Хоррор сегодня продолжает быть одним из самых актуальных жанров, способных удивлять зрителя. «Еретик» Скотта Бека и Брайана Вудса, известных до этого как сценаристы франшизы «Тихое место», подстегивает интерес к хоррорам за счет необычных жанровых сплетений. А еще роль антагониста в фильме исполнил Хью Грант, который в последнее время наслаждается образами антигероев, играя их с большим азартом. Это весьма неожиданный перезапуск карьеры актера, которого раньше можно было себе представить в первую очередь как романтического героя.
Главные женские роли в «Еретике» исполнили молодые актрисы Софи Тэтчер (неуловимо напоминающая Аню Тейлор-Джой) и Хлоя Ист. Их героини сестра Барнс и сестра Пакстон – миссионерки, которые ходят по домам, чтобы привлечь людей в Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (ветвь мормонизма). Однажды дождливым вечером они оказываются на пороге дома мистера Рида (Хью Грант), который заранее отметился как желающий послушать об их вере. Правда, мистер Рид, как в итоге выясняется, посвящен в тонкости Книги Мормона едва ли не больше, чем сами девушки, да и вообще ведет себя странно.
Например, никак не познакомит их со своей женой, пекущей пирог где-то на кухне (аромат разносится по всему дому!). Сестрам же категорически запрещено находиться в одном помещении с мужчиной и без женщин. Когда сестры Барнс и Пакстон осознают, что все это время наслаждались запахом не пирога, а ароматической свечи, они пытаются сбежать. Но входная дверь заперта, а выйти мистер Рид им предлагает через черный ход, выбрав одну из дверей. Одна с надписью «Вера», другая – «Неверие».
[embed]https://profile.ru/culture/substanciya-shokirujushhij-horror...[/embed]
В последние годы хорроры стали таким популярным среди любителей арт-мейнстрима жанром благодаря тому, что сменили траекторию: появилось большое количество фильмов ужасов, которые должны в первую очередь не напугать зрителей, а помочь исследовать какую-то важную тему. Рекордсменом в этом смысле стала тема внутрисемейной травмы, о которой рассуждают очень многие, начиная от Ари Астера («Реинкарнация», «Солнцестояние») и заканчивая модными австралийцами братьями Филиппу («Два, три, демон, приди!»).
Хоррор стал идеальной площадкой и для рефлексии на тему расизма и социального расслоения («Прочь», «Мы» Джордана Пила) или гендерного неравноправия («Род мужской» Алекса Гарленда, «Субстанция» Корали Фаржеа, продолжающая держаться в топах дискуссий в соцсетях). Фильмы ужасов превратились скорее в интеллектуальное развлечение, но некоторым зрителям это уже надоело: многим хочется вновь посмотреть на экране на «старое доброе» ультранасилие, не отягощенное никаким социальным месседжем. В итоге неплохую кассу могут собрать и картины вроде «Ужасающего».
[caption id="attachment_1622566" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма «Еретик»[/caption]
Впрочем, модные независимые студии, в первую очередь «A24», продолжают делать ставку на так называемые слоубернеры (slow burner) – медленные хорроры, в которых важнее всего постепенно нарастающий саспенс, а не редкие страшные события. В слоубернерах важен также психологизм: персонажи в таких картинах редко выглядят клишированными. «Еретик» Скотта Бека и Брайана Вудса, с одной стороны, можно отнести к слоубернерам.
Действие развивается в первой половине весьма неспешно, но холодок ужаса с каждым кадром обволакивает все настойчивее. Знаем мы эти дома, из которых не выбраться, – ничего хорошего ждать от них не приходится. А главное, персонаж Хью Гранта – хоть и чертовски обаятельный, но и чертовски зловещий. Ожидания, разумеется, оправдаются, но, к счастью, авторы обходятся без шокирующих физиологических кошмаров (совсем без такого рода пугалок они зрителей тоже не оставят – баланс выдержан).
[embed]https://profile.ru/culture/sobiratel-dush-trevozhnyj-horror-...[/embed]
С другой стороны, «Еретик» порой напоминает чуть ли не разговорную комедию: на показе для прессы периодически звучал хохот. В не меньшей степени картина похожа на научно-популярную лекцию или картину в болтливом жанре мамблкор (тут можно вспомнить мамблкор-хоррор Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда «Сверхъестественное. Знаки»). Герой Хью Гранта мистер Рид проводит сестрам-мормонкам ликбез по истории религий, находя общие черты в каждой из них и сравнивая разные религии с версиями игры «Монополия». Мистер Рид воспринимает большую часть явлений культуры как ремейки, вариации одного и того же и намекает героиням, что ему удалось найти один общий для всего источник, истинную религию.
Финал, в котором нам расскажут об этом источнике, выглядит слегка разочаровывающим, делая послание «Еретика» слишком очевидным, пусть и достаточно смелым. С другой стороны, судя по отзывам первых зрителей, некоторые увидели в картине совершенно другой, противоположный по смыслу месседж. Дабы избежать спойлеров, можно предложить и вовсе альтернативную шуточную трактовку: единственный способ для пожилого интеллектуала заставить молодых девушек слушать до бесконечности свои сомнительные лекции – запереть их у себя дома (повторять не рекомендуется). В общем-то, лекция, в которой упоминали Лану Дель Рей и Джа-Джа Бинкса из «Звёздных войн», оказалась при всем при том небезынтересной.