Почему полученные знания не дают ощутимый результат, а онлайн-курсы часто остаются незавершенными, "Газете.Ru" рассказал Гарри Макровский, академический директор образовательной платформы "Нетология".
По словам эксперта, люди часто покупают курсы, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности, но не всегда имеют осознанную цель и ресурс, чтобы превратить знания в действия. Например, обучение помогает справиться с тревогой и страхом неопределенности. В мире, где "нужно все успеть", учеба часто становится способом сказать себе: "я стараюсь".
"Это как медитация, — рассказывает эксперт. — Люди входят в учебный процесс, потому что он дает чувство контроля, безопасности и смысла, а не потому, что им действительно нужен навык".
Социальные сети также подогревают тревожность.
"Кажется, что все вокруг развиваются, учатся, осваивают новые профессии. Возникает страх отстать, потерять конкурентоспособность. И в этой гонке уже не важно, насколько курс действительно нужен — главное просто что-то делать", — говорит Макровский. В результате курсы нередко остаются немонетизированными, поскольку изначальный импульс к обучению был продиктован не прагматической целью, а стремлением снизить внутреннюю тревожность и сохранить иллюзию движения вперед.
При этом эксперт подчеркивает: не каждое эмоциональное решение — ошибка.
"Вопрос в том, что считать "ненужным" обучением. Если человек пришел за профессиональными навыками, в процессе понял, что выбрал не тот путь, но приобрел уверенность, поддержку или вышел из тяжелого состояния — было ли это обучение бесполезным? Оно просто решило другую, возможно, неосознанную задачу. Поэтому если обучение закрывает конкретную потребность человека — оно имеет право на существование. Даже если не приводит к карьерному или финансовому росту", — объясняет эксперт.
Если же цель обучения — профессиональное развитие, важно различать желания, продиктованные эмоциями, и то, что действительно необходимо. Именно это помогает отличить продукт инфобизнеса от качественного образования. И здесь ключевую роль играет критическое мышление.
Хороший образовательный продукт не обещает чудес. Он предлагает структуру, практику, регулярную обратную связь. Его главный признак — четко сформулированные цели и задачи. Если курс обещает все и сразу — скорее всего, это не обучение, а упаковка мечты. Эксперт также советует перед покупкой задавать себе не только вопрос "что я получу?", но и "что я буду с этим делать дальше?". Это помогает отличить реальную ценность от иллюзии.
Еще одна распространенная проблема обучающихся — сложность с тем, чтобы пройти курс до конца. По мнению эксперта, одной из ключевых причин является банальная усталость. Когда обучение не встроено в повседневную жизнь и для него не хватает места, оно быстро становится "лишним делом на вечер".
"Образование — это работа. Никакая платформа не сможет ее сделать за человека. Но задача платформы — сделать эту работу возможной и понятной", — говорит эксперт Нетологии.
Чтобы повысить "доходимость" курсов, компании отказываются от длинных теоретических лекций и фокусируются на прикладных форматах: задачах, кейсах, мини-проектах. Студент сначала сталкивается с проблемой, а затем получает знания, которые помогут ее решить. Такой подход поддерживает мотивацию и дает ощущение прогресса. Стажировки, общение с экспертами и работодателями дают возможность "потрогать" профессию до трудоустройства.
Чтобы удержать вовлеченность, используются и методы геймификации: симуляции, деловые игры, системы достижений.
Особое внимание уделяется сопровождению. Живой контакт и обратная связь делают обучение не только продуктивным, но и осмысленным.
"У образовательных платформ за каждым пользователем нередко закреплена целая аналитическая модель, прогнозирующая его поведение и вовлеченность, — делится эксперт. — Если что-то идет не так, запускаются напоминания, предлагаются индивидуальные изменения расписания".
Не менее важен и честный маркетинг. Макровский уверен: "долгосрочное доверие нельзя выстроить на громких обещаниях. Реклама должна четко транслировать, какую потребность продукт "закроет". Это может быть не карьерный рост, а, например, чувство принадлежности к сообществу. Главное — не вводить в заблуждение".
Обучение может быть процессом, ведущим к цели, а может быть и просто процессом, в котором студенту хорошо и комфортно, то есть процессом, поддерживающим на пути жизни. Образование, как процесс, может быть прекрасно и полезно само по себе. Главное, чтобы обе стороны — обучающийся и платформа отдавали себе отчет и понимали существование этих двух парадигм обучения.