Эффект домино: как санкции против Лукойла дестабилизируют энергорынок Восточной Европы

АРГУМЕНТЫ 2 часов назад 13
Preview

Менее 10 дней осталось до вступления в силу санкций США против «Лукойла», и после фактического запрета американцам на поглощение этих активов компанией Gunvor — некогда связанной с Россией — в Восточной Европе и на Ближнем Востоке начался сущий кошмар.

Интенсивнее всего мечутся, конечно, болгары, с 2022 года измывавшиеся над своим единственным НПЗ, как только могли. Завод «Лукойл» в Бургасе, напомним, не только полностью покрывал потребности страны в топливе, но ещё и гнал немалый процент продукции на экспорт, шедший в том числе и на Украину, чьи собственные мощности по производству бензина фактически уничтожены. Таким образом, угроза остановки данного крупнейшего в Юго-Восточной Европе НПЗ мощностью 195 тыс. баррелей в сутки — это не только паралич для Болгарии, но и определённые сложности для соседних стран — ну, кроме Венгрии, которой Дональд Трамп милостиво пожаловал исключение.

Итак, вокруг бургасского завода началась суета, напоминающая хаос, в которой различные заинтересованные стороны пытаются и от санкций увернуться, и свои интересы соблюсти. Пока болгарский советник в Европарламенте Петар Танев рапортует о готовности импортировать топливо из Греции и Румынии (где его производит, вы не поверите, уважаемые читатели, тоже лукойловский НПЗ), в самой Болгарии парламент единогласно принял решение назначить специального управляющего на завод, одновременно выпрашивая у США исключение из санкций — иначе этот же управляющий рискует под них попасть.

При этом назначение управляющего — это отнюдь не национализация, это некое её подобие, слеплённое так, чтобы выгоду по возможности получать, а ответственности не нести.

«По сути, вместо честной национализации болгарские власти выбрали квазирешение, создающее правовой вакуум: назначить управляющего, который сможет распоряжаться активом без суда и контроля. Это не способ „избежать кризиса“, а попытка использовать санкционную ситуацию для внутреннего перераспределения влияния», — говорит тот же Танев.

А пока болгары мечутся между рисками исков от России и санкций от США, Румыния, в которой расположен НПЗ Petrotel мощностью 50 тыс. баррелей в сутки, также рассматривает возможность запроса временного исключения его из санкций. Очевидно, что будут кивать на и без того находящуюся в топливно-энергетическом кризисе Украину, но национализацию рассматривают только как крайний выход.

У других стран всё несколько проще. В Финляндии, по сообщениям местных СМИ, на некоторых АЗС заканчивается топливо после того, как компания, принадлежащая «Лукойлу», прекратила поставки — но на парализующий кризис это пока не похоже. Молдова планирует запросить у США исключение и выкупить у «Лукойла» топливный склад, обеспечивающий кишинёвский аэропорт, а правительство Италии следит за ситуацией на полусотне лукойловских АЗС в стране.

Однако самый забавный момент — «Лукойл» по сей день широко представлен в... США! В Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании расположено около 200 АЗС под брендом «Лукойл», с которыми после 21 ноября тоже придётся что-то делать.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'