Героическая смерть в Мозамбике: почему режиссёр «Девчат» не вернулся из Африки

TVCENTER 2 дней назад 4
Preview

Искренность чувств и подлинные эмоции — вот бесценное наследие советского кинематографа, что и сегодня продолжает волновать сердца зрителей. Киноленты Юрия Чулюкина, такие как «Девчата» и «Неподдающиеся», давно стали настоящей классикой, вобрав в себя лучшие черты своей эпохи. Однако судьба самого режиссёра оказалась куда более драматичной и необъяснимой, чем сюжеты его фильмов. В далёком марте 1987 года, 38 лет назад, его жизнь оборвалась при весьма загадочных обстоятельствах: тело Юрия Чулюкина обнаружили в лифтовой шахте отеля в далёком Мозамбике.

Тернистый путь к искусству

Будущий мэтр советского кино появился на свет в Москве, в ноябре 1929 года. Несмотря на то, что его мать была режиссёром в прославленном Большом театре, юный Юрий поначалу совсем не проявлял интереса к миру искусства. Его юношеские годы нельзя было назвать безоблачными. Однажды Чулюкин оказался втянутым в неблагополучную компанию, причастную к убийству, что привело его в следственный изолятор. Там, за стенами СИЗО, к нему относились с особой жестокостью, сокамерники постоянно подвергали его унижениям и избиениям. Эти истязания не прошли бесследно – у Юрия развилось тяжёлое заболевание почек, которое мучило его до самого конца жизни.

Эта страшная история заставила молодого человека глубоко переосмыслить свои взгляды на жизнь. Он нашёл утешение и призвание в искусстве: сначала устроился учеником художника в Центральный детский театр, а затем возглавил художественную самодеятельность на заводе «МосКинАп». Именно тогда Чулюкин осознал свою тягу к режиссуре. Этот путь привёл его во ВГИК, где он постигал азы мастерства под чутким руководством двух выдающихся режиссёров — Михаила Чиаурели и Григория Александрова.

Взлёт на звёздный Олимп

В конце 1950-х годов Юрий Чулюкин начал свою карьеру на «Мосфильме». Его дебютная работа, искромётная комедия «Неподдающиеся», мгновенно завоевала сердца зрителей и стала одним из лидеров проката. Именно этот фильм подарил всенародную славу Надежде Румянцевой, Алексею Кожевникову и Юрию Никулину.


Однако ещё больший триумф ждал следующую комедию режиссёра – «Девчата», где главные роли исполнили Надежда Румянцева и Николай Рыбников.Съёмочный процесс проходил в поистине непростых условиях. Начав работу под Москвой, вся команда вскоре перебралась в настоящий леспромхоз, расположенный в Пермской области.

Для создания нужных планов пришлось даже вкопать около 300 деревьев. Актёрам приходилось работать в лютый мороз, а когда съёмки перенесли в солнечную Ялту, они страдали от изнурительной жары. Все эти усилия окупились сполна — картина покорила не только советского, но и зарубежного зрителя, принеся режиссёру престижные награды на кинофестивалях в Эдинбурге и Каннах.

Следующей работой Чулюкина стала комедия «Королевская регата», но ей, увы, не удалось повторить оглушительного успеха «Девчат». Несмотря на активные творческие поиски в самых разных жанрах — от глубокой драмы до фантастики, военного фильма и остросюжетного боевика — последующие картины режиссёра уже не находили столь широкого отклика у публики.

Чулюкин продолжал активно работать в кинематографе, примеряя на себя различные роли: он был не только режиссёром, но и сценаристом, художественным руководителем, а иногда даже появлялся в кадре. Зрители могли увидеть его в таких картинах, как «Райские яблочки» и «Комета». Последние режиссёрские работы Юрия — «Как стать счастливым» и «Микко из Тампере просит совета» — вышли в 1986 году. У Чулюкина были грандиозные творческие планы, но, к сожалению, осуществить их ему было не суждено.

Яркая страсть и нож над спящей

В юности Юрий Чулюкин был глубоко влюблён в Людмилу Марченко, однако его первой женой стала юная красавица Наталья Кустинская. Их судьбоносное знакомство произошло в стенах ВГИКа, где восемнадцатилетняя студентка уже тогда поражала всех своей невероятной красотой. Тридцатилетний режиссёр, очарованный её обаянием, действовал решительно и вскоре сделал предложение, на которое Наталья, покоренная его напором, ответила согласием. Их брак продлился восемь лет, став вихрем страсти и глубоких мучений.

Два творческих темперамента постоянно сталкивались в ожесточённых баталиях. Чулюкин, который панически боялся прослыть «мужем Кустинской», видел в жене исключительно женщину и категорически отказывался снимать её в своих картинах. Когда Наталья принесла ему сценарий «Девчат», искренне надеясь получить главную роль, режиссёр предложил ей лишь роль Анфисы, от чего возмущённая Кустинская с негодованием отказалась. Ситуацию усугубляла его болезненная ревность. Его бесили яркие наряды жены, а откровенный купальник Натальи на съёмках фильма «Три плюс два» и вовсе привёл его в ярость. Однажды ночью, по воспоминаниям Кустинской, пьяный режиссёр стоял над спящей женой с ножом в руках, проводя лезвием по её спине и бормоча: «Вот бы пощекотать тебя финкой!». В тот момент Кустинская с ужасом вспомнила, что в юности Чулюкин уже был связан с историей об убийстве.

Финальной точкой в их отношениях стала измена Чулюкина. Кустинская, получив от «доброжелателей» точный адрес, сама застала мужа с другой женщиной. Сцена была настолько очевидной, что не требовала никаких оправданий. Вернувшись домой, Наталья молча собрала свои вещи и, не вступая в объяснения, ушла, оставив лишь короткую прощальную записку. Ирония судьбы заключалась в том, что незадолго до этого Чулюкин наконец предложил жене главную роль в своей новой картине «Королевская регата». Но было уже слишком поздно: их брак, давно трещавший по швам из-за бытовых проблем, мучительной ревности и полного непонимания, уже нельзя было спасти.

Второй шанс и трагический конец

После расставания с Кустинской творческая карьера Чулюкина, казалось, пошла на спад — его новые работы больше не могли повторить оглушительного успеха «Девчат». Зато в личной жизни наступил долгожданный период спокойствия. Со второй женой, талантливой актрисой Людмилой Смирновой, он обрёл душевное равновесие и надёжный тыл. В отличие от страстных, но изматывающих отношений с первой супругой, этот брак был построен на глубоком взаимном доверии — Чулюкин даже снял Смирнову в трёх своих фильмах. Примечательно, что оба брака режиссёра, несмотря на всю их эмоциональную насыщенность, остались бездетными.

В марте 1987 года Юрий Чулюкин отправился в далёкую Африку, в Мозамбик, чтобы представить свою новую работу «Поговорим, брат…» на Неделе советского кино. Всего через несколько дней его тело было найдено в лифтовой шахте гостиницы «Раума», где остановилась советская делегация. Официально причиной смерти было названо самоубийство, но в эту версию многие верили с большим трудом. Казалось нелогичным лететь на другой конец света с успешным фильмом, чтобы так внезапно и трагически оборвать свою жизнь. Правда начала всплывать лишь спустя годы.

Оказалось, что накануне трагедии Чулюкин вступился за актрису Ирину Шевчук, к которой приставали местные мужчины. Он отважно отбил её у хулиганов и проводил до номера. Вероятнее всего, эта благородная защита и стала роковой причиной расправы — обиженные могли выследить режиссёра и столкнуть его в шахту лифта. Советские власти, в свою очередь, предпочли не выносить этот скандал на публику. Делегация не стала настаивать на тщательном расследовании, и в советских газетах не появилось ни единой строчки о гибели создателя «Девчат». Его смерть осталась нераскрытой тайной, окутанной мраком. Бывшая жена режиссёра, Наталья Кустинская, имела на этот счёт собственное, весьма определённое мнение. Она считала, что его уход из жизни был добровольным, горько резюмируя: «Без меня Чулюкин как-то зачах… Это самоубийство».

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

 

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'