Инна Баженова: "Современное искусство нуждается в профессиональном комментарии"

ПРОФИЛЬ 2 часов назад 34
Preview

В конце октября и начале ноября в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других городах России пройдет фестиваль фильмов об искусстве The Art Film Festival. Он организован ведущим российским изданием о мировом искусстве The Art Newspaper Russia и проводится уже седьмой раз. О том, как развивается этот проект и какие фильмы он представляет в этом году, «Профиль» поговорил с основателем фестиваля коллекционером Инной Баженовой и совладельцем фестиваля издателем The Art Newspaper Russia Ольгой Ярутиной.

Инна Баженова: Фестиваль сменил название по внутренним причинам – произошла реорганизация. У The Art Newspaper Russia теперь новый издатель. Газета по-прежнему вовлечена в работу над фестивалем, а я, предыдущий издатель, когда-то была инициатором фестиваля и сейчас по-прежнему остаюсь его соорганизатором. Так что новое название – это чтобы никого не запутать. Что касается расширения географии, мне кажется, это очень своевременно. В культурном отношении столицы и регионы в России начали играть на равных. То, что интересно москвичам, так же интересно в Перми, Владимире, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Ольга Ярутина: Проект растет и развивается, пытаясь отвечать на вопросы, возникающие здесь и сейчас. Сегодня нам кажется интересным и важным начать диалог со зрителями из разных городов России. Кто формирует художественную среду в крупных городах? Что интересует этих людей? Как они воспринимают проблематику, которая поднимается в наших фильмах? Это будет очень интересный диалог.

И.Б.: Мне кажется, повсеместный интерес к культурным событиям – это растущая тенденция. Как уроженка Нижнего Новгорода я часто там бываю, и сведения у меня из первых рук. В музейно-выставочной жизни Нижний уже совершенно столичный город, а фестивальная жизнь – пространство острого интереса. То же самое я вижу и в других регионах. Людям интересно.

О.Я.: Расширение географии фестиваля – это прежде всего наше желание вовлечь в этот интересный процесс регионы, показать хорошее кино об искусстве и в других городах России. Сейчас речь идет о двустороннем процессе: с одной стороны, фестиваль с каждым годом все более востребован, а с другой – аудитория регионов становится не просто восприимчивой к нашей тематике, а уже имеет сформулированный запрос на фильмы об искусстве.

[caption id="attachment_1610250" align="alignright" width="372"] Ольга Ярутина[/caption]

О.Я.: У нас, конечно, есть программный директор, преподаватель ВГИКа – Марина Торопыгина. Тем не менее отбор ведется нами коллективно, поскольку мы заинтересованы в первую очередь в тех зрителях, которые читают нашу газету. С одной стороны, мы хотим привлечь внимание людей, любящих кино, к нашему изданию. С другой стороны, мы предоставляем нашим читателям дополнительную возможность соприкоснуться с искусством, расширить кругозор за счет просмотра кино.

И.Б.: Для фильмов также есть условия. Во-первых, это должна быть российская или московская премьера. Во-вторых, это должен быть фильм, который так или иначе связан с искусством, судьбой художника, с проблемами, которые встречаются на творческом пути. В этом году мы, например, показываем кино об арт-критиках. В-третьих, важна не только тематика, но и качество. Мы находимся в постоянном обсуждении фильмов-участников кинофестиваля. Они должны нравиться нам самим, поэтому отбор – интересный живой процесс.

О.Я.: Безусловно, любой российский автор, если тема его фильма прямо или косвенно касается искусства и отвечает этим условиям, может нас заинтересовать. Попасть в программу можно до начала октября.

И.Б.: В фильмах этого года есть сквозная тема: диалог художника с художником. Например, можно отметить фильм о том, как Александр Сокуров, режиссер и человек, любящий изобразительное искусство, делает инсталляцию в Эрмитаже, посвященную Рембрандту. Сам фильм снимает ученик режиссера, то есть еще один диалог художника с художником возникает в процессе создания картины. В других фильмах также присутствует тема диалога. Не в последнюю очередь в фильме «Критика умерла. Да здравствует критика». Здесь, конечно, речь идет о диалоге критика с художником или о диалоге критика с аудиторией.

О.Я.: Одной из центральных тем программы этого года стала небольшая ретроспектива наших любимых авторов – Илы Бека и Луизы Лемуан. Эти режиссеры снимают фильмы об архитекторах, а точнее сказать, об архитектуре как среде обитания и о том, как эта среда влияет на человека или как человек влияет на среду. Наши любимые авторы общаются со своими героями, ведут диалог в дружеской атмосфере и с симпатией. Бека и Лимуан еще интересны особенным чувством ритма. Например, как раз премьерный фильм «Чувство ритма» – об архитекторе и дизайнере из Мумбая. Режиссеры сопровождают его в течение суток и пытаются понять, как устроен ритм его жизни и как он связан с ритмом города, в котором он живет.

О.Я.: Направление арте повера кажется нам очень интересным. Во-первых, это вполне своевременный фильм, потому что арте повера было движением, которое в конце 1960-х шокировало публику, возможно, вызывало отторжение, как это часто бывает с произведениями современного искусства. В наше время произведения направления арте повера стали классикой, заняли свое место в музеях. Пожалуй, как раз сейчас, спустя почти 60 лет самое время задуматься о том, что было в прошлом, как это прошлое повлияло на настоящее и посмотреть на живых участников этого процесса, которые сейчас тоже вспоминают самих себя в молодости и как-то переосмысляют, может быть, даже ностальгируют. В любом случае это интересный фильм.

И.Б.: Мы можем вспомнить, что вообще любое искусство, которое раньше как-то шокировало, настораживало или волновало, даже вызывало желание запретить, со временем становится классикой, покрывается патиной или даже позолотой. Теперь уже можно на все это смотреть без страха или опасений, которые были тогда.

И.Б.: Фильм об американских арт-критиках поднимает очень важную тему востребованности этой профессии. Конечно же, эта тема касается не только американских, но и европейских, и азиатских, и любых других арт-критиков, в том числе и в России. С одной стороны, мы видим, как различные масс-медиа и социальные сети предоставляют людям все больше возможностей высказаться, и проблема здесь, на мой взгляд, заключается в том, что любые высказывания об искусстве, чем они наивнее и проще, тем популярнее они становятся. Современное же искусство нуждается в профессиональном комментарии. Сила профессионального арт-критика в том, что он знает историю искусства и он понимает, как поместить в эту историю и «Чёрный квадрат», и современные произведения, и Герхарда Рихтера.

О.Я.: Здесь я вижу борьбу художественного критика-профессионала и, скажем, человека, разбирающегося в искусстве поверхностно. Эта проблема актуальна не только для американской арт-критики. Мы планируем приурочить к фильму дискуссию профессиональных арт-критиков, так как проблема животрепещущая и это один из интереснейших фильмов в программе.

И.Б.: Да, этот фильм действительно выглядит несколько, может быть, неожиданно в нашей программе, но с каждым годом мы расширяем наш кругозор и тематику фестиваля. Почему бы и нет. В данном случае мы имеем дело с очередной адаптацией классики. Автор берет классическое произведение – трагедию Шекспира, но переносит действие в современную Якутию, что говорит об универсальном характере искусства.

О.Я.: Якутское кино – очень яркий феномен в современном отечественном кино, а значит, и в современном отечественном искусстве. Все-таки кино мы тоже считаем искусством. Нам показалось важным показать этот фильм, и, надеемся, что он будет интересен нашим зрителям.

О.Я: Интересно, что вы заметили такую сквозную тему в фильмах нашего фестиваля. Я думаю, что она актуальна для многих фильмов или текстов о современном искусстве в принципе и, конечно же, является центральной для фильма «Трагедия в углу», который посвящен художникам, работающим не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в городах, далеких от центра. Тема сопротивления, которое приходится преодолевать художникам на пути к творчеству, особенно актуальна.

И.Б.: У нас есть и игровой фильм на эту тему – «Далекие близкие». Это совершенно другая история, происходящая в другие времена и в другой стране. Здесь тема сопротивления отразилась зеркально: речь не идет не о том, что художник пробивает или, скажем, пытается бороться с окружающими обстоятельствами, а о том, как художественное творчество помогает молодой пианистке сопротивляться обстоятельствам внешним, семейным и социальным. То есть, сражаясь за свое творчество, художник сражается и за свою внутреннюю свободу.

О.Я.: Да, лекции, встречи, безусловно, планируются. Мы видим в этом принципиально важный момент для нашего фестиваля. Это вообще особенность хорошего фестиваля: сопровождать показы беседами и комментариями, давать публике возможность пообщаться с создателями фильмов.

И.Б.: Это всегда очень важно и для нас, потому что мы получаем отклик от зрителей. Мы понимаем, какие ленты понравились, что заинтересовало зрителя, куда нам двигаться дальше

И.Б.: Пока мы заняты фестивалем этого года и надеемся провести его достойно. В следующем году, хотелось бы верить, будет очередной фестиваль, и мы будем стараться, будем работать над этим, и будем надеяться, что появятся новые возможности для приглашения фильмов.

О.Я.: Нам было бы интересно подумать о том, в каких направлениях можно было бы расширять тематику нашей программы. Может быть, стоит делать ретроспективы. Все это будет зависеть еще и от того, насколько успешно пройдут программы этого года, что понравится публике, как мы поймем по ее реакции. В любом случае, планы на будущее зависят от того, как пройдет этот фестиваль.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'