С интересом Татьяна Марченко погрузилась и в историю предместья. Там более, что в 2024 году был прекрасный повод — Рабочее отмечало 225-летие. Мы пробежались по фактам, о которых иркутянам тогда, готовя большой праздник, напомнили Татьяна Марченко и Алексей Распутин.
В 1693 году «енисейский посадский человек Ивашка Ушаков» построил на реке Ида мельницу. Народ сохранил память о предприимчивом купце, переименовав реку в Ушаковку. К концу 17 века на Ушаковке работали уже две мельницы братьев Ушаковых, а Штинников, их приказчик, поставил на берегу мыловаренный завод.
Но официальная история иркутского предместья Рабочее начинается гораздо позднее, с 1799 года, когда здесь был открыт Ремесленный (Работный) дом. Он дал толчок формированию и развитию предместья.
Суть в том, что во второй половине 18-го века «головной болью» для властей Иркутска стали переселенцы из европейской части России, особенно беглые крепостные. Ранее их не преследовали, записывали в крестьянское или мещанское сословие. Они могли жить свободно. Вольница кончилась, когда Екатерина II, опасаясь повторения Пугачёвского бунта, издала указ: беглых ни в какое звание не записывать. Не получив гражданства беглецы вынуждены были бродяжничать. Иркутск оказался переполненным бродягами и ссыльными. Городской голова Михаил Сибиряков нашёл решение проблемы: он-то и обратился к губернатору с прошением учредить для этих людей Ремесленный дом. Его разместили подальше от центральной части города. Одновременно строилась тюрьма, которая, помимо прямого предназначения, стала регулировать хлынувший в Иркутск поток ссыльных. Сначала в Ремесленном доме на принудительных работах числилось 100 ссыльных, а в 1835 году — 226 человек мастеровых, 20 чернорабочих и 60 ссыльнопоселенцев, которые по состоянию здоровья не могли работать и содержались за счёт труда мастеровых. Труд ремесленников оказался востребованным иркутянами: сюда шли за обувью, шапками, конной упряжью, иконами, шерстью, горшками, телегами, солодом. При Ремесленном доме была открыта суконная фабрика. Обитателей Ремесленного дома и заключённых тюрьмы использовали в работах по благоустройству города.
С середины 19 века этот район стал называться Ремесленной слободой. К 1877 году здесь было уже 17 улиц и переулков. Ремесленный дом был закрыт в 1858 году, перестала работать и суконная фабрика. А в Рабочем селились не только бывшие арестанты и ссыльные, но и вполне законопослушные граждане.
Связь Ремесленной слободы с «большой землёй» — центром Иркутска — сначала была затруднительна: зимой — по льду Ушаковки, летом — вброд, а проезд — по плотине мельницы купца Курсина. Но уже в 1829 году был построен мост через Ушаковку, выходящий к зданию тюрьмы, в связи с чем получивший в народе название «Острожный». А в 1861 году — мост в районе Знаменского монастыря.
Каштак, Ушаковка, острова на реке — традиционно были излюбленными местами летнего отдыха иркутян. Простые люди в выходные дни семьями приходили на берег. Состоятельные иркутяне предпочитали покупать в этих местах дачи. Также на Ушаковке обустраивались платные купальни.
Впечатляющее наследие прошлых столетий — храмы, распложенные на территории Рабочего.
В частности, величием поражает церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Здесь любовно ухоженная прихрамовая территория: растут сибирские кедры, монгольские дубы и канадские ели. Летом пространство утопает в цветах, радует фонтан, а зимой глаз не оторвать от ледяных скульптур с подсветкой.
Князе-Владимирский храм — еще одна достопримечательность Рабочего. Настоятель отец Алексей предложил благоустроить и территорию Каштаковской рощи, прилегающую к церковному комплексу. Идея получила условное название «Сарафанов городок». Эта локация может стать еще одной точкой притяжения в обновленном предместье.
А свежие, яркие страницы, надеемся, будут вписаны в историю благодаря уже стартовавшему воплощению градостроительной концепции «Предместья Знаменское».