HBO показал финал сериала "Город бога: Борьба продолжается"

Газета.Ru 7 часов назад 15
Preview

На канале HBO и стриминге Max завершился показ мини-сериала "Город бога: Борьба продолжается" — сиквела легендарной криминальной ленты "Город бога" о печально известных фавелах Рио-де-Жанейро. Действие шоу разворачивается спустя 20 лет после событий картины, в нулевые годы: повзрослевший фотограф Ракета возвращается в родной район, где вновь готовится пролиться кровь. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел все шесть серий "Борьбы" и рассказывает, стоило ли ее продолжать.

Он, конечно, не "город-сказка" и не "город-мечта", но, попадая в его сети, все-таки пропадаешь навсегда — на такой примерно ноте 20 лет назад с нами прощался криминальный эпик Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд "Город бога". Великая лента о беспросветной жизни фавел Рио-де-Жанейро 60-х–80-х, вечный фигурант списков лучших картин XXI века и, возможно, самый известный бразильский фильм в истории — это да. Первоочередный кандидат для ностальгического сиквела — едва ли. Тем не менее спустя многие годы мы воссоединяемся с фотографом Ракетой (Алешандру Родригес) ровно в таких обстоятельствах.

В Сидаде-де-Деуш все по-прежнему не слава богу, хотя формально стало поспокойнее и порадужнее: наркобарон Снегирь (Маркус Палмейра), который пришел к власти вскоре после событий оригинального "Города бога", считается достаточно добрым правителем. Реки крови, впрочем, возвращаются на улицы Рио, когда из тюрьмы выходит Фонарь (Тиагу Мартинс) — названный сын Снегиря и его бывшая правая рука, стремящийся вернуть свое.

Продолжение сохраняет 20-летнюю дистанцию между современностью и описываемыми событиями, то есть действие шоу разворачивается в середине нулевых — примерно в то же время, что был выпущен фильм Мейреллиша и Лунд. Загвоздка в том, что внутри сериала "Город бога: Борьба продолжается" картины "Город бога", очевидно, не существует, а значит, сиквел прорубает какую-то собственную ветвь действительности, лишенную как социального эффекта, который произвела лента 2002 года, так и ее (ленты) документальной подноготной.

Возможно, в попытке это компенсировать, а может быть, отвечая на некий бразильский общественный запрос момента, шоу в начале каждого эпизода подчеркивает, что это вымышленная история и придерживается радикально отличающейся от фильма тональности. Старый "Город бога" был вполне однозначным высказыванием в духе "что совой о пень, что пнем о сову". Из вереницы тамошних героев, стремившихся к иной жизни, добиться ее смог лишь Ракета, остальным была уготована несравненно более печальная участь. При этом все, кто оказывался на развилке между личным и общественным, сворачивали в сторону первого, в том числе и Ракета, поэтому в плане большой схемы вещей Мейреллиш и Лунд оставались даже более пессимистичны: у отдельного человека есть крохотный шанс, у города — ни единого.

В этой области "Борьба продолжается" пытается заниматься какой-то рефлексией: некоторые бразильцы обвиняли оригинальную ленту в эксплуатационно-"экспортном" подходе к изображению неблагополучных районов, примерно те же претензии повзрослевшему Ракете (который дослужился до позиции ведущего фотографа в главной газете города, снимая происходящее в фавелах) высказывает его юная дочь-рэперша. Выводы из этого делаются, откровенно говоря, странные.

Во-первых, сериал принимается настаивать на оголтелом социальном оптимизме, из-за чего напоминает чью-то предвыборную агитацию. Местами это выглядит просто нелепо, местами — издевательски, поскольку в некоторых аспектах жизнь обитателей Сидаде-де-Деуш со времен выхода фильма стала только хуже: например, как раз в нулевые в Рио стала усиливаться военная полиция, которая за прошедшие 20 лет сама по себе превратилась в еще одну крупную проблему наравне с наркобизнесом (на эту тему Жозе Падилья снял дилогию "Элитный отряд" с Вагнером Моурой в главной роли — кстати, по тексту Браулио Мантовани, написавшего сценарий "Города бога").

Во-вторых, в процессе блужданий у сериала начинает барахлить моральный компас, так что он заглядывает на крайне сомнительную территорию: наркобарон Снегирь, прибравший к рукам власть 20 лет назад, состоит на более-менее хорошем счету, потому что сделал много полезного и навел порядок. Куда ведет такая дорожка - всем понятно.

Сама она (дорожка) при этом вызывает не меньше вопросов, чем пункт назначения. Там, где старый "Город бога" шокировал безжалостностью к героям и зрителям, новый нагоняет тоску манипулятивными образами и приемами, от которых разит дешевизной: застреленная девочка с библией в руках, похороны важного персонажа под трэп-обработку моцартовской "Лакримозы".

Заметно в "Борьбе" и отсутствие ответа на вопрос, зачем все это в принципе нужно, да еще в виде мини-сериала. Если двухчасовая лента Мейреллиша и Лунд охватывала почти два десятилетия и добивалась поставленных задач куда меньшей кровью, то шоу тратит все шесть своих серий, чтобы невзрачно потоптаться в нулевых. Для тех, кому ужасно хотелось реюниона с персонажами "Города бога", существует альтернативный сиквел — короткометражка "Ракета", снятая пару лет назад в качестве рекламы мобильников и связи 5G. А что с каждым днем мы все дальше от Бога, нам и без того известно.

Оригинальное название: "Cidade de Deus: A Luta Não Para" / "City of God: The Fight Rages On"

Дата выхода: 26 августа 2024 года

Продолжительность: 6 серий по 46 минут

Режиссеры: Али Муритиба

В ролях: Алешандру Родригес, Тиагу Мартинс, Роберта Родригес, Сабрина Роза, Эдсон Оливейра, Маркос Палмейра

Никотин, алкоголь и наркотики вредят здоровью. Не стоит их употреблять.

 

Читать в Газета.Ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'