Крупные торговые сети, годами душившие малый бизнес своими монопольными практиками, теперь сами оказались под ударом. Они проигрывают конкуренцию более гибким, современным и удобным форматам онлайн-торговли. На этом фоне в тишине думских кабинетов зреет некий законопроект, который многие могут воспринять как лоббистский и направленный против онлайн-торговле, словно кость в горле сидящей у торговых магнатов. Речь идет о готовящемся наступлении на пункты выдачи заказов (ПВЗ) интернет-магазинов — один из немногих по-настоящему удобных и конкурентных форматов торговли в России и который может быть использован для удушения неудобной крупным торговцам конкуренции.
При ближайшем рассмотрении можно подумать, что этот законопроект призван не защищать интересы граждан и малого бизнеса, а продавливать интересы крупного капитала. С чего такие выводы? Абсурдные поправки, запрещающие хранить заказы более 72 часов, что неудобно для жителей регионов без курьерской доставки. Запрет на фасовку и переупаковку товаров, что ухудшает качество обслуживания. Ограничение числа дневных поставок, что усложняет логистику онлайн-магазинов.
Предлагаемые поправки — это ошибка или сознательный акт экономического саботажа? Всё это видится как удар по тысячам малых предпринимателей, которые создали современную и эффективную логистическую сеть, позволяющую, не взвинчивая цены, обеспечивать россиян товарами. И как плевок в лицо десяткам миллионов россиян, которые привыкли к удобному сервису. Потому, как последствия для малых предпринимателей и граждан, в случае его принятия, могут оказаться плачевными, если не катастрофическими. Судите сами: по заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли, закроется до 90% ПВЗ. А это удар по малым предпринимателям и удобный сервису для миллионов россиян.
Эксперты подробно разобрали предлагаемые нововведения:
«Хранить заказы не дольше 72 часов. Это что за бред? Какое, простите, дело депутату Госдумы до того, сколько дней посылка лежит в пункте выдачи? Для миллионов россиян, особенно из регионов, где нет курьерской доставки, возможность забрать заказ в удобный день — единственный шанс получить товар. Это прямое указание чиновника гражданину: „Ты будешь жить по моему графику, а не по-своему“. Удобство покупателя объявляется вне закона.
Не заниматься фасовкой, переупаковкой. А в чем здесь вообще проблема? Если небольшой пункт проводит предпродажную подготовку товара, он делает его лучше для конечного потребителя. Это элементарный сервис. Запрет на это — это запрет на качественное обслуживание. Логики здесь ноль, только голое желание задушить малый бизнес любыми способами.
Принимать ограниченное число дневных поставок. Вот здесь „уши“ лоббистов торчат наиболее явно. Обычный сетевой супермаркет, принадлежащий одному из олигархов, может принимать фуры круглосуточно, загораживать подъезды и шуметь — это никем не ограничивается. Но небольшой ПВЗ, куда раз в день заезжает легковой автомобиль или микроавтобус, должен быть ограничен. Двойные стандарты налицо! Цель ясна: сделать логистику онлайн-магазинов максимально неудобной и дорогой».
В итоге возникает большой и неприятный вопрос: законопроект демонстрирует, что Госдума защищает интересы крупного капитала, а не граждан?