Отключения мобильного интернета стали новой реальностью, к которой нужно и можно подготовиться. Век, когда мы полностью доверили свои жизни облачным сервисам, заканчивается. В любой момент мы остаемся без навигатора, возможности оплатить или получить доступ к фото и другой информации из облака. И если для обычного человека отключения – терпимое неудобство, то для бизнеса это может стать катастрофой. Основатель IT-компании Tiqum Юрий Гизатуллин рассказал "Газете.Ru" том, как бизнесу выжить без интернета.
Потерянные в пространстве водители и курьеры, все сотрудники "в полях" с мобильной CRM, "умные" системы с управлением через интернет, мобильные системы приема платежей — все это несет в себе колоссальные финансовые потери
"Сегодня многие приложения вообще не имеют возможности работать офлайн и даже не открываются. Так случилось, потому что программировать без офлайн части намного быстрее и дешевле, и если всегда есть интернет, то бизнес выбирал этот путь. Сейчас происходит осознание и переделка приложений", — объяснил он.
Отключения интернета никуда не денутся, а значит придется подстраиваться, и лучше сделать это заранее. Эксперт дал советы, что можно и нужно сделать уже сейчас.
"Первое — провести "цифровой аудит на случай шатдауна". Посмотрите, какие процессы у вас завязаны на облако и мобильную сеть, какие сервисы "падают" первыми и как обеспечить работоспособность бизнеса при этом и где нужно резервирование, кэш или бумажный дубль. Второе — заложить оффлайн-режимы во все фронтовые приложения. Склад, доставка, торговля, приемка — все должно уметь "запоминать и передавать потом", — рассказал он.
Третий важный момент: если у вас офлайн точки – развивайте в них Wi-Fi. Особенно в зонах, где работают курьеры и точки контакта с клиентом. Это дешевый и эффективный способ спасать бизнес в моменте. Можно объединяться с конкурентами, у которых тоже много точек, и "шарить" (делиться) ресурсами. Так можно получить кратно большую площадь покрытия.
Также необходимо настроить быструю коммуникацию с сотрудниками без интернета и сформировать план действий на случай потери доступа. Например, регулярное оповещение через SMS. И сформируйте несколько независимых каналов связи. Реальная устойчивость достигается через сочетание распределенной архитектуры, гибких клиентских приложений и резервного спутникового интернета.
"Когда вы строите бизнес в эпоху нестабильного интернета, то ключевым показателем цифровой зрелости является не то "как быстро вы оцифровываетесь и растете", сколько то, "как долго ваш бизнес выдержит при отключении от сети". Шатдауны будут повторяться в самый неподходящий момент. Не потому что "все плохо", а потому что цифровая среда стала фактором государственной безопасности", — резюмировал эксперт.