
Январь, февраль - это месяцы, когда в Киеве и Минске 2014 года, в Минске 2015 года, в Гомеле, Бресте и Стамбуле 2022 года начинались и потом бесславно заканчивались псевдопереговоры о Евромайдане и последующих событиях, им вызванных. Теперь в 2026 году мы в эти же месяцы вступаем в очередной переговорный процесс. И опять по Украине. Неужели это какое-то проклятие?!
Для ясности вспомним суть обозначенных выше событий. Итак, в январе-феврале 2014 года переговоры президента Януковича и лидеров оппозиции при участии гарантов-посредников - глав МИД Германии, Польши и Франции, а также нашего спецпредставителя Лукина - закончились принятием соглашения о путях выхода из политического кризиса. Но на второй день, под силовым давлением боевого крыла оппозиции, Янукович покинул страну. Лидеры протеста оценили эту ситуацию как выход президента из процесса реализации зафиксированных в соглашении обязательств власти. Дело в том, что Янукович не подписал и не наложил вето на принятый Верховной Радой, предусмотренный в соглашении, закон о возвращении политического режима к парламентско-президентской форме правления. Поэтому 23 февраля Верховная Рада приняла постановление, в котором записала, что президент Янукович самоустранился от своих полномочий, и возложила исполнение его обязанностей на главу Верховной Рады Турчинова. При этом гаранты-западники промолчали, а наш Лукин заявил, что он соглашение не подписывал, так как не был уверен в его реализации сторонами.
В ответ, на юго-востоке страны пророссийские организации Крыма, Донбасса и Новороссии заявили о неподчинении нацистской власти Киева и начали захват административных зданий органов власти. Особенно активно повели себя противники Киева в Севастополе, Луганске, Донецке, Мариуполе, Харькове, Одессе и в Николаеве.
И. о. президента Турчинов ответил изданием указа о проведении в этих регионах КТО - контртеррористической операции. Тогда же на Донбассе были созданы отряды вооруженного ополчения, которые успешно отразили нападение войск Киева и даже оттеснили их к западным границам Луганской и Донецкой областей. С целью избежать полного разгрома, киевская власть, в лице вновь избранного президента Порошенко, предложила повстанцам и Москве мирные переговоры. Так возникла идея мирных соглашений. Потом будет собственно Минск-1 и Минск-2.
Юрий Апухтин, один из лидеров протестов 2014 года в Харькове, писал: «Когда все мы, причастные к протестам, прочитали текст Минских соглашений, не поверили, что такое может быть. Шесть месяцев борьбы...и потом вот так взять и остановиться без результата».
Лариса Шеслер, один из лидеров протестов 2014 года в Николаеве, депутат Николаевского областного Совета, ныне Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины, об этом же написала: «В России тогда приняли другое решение (о Минских соглашениях - СП), понадеявшись на здравомыслие Запада и практичность украинских олигархов. Ошибочность этого решения проявляется сейчас тяжелейшим военным конфликтом, поскольку все равно пришлось решать проблему враждебной Украины, ставшей тараном против России».
И все же 22 февраля 2022 года Президент России наконец-то заявил об отказе от Минских соглашений из-за систематического их саботажа Украиной и объявил о начале Специальной военной операции (СВО) для защиты русских жителей Донбасса от геноцида, а также денацификации и демилитаризации бандеронацистского режима Киева. Российские войска 24 февраля с юга и востока вошли на территорию Украины. И в этот же день десантные подразделения высадились на аэродроме Гостомель под Киевом.
Пытаясь избежать явного поражения, Киев заявил о готовности к перемирию. И 28 февраля 2022 года в Гомеле, а затем 3 и 7 марта в Бресте прошли первые переговоры о прекращении военного конфликта мирным путем. Министр Лавров и его украинский коллега Кулеба 10 марта в Анталье договорились о продолжении переговоров в Стамбуле, и 29 марта в этом турецком городе начался новый очный раунд переговоров, которые потом продолжились в формате видеосвязи, но к концу месяца зашли в тупик, хотя проект мирного соглашения был в основном согласован и даже парафирован сторонами. Чтобы избежать обвинений «международной общественности» в том, что Киев все это делал под дулом «пистолета у виска», Москва в качестве жеста доброй воли отвела (!) свои войска из Киевской и Черниговской областей. Однако вскоре украинские представители заявили о прекращении переговоров. К этому времени они добились чего хотели, то есть начали получать военную помощь от Запада и провели мобилизацию.
Минские соглашения действительно были настолько странными, что принять их в здравом уме было трудно. Стамбульские официально не публиковались, но их изложение политиками разных уровней вызывало то же состояние. Например, в марте 2022 года Александр Лукашенко заявил: «Если бы россияне прочитали текст Стамбульских соглашений, они бы сошли с ума».
Но еще большее недоумение вызывали неоднократные заявления нашего МИДа о том, что Москва выступает за территориальную целостность Украины, даже тогда, когда последнему пастуху было понятно, что никто из участников Минских соглашений их не выполняет и выполнять не собирается.
С марта 2025 года и особенно после встречи нашего президента Путина с Трампом на Аляске нам опять твердят о готовности к новым переговорам с теми, которые «не раз нас надували». Но это же чистая политическая наивность , которая повторялась вновь и вновь до самого Стамбула, а теперь и после встречи с главным шайтаном современности.
Может, пришла наконец пора прервать эту нелепую традицию - наступать на одни и те же дипломатические грабли?! Глядишь, и до Киева дойдем!
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: