«Ее профессиональное невежество было безгранично»: как дебют Гузеевой в 23 года обернулся для нее слезами и пощечиной

TVCENTER 3 дней назад 6
Preview

Начало 80-х годов XX века было временем перемен для Советского Союза: власть от Леонида Брежнева перешла к Юрию Андропову, а на «Мосфильме» завершались съемки культового фильма «Вокзал для двоих». В этот непростой период талантливый режиссёр Эльдар Рязанов оказался перед сложным выбором — что же ставить дальше, когда вокруг царит атмосфера неопределённости?

Смелые творческие задумки были отложены, и взгляд мастера обратился к классике. Выбор пал на пьесу Александра Островского «Бесприданница». История этого произведения была не самой простой: премьера в 1878 году в Малом театре завершилась гробовой тишиной и разгромными рецензиями, называвшими пьесу скучной.

Спустя годы, в 1936-м, «Бесприданницу» экранизировал Яков Протазанов. И вновь шквал критики: советские газеты клеймили Сергея Паратова как «прямолинейного пошляка», а Ларису Огудалову — «сентиментальной дурой, влюбленной в кровопийцу».

В 1984 году и работа Рязанова пополнила этот список «недооценённых» произведений. Его «Жестокий романс» также не избежал обвинений в пошлости, а дебютная игра молодой актрисы Ларисы Гузеевой была названа критиками «слабой».

Однако мнение зрителей оказалось совершенно иным. Картина завоевала невероятную любовь как в СССР, так и за рубежом. За первый год проката только на Родине её посмотрели более 22 миллионов человек. «Жестокий романс» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», а на международном кинофестивале в Дели лента удостоилась главного приза.

Непреклонный выбор Рязанова

Формирование актёрского состава для «Жестокого романса» стало для Эльдара Рязанова процессом, полным принципиальных решений. Режиссёр изначально видел в роли Сергея Паратова только Никиту Михалкова. Он отправил актёру сценарий с припиской, не терпящей возражений: «Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду».

В тот момент Михалков был занят подготовкой к собственному проекту — фильму «Очи черные». Пока он раздумывал, на горизонте появились другие кандидаты на роль Паратова, среди которых были Александр Панкратов-Черный и Сергей Шакуров. Но никто из них не соответствовал видению Рязанова.

К счастью для режиссёра, съёмки «Очей черных» были отложены, и Никита Сергеевич принял приглашение. Аналогичная ситуация произошла и с Андреем Мягковым, которого Рязанов безальтернативно видел в образе Юлия Капитоныча Карандышева. Их творческий союз уже подарил миру три успешные картины — «Служебный роман», «Ирония судьбы» и «Гараж», поэтому актёр с радостью согласился на новое сотрудничество.

Роль Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы, была без проб отдана Алисе Фрейндлих, также после их плодотворной работы над «Служебным романом». Все ключевые актёры были утверждены, но вот образ самой бесприданницы оставался вакантным. На эту роль проводились одни из самых долгих и тщательных проб.

«Её профессиональное невежество было поистине безгранично»

Для 23-летней Ларисы Гузеевой, только что окончившей Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, роль Ларисы Огудаловой стала судьбоносным дебютом. До этого она не успела сыграть ни на театральных подмостках, ни в кино.

Рязанов отмечал, что среди множества претенденток именно Гузеева выделялась «какой-то экзотичностью». Будущая звезда, которую Островский описывал как «очаровательное создание», явилась на пробы в рваных джинсах, что, безусловно, производило впечатление.

Однако сам процесс съёмок обернулся для начинающей актрисы настоящим испытанием. Настолько тяжёлым, что даже спустя годы Гузеева так и не смогла досмотреть фильм до конца. В начале работы Рязанов, отличавшийся требовательностью, часто повышал голос, заставляя делать по 10-15 дублей. Ларисе было невероятно сложно постичь и передать тонкий характер дворянки XIX века.

В порыве отчаяния и стремления помочь актрисе вжиться в роль, режиссёр даже прибегнул к весьма необычному методу, вставая перед ней на колени, чтобы объяснить задачу.

«Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче», — вспоминал Рязанов.

Тем не менее, с уральским говором Гузеевой режиссёр так и не смог смириться. В итоге для озвучивания Ларисы Огудаловой была приглашена мастер дубляжа Анна Каменкова, а романсы исполнила певица Валентина Пономарева.

«Лариса, соберитесь!»

В трудные моменты съёмок коллеги всячески поддерживали Гузееву. Особенно сильной была поддержка Никиты Михалкова, который называл её прекрасной партнёршей. Он даже советовал ей воздержаться от других ролей до выхода «Жестокого романса», полагая, что такой яркий дебют станет лучшим стартом для её карьеры, и предлагал материальную помощь ради её будущего успеха.

Однако самая неожиданная помощь пришла от Алисы Фрейндлих. В одной из драматических сцен Рязанов требовал от Гузеевой одновременно плакать и смеяться. Молодой актрисе никак не удавалось выполнить эту задачу, и режиссёр, теряя терпение, был сильно раздражён.

«Лариса, соберитесь!» — воскликнул Рязанов, когда в ситуацию внезапно вмешалась Фрейндлих. Она решительно скомандовала «Мотор!» и, к полному изумлению всей съёмочной группы, отвесила Гузеевой звонкую пощёчину. Начинающая актриса, и без того находящаяся на пределе эмоционального напряжения, мгновенно разрыдалась от неожиданности.

Тогда Фрейндлих скомандовала: «Смейся!» Гузеева, повинуясь инстинкту, последовала указанию, и сцена была успешно отснята. Позже Алиса Бруновна подошла к Ларисе, чтобы извиниться, но в ответ услышала лишь слова искренней благодарности за этот неожиданный, но действенный урок.

«Это было чудесное время»

Съёмки «Жестокого романса» проходили в живописной Костроме. Весть о приезде звёздной московской киногруппы мгновенно облетела город, и горожане заранее выстраивались в очереди за автографами, предвкушая предстоящее «шоу».

И их ожидания оправдались. Рязанов задумал начать фильм весьма броской сценой: персонаж Робинзона после очередной пьянки оказывается на волжском острове совершенно обнажённым. Эти кадры в итоге не вошли в окончательную версию фильма, но костромичи имели возможность лично наблюдать пробежки обнажённого Георгия Буркова, что, безусловно, вызвало немалый ажиотаж.

Помимо этого, Никита Михалков, задержавшийся в Костроме дольше запланированного, неожиданно раскрыл в себе всю широту дворянской души Паратова. По воспоминаниям членов съёмочной группы, актёр почти ежедневно устраивал роскошные застолья за свой счёт.

«Это было чудесное время. В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведенных трех недель я, отложив все дела, провел там два месяца», — делился впечатлениями актёр.

«Стало окончательно ясно, что Андрей погиб»

Для финальной сцены фильма Эльдар Рязанов мечтал о густом, мистическом тумане. Пиротехники использовали дымовые шашки, но желаемая плотность и направление тумана никак не достигались. Оказалось, что весь искусственный смог собрался не на Волге, а сгустился в центре города, парализовав движение. Разгневанные водители бросали свои машины, а Рязанову пришлось лично извиняться перед городским советом.

Именно этот туман стал причиной драматического инцидента с Андреем Мягковым. Снималась сцена убийства Ларисы, где Мягков в лодке должен был плыть спиной за пароходом, а Рязанов с берега корректировал его движение. Из-за плотной завесы дыма Карандышев случайно подплыл слишком близко к пароходу. Лопасти «Ласточки» создали мощную воронку, которая затянула лодку актёра. Вместе с судном Мягков исчез под водой.

«Через несколько секунд всплыли на поверхность раздробленные доски — то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб», — с ужасом вспоминал Рязанов.

Съёмочная группа застыла в оцепенении, провожая взглядом проплывающий по воде парик актёра. И вдруг, к всеобщему облегчению, Мягков вынырнул. Добравшись до берега, он в гробовой тишине произнёс: «Нашлепку я потерял, а очки спрятал в карман».

Уже после завершения съёмок Андрей Мягков признавался, что осознал всю опасность ситуации далеко не сразу. В тот момент его больше всего тревожили мысли о том, как нелепо будет погибнуть после стольких усилий, как это повлияет на разбирательства, возможные наказания для режиссёра и задержку выхода картины. «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, несмотря на все трудности, был обречён на успех и должен был навсегда остаться в сердцах советских зрителей. Так и произошло, хоть и не без драматических перипетий.

Что вы думаете о том, как сложно порой даётся создание шедевров кинематографа?

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'