Византии, которые Владимир, внук византийского императора, всегда учитывал в своей деятельности.
В 1113 году большая часть киевских ростовщиков являлись евреями, многие из них пострадали – однако, князь Владимир «Мономах» не дал киевским волнениям перерасти в преследования по национальному признаку. Князь решал экономический вопрос, но вовсе не национальный.
Остановив беспорядки в Киеве «уговором», Владимир немедленно созвал совет князей, который затем постановил: строго воспретить на Руси «чрезмерную» ростовщическую деятельность. Было установлено, что «ныне из всей Русской земли» высылались наиболее провинившиеся ростовщики, которых впредь впускать на Русь запрещалось – «а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать».
Кроме того Владимир приказал разработать специальный «Устав о резах» (ссудных процентах) – в виде нового дополнения к «Русской правде» (свода законов князя Ярослава Мудрого). Этот устав ограничивал прибыли ростовщиков и условия закабаления должников. Например, ростовщики лишались права брать с «закупов» (должников) выше 50% годовых и держать их насильно на своих дворах в работниках, если те просили отпустить их, чтобы найти средства для возвращения долга.
Евреи-ростовщики могли продолжать на Руси свою деятельность – просто в рамках чётких правил. Поэтому неверно сравнивать эти ограничения с антиеврейской политикой королей Испании в 15 веке, когда согласно эдикту королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, в 1492 году, все евреи Испанского королевства в трёхмесячный срок обязаны были либо креститься, либо покинуть пределы страны; а не выполнившие этот эдикт объявлялись вне закона.
Возможно, именно в связи с наведением порядка в области финансов, а не только вследствие побед над половцами, при Владимире «Мономахе» княжеских тяжб за уделы стало значительно меньше, чем при Святополке Изяславовиче. А тех немногих князей, кто осмеливался затевать подобные свары, особенно вооружённые, Владимир быстро смирял.
По-настоящему серьёзный конфликт за уделы была начат в этот период лишь волынским князем Ярославцем, сыном Святополка Изяславовича. По словам историка В.Н. Татищева (18 век), Ярославец был «подущаем поляками область по Горыню отнять, и для того сделал союз с поляками». В 1020 году Ярославец с польским отрядом подошёл к Червеню, но поставленный там Владимиром Всеволодовичем наместник Фома Ратиборич, выйдя из города с дружиной, нанёс полякам поражение и, преследуя отряд Ярославца на территории Польши, захватил там большой полон.
После трёх лет пребывания в Польше, Ярославец, в 1123 году, упросил короля Болеслава Польского и короля Коломана Венгерского снова предоставить ему войска, чтобы помочь возвратить волынское владение. И затем привёл собранное войско к Владимиру-Волынскому, где оборону принял князь Андрей, сын Владимира Всеволодовича «Мономаха». Также к Ярославцу присоединились и братья Ростиславовичи. Угроза городу была очень серьёзна, так как войско «Мономаха» могло прибыть к Владимиру-Волынскому очень нескоро. Однако дело решил некий случай, снова в византийском стиле. Подъехав к стенам города, Ярославец обратился к жителям с угрозами, но в этот момент двое прятавшихся в кустах воинов Андрея ударили Ярославца копьями. На следующий день тот умер, что положило конец и набегу, и тяжбе.
В 1125 году – после 12 лет славного правления, обеспечив Руси внутренний мир и защиту от внешних посягательств, князь Киевский Владимир Всеволодович «Мономах» умер в возрасте 71 года, оставив после себя восемь сыновей и четыре дочери. К этому времени около трёх четвертей всех земель Руси управлялись «мономаховичами».
На киевском престоле Владимира сменил его старший сын Мстислав, прозванный затем «Великим».
В.Н. Татищев так писал об итогах правления Владимира «Мономаха»: «Взойдя на престол Киевский, он государство Российское, как республику бедствующую и разоренную от погибели удержал и, укротив несогласные языки, все княжения во единое тело совокупив, в монархию, или самодержавие, снова привёл».
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет: