«Гори, гори, моя звезда»: голос Анны Герман обладал лечебными свойствами

Культура 6 часов назад 15
Preview

Четырнадцатого февраля исполняется 90 лет со дня рождения Анны Герман. Теплая людская привязанность к замечательной певице не зависит от хода времени и музыкальных вкусов: мало кто в нашей стране пользовался такой искренней любовью, как эта обаятельная женщина.

Ровно полвека тому назад, в 1976 году, начались съемки художественного фильма «Судьба» по мотивам одноименного романа Петра Проскурина. Картина стала одним из ярчайших событий отечественного кинематографа семидесятых, и не последнюю роль в успехе ленты сыграла звучащая в ней музыка. Кульминация действа — по крайней мере, в сугубо эмоциональном плане, сцена, где на фоне демонстрирующегося на экране кромешного ада военного времени (густой дым, пожары, виселицы, делающие атмосферу охватившего страну страшного горя чуть ли не осязаемой) звучит нежный, прозрачный, хрустальный голос: «Покроется небо пылинками звезд и выгнутся ветви упруго...».



Это — один из самых пронзительных эпизодов в истории нашего кино. По словам режиссера фильма, Евгения Матвеева, такого стопроцентного «попадания», такого потрясающего эффекта можно было добиться только с помощью единственной певицы. Песня «Эхо любви», написанная композитором Евгением Птичкиным на стихи Роберта Рождественского, — одна из главных и бесценных жемчужин советского песенного искусства, а исполнившая ее Анна Герман, возможно, самая любимая певица СССР.

В 1960 — 1980-х, то есть в период наивысшего расцвета советской эстрады, недостатка в выдающихся мастерицах вокального искусства не наблюдалось. Но если одними поющими дамами восторгались и восхищались, другим старались подражать, а по третьим и вовсе сходили с ума, то Анну Герман просто любили — безо всякого наносного пиетета и излишне восторженного трепета. Несмотря на то, что любовь — штука иррациональная, у такой особой привязанности, какую питали к артистке наши соотечественники, думается, все же есть вполне рациональное объяснение.



Ведь дело не только в количестве проданных дисков (фирма «Мелодия» выпустила пять долгоиграющих виниловых пластинок Герман, каждая из которых расходилась внушительными тиражами) и аншлаговых концертах (певица собирала полные залы повсюду, где выступала — от кинотеатров до стадионов). Просто на фоне недосягаемых эстрадных див Анна Герман всегда представлялась какой-то более земной, человечной, своей... Не в смысле «своей в доску», а этакой домашней, «уютной», почти родной. Слушателям всех возрастов и социальных слоев казалось, что эту женщину они знали всю жизнь. Такова была магия ее голоса — неповторимого, обволакивающего, трепетного, словно парящего в воздухе.

К слову, известный немецкий психиатр (несмотря на особое отношение к артистке у нас, ее хорошо знали и в других странах) Яков Кирш посвятил творчеству Анны Герман докторскую диссертацию, где доказал, что ее вокал обладает терапевтическими свойствами. По мнению исследователя, голос певицы усиливает эффект лечебного воздействия и стабилизирует психическое состояние пациентов...



При этом не сказать, чтобы голос этот был (с чисто технической точки зрения) особо уникальным. Ни феноменальным диапазоном, ни широкой вокальной палитрой Анна не обладала — лучшие ее песни выдержаны примерно в одном лирическом ключе и исполнены в одном регистре. Ловкое жонглирование октавами и умение брать запредельные ноты не были в числе ее безоговорочных «форте».

Прелесть пения Герман иного свойства: для него была характерна особая, своего рода, теплая грусть. Даже легкие, шуточные номера звучали в исполнении певицы с едва уловимым оттенком печали. Она брала за живое неповторимой, хрупкой искренностью, утонченной романтичностью и просто-таки обезоруживающей женственностью. Поэтому не было на советской эстраде исполнительницы более нежной и трогательной.

Вокальную работу Анны Герман отличало еще одно, важнейшее и не столь часто встречаемое в мире эстрадного пения качество — непохожесть на других, «самость». Единожды соприкоснувшись с ее прочтением того или иного произведения, какие-либо другие версии поклонник уже воспринимал с трудом — они «не котировались». В репертуаре артистки есть немало песен, которые исполнялись многими артистами, но именно вариант Анны Герман навсегда оставался каноническим.



Мы неслучайно вспомнили в начале о высокой оценке, которую дал Евгений Матвеев исполнению Анной «Эха любви». То же можно сказать практически о каждой композиции, которой обогащала свой репертуар эта удивительная вокалистка. Проникновенная песня Бабаджаняна/Евтушенко «Не спеши» без обволакивающего и немного томного германовского тембра немыслима. Старинный русский романс «Гори, гори, моя звезда», входящий в творческий арсенал многих исполнителей, никому не удавалось преподнести так чувственно и душещипательно, как нашей героине. Кстати, русские романсы — это отдельная страница в творчестве Герман, к ним она питала особую любовь. Игриво-печальный шлягер Владимира Шаинского и Михаила Рябинина «Когда цвели сады», ставший чем-то вроде визитной карточки Анны, едва ли возможно представить в чьем-либо еще исполнении. Что же касается знаменитой «Надежды», написанной Александрой Пахмутовой на стихи Николая Добронравова, то здесь вообще не так-то просто припомнить навскидку известного артиста, который бы не брал эту песню «на вооружение». Но все равно с задушевным — задумчиво-грустным, но при этом ободряющим и внушающим уверенность — прочтением Герман ни одна версия не сравнится...

Про непростую, трагичную судьбу певицы, жизненный путь которой оборвался слишком рано, в 46 лет, написаны книги, сняты документальные ленты и даже поставлен телесериал. Многое, наверное, еще будет сказано, поскольку Анна Герман — не из тех артисток, жизнь которых изучена под микроскопом. Целиком посвятившая жизнь творчеству, она старалась оберегать свое личное пространство и поэтому никогда не была замечена ни в чем, хоть отдаленно намекающем на скандал.


На фото РИА/Новоости Анна Герман (в центре) в студии грамзаписи "Мелодия", 1975 г.

Какими бы новыми подробностями ни обросла в дальнейшем биография певицы, очевидно одно. Когда удивительный и неповторимый голос Анны Герман перестал звучать, очень важная частичка отечественного песенного искусства навсегда испарилась. Вот уже не первое десятилетие, что миновали с момента ухода певицы, чего-то неуловимо важного эстрадному миру (не только нашему) стало остро не хватать, и это «что-то» не восполнено до сих пор. Дефицит искренности и трогательной женственности, острая нехватка доверительной, пусть порой слегка наивной подачи, или просто банальный недобор качественного песенного материала — что бы это ни было, но благодатная творческая ниша, оставленная Анной Герман, незанята по сей день.

Фото вверху: РИА/Новости.

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'