«Её мудрость спасла брак»: как жена Евгения Матвеева спасла семью от разлучницы и чем пожертвовала ради его карьеры

TVCENTER 3 часов назад 16
Preview

На пороге их уютного гнёздышка возникла незнакомка, увешанная громоздкими баулами. С невозмутимым видом она объявила Лидии Матвеевой, что прибыла жить к её мужу, Евгению Матвееву, и готова терпеливо ждать возвращения артиста из киноэкспедиции прямо в его квартире. Для семьи народного любимца подобные визиты назойливых поклонниц давно стали привычным, хоть и неприятным, явлением. Это была лишь вершина айсберга тех страстей, что бушевали за кулисами всесоюзной славы, обрушившейся на знаменитого актёра.

Публика восхищалась Евгением Матвеевым, виртуозно воплощавшим на экране образы верных и преданных мужчин. Однако мало кто догадывался, что в реальной жизни сам артист однажды оказался на грани, готовый оставить семью ради другой женщины. Лишь безграничная мудрость супруги смогла вернуть его на путь истинный. Эту историю, ставшую переломной, Евгений Матвеев решился рассказать своим детям и внукам лишь на золотой свадьбе, спустя полвека совместной жизни с любимой женой. Он хотел, чтобы родные осознали истинную силу духа и величие их матери и бабушки.

Когда любовь испытывает на прочность

Переломный момент наступил в самом начале его работы в прославленном Малом театре. Евгений Семёнович с головой погрузился в омут чувств к актрисе Ольге Хорьковой. Этот роман выбил его из привычной колеи, заставив метаться между долгом перед семьёй и внезапно вспыхнувшей страстью. Лидия Матвеева, наблюдая за душевными терзаниями мужа, решила положить конец его мучениям. Однажды вечером она подошла к нему и тихо произнесла слова, от которых, казалось, остановилось время. Она понимала всё, чувствовала его любовь к другой и умоляла не истязать ни себя, ни её. Лидия сама предложила ему уйти.

Всю ту долгую ночь, пока Матвеев пребывал в мучительных сомнениях, Лидия без единого слова стирала и гладила его рубашки, тщательно собирая чемодан. Она хотела, чтобы он пришёл к своей новой избраннице полностью «укомплектованным». С рассветом она молча вручила супругу аккуратно собранный багаж. Он взял его и вышел за дверь.

Но к Ольге Хорьковой Матвеев так и не добрался. Вместо этого он отправился к давнему другу, и следующие семь дней растворились для них в беспробудном запое. Когда пелена с сознания спала, актёр с пронзительной ясностью осознал, что без своей семьи, без своей Лидочки, его жизнь теряет всякий смысл. Он вернулся домой. Дверь открыла жена. Не было ни одного упрёка, ни одного косого взгляда. Лидия лишь спокойно спросила, голоден ли он, усадила за стол и накормила. На этом инцидент был исчерпан навсегда. Больше ни разу за их долгую, 56-летнюю совместную жизнь, она не попрекнула мужа тем роковым уходом. А Евгений Семёнович, в свою очередь, с того дня больше никогда даже голоса на неё не повысил.

Подвиг во имя семьи

Именно этот надёжный тыл, эта незыблемая опора, позволили Евгению Матвееву стать тем самым великим артистом, которого знала и любила вся страна. Ведь Лидия и сама когда-то была яркой, невероятно талантливой актрисой. Когда их семья жила в Новосибирске, её имя неизменно красовалось первым на театральных афишах, а о будущем народном артисте в театральных кругах говорили не иначе как: «Это муж Лидии Матвеевой». Но с переездом в Москву, когда карьера Евгения Семёновича начала стремительно взлетать, супруга безропотно отошла в тень. Свой выбор она объяснила с обезоруживающей простотой: кто-то один должен полностью посвятить себя семье, и она была готова взять эту роль на себя, чтобы муж мог беспрепятственно творить.

Она пожертвовала собственными амбициями и сценой ради его триумфа. И слава обрушилась на Матвеева лавиной, подобно могучему водопаду. После выхода на экраны фильмов «Поднятая целина» и «Воскресение» вся страна буквально сходила по нему с ума. Поклонницы караулили у подъезда, заваливая всю лестничную клетку благоухающими цветами. Телефон разрывался от бесконечных звонков. Доходило до того, что после спектаклей в Малом театре актёра приходилось выводить через чёрный ход, переодев в чужую одежду, чтобы избежать натиска восторженной толпы. Если же его всё-таки узнавали, женщины бросались на машину, не давая ей тронуться с места.

Мама-генерал

Мать Матвеева, Надежда Фёдоровна, женщина сурового нрава, пережившая ужасы немецкой оккупации, к всенародной славе сына относилась с неприкрытым раздражением. Бесконечные звонки и дежурства под дверью её откровенно выводили из себя. Она без колебаний выскакивала в подъезд и устраивала влюблённым в её сына барышням настоящий разнос. Однажды мама отправила знаменитого артиста в магазин за картошкой. Лидия попыталась возразить, заметив, что Женю ведь непременно узнают, и ему не дадут спокойно дойти. На что Надежда Фёдоровна с твёрдостью ответила, что для кого-то он, возможно, и известный артист, а для неё – сын, который вполне способен сходить за картошкой.

Примечательно, что в официальных источниках мать актёра часто ошибочно называли «неграмотной крестьянкой», что было далеко от истины. Эта удивительная женщина читала французские книги в оригинале, виртуозно вышивала и с самого детства приучала внучку к правильным манерам. Происхождение Надежды Фёдоровны, как и её мужа, тщательно скрывалось – оба были из бывших дворян.

На краю жизни

Детство и юность Евгения Матвеева были наполнены тяжёлыми испытаниями, которые закалили его характер. Он с ранних лет не чурался никакой работы, но уже тогда его сердце горело мечтой о сцене. Поступив в студию при Херсонском театре, юный Матвеев был замечен прославленным Николаем Черкасовым, который посоветовал парню отправиться в Киев к легендарному Довженко. Там Матвеев стал одним из любимых учеников мастера. Но когда ввели плату за обучение, у молодого студента не оказалось денег. Отчаяние было столь сильным, что он направился к Днепру с твёрдым намерением свести счёты с жизнью. На самом краю обрыва его остановила крошечная нищенка. Взглянув на неё, Матвеев осознал, что не ему одному тяжело. Он отвёл девочку к себе в каморку, накормил тем, что было, и проводил домой. А на следующее утро узнал, что Довженко из своих личных средств оплатил учёбу нескольким лучшим студентам, и Евгений Семёнович оказался в их числе.

Трагедия и триумф

Его жизнь кардинально изменила страшная травма. На съёмках в Николаеве для артиста был придуман эффектный выход: он должен был выехать на стадион на тачанке в образе Нагульнова. Несколько дублей были отсняты без каких-либо проблем, но на последнем прогоне в повозку запрягли совершенно неприученных милицейских скаковых лошадей. Организаторы с уверенностью заверили, что всё пройдёт благополучно. Однако, когда Матвеев выехал на поле, лошади чего-то испугались и с бешеной скоростью рванули вперёд. Повозку занесло, она перевернулась, выбросив артиста на землю.

Травмы позвоночника и колена оказались чудовищными. После сложнейшей операции в Москве Матвеев смог сняться в фильме «Родная кровь», где его герой прихрамывает не по сценарию — хромал сам артист. Но затем начались невыносимые боли. Он не мог ни ходить, ни сидеть. Несколько лет провёл прикованным к постели, потом передвигался исключительно в жёстком корсете. Врачи вынесли безжалостный вердикт: инвалидность и категорический запрет на возвращение в профессию. Матвеев был вынужден уволиться из Малого театра. В этот тяжёлый период семью содержала одна лишь Лидия, которая начала выступать в хоре Большого театра.

Вынужденное бездействие, однако, подтолкнуло Евгения Матвеева к освоению нового ремесла. Прочитав роман Анатолия Калинина «Цыган», Матвеев твёрдо решил снять по нему фильм – это случилось задолго до появления известной телеверсии с Михаем Волонтиром. На киностудии Довженко ему дали шанс. Но найти актёра на роль Будулая режиссёр никак не мог. Коллеги настойчиво уговаривали сыграть самому. Матвеев отнекивался, ссылаясь на инвалидность и корсет, который нельзя было снимать. Но сроки неумолимо поджимали, и он всё-таки решился взяться за эту роль.

Съёмка одного лишь эпизода с танцем превратилась в настоящую пытку. Матвеев исполнял короткий фрагмент, после чего падал без сознания от пронзительной боли. Врачи приводили его в чувство, делали укол, и он вновь вставал перед камерой. Этот мучительный цикл повторялся десятки раз. В итоге танец был смонтирован из его крупных планов, где он работал руками и корпусом, а ноги, которые попадали в кадр, принадлежали профессиональному танцору. Матвеев совершил настоящий подвиг во имя искусства, преодолев немыслимые физические страдания.

«Не хочу тебе такой судьбы!»

Собственной дочери, Светлане, Евгений Матвеев такого же извилистого и сложного актёрского пути не желал. Когда его дочь, мечтавшая о сцене, с температурой под сорок тайком от отца отправилась на пробы к фильму с Олегом Далем, он пришёл в неистовую ярость. Узнав об этом, Матвеев ворвался в её комнату и был готов «прибить» её, как позже вспоминала Светлана. Его остановила только жена, указав на то, что дочь больна и ей нельзя нервничать.

Однако, несмотря на болезнь, Светлана всё же съездила на пробы, а затем надолго оказалась в больнице. Когда же она, поправившись, решила поступать в театральный вуз, отец связался со всеми театральными учебными заведениями и настоятельно попросил не принимать его дочь. Его вмешательство сработало: Светлана в итоге подала документы на филфак МГУ и была полностью довольна своим выбором. На самом деле Матвеев переживал, что колоссальные нагрузки актёрской профессии окажутся непосильными для неё, ведь у Светланы с рождения было слабое сердце.

В вихре перемен

С приходом Перестройки состоялся пятый съезд кинематографистов, который превратился в настоящее столкновение поколений. Молодые режиссёры выступили с резкой, порой беспощадной, критикой в адрес признанных мастеров – Матвеева, Бондарчука, Ростоцкого. Претензии касались не столько отдельных работ, сколько всего творческого метода «старой гвардии»: их обвиняли в создании оторванного от реальности «парадного» кино, которое, по мнению критиков, снималось исключительно для того, чтобы угодить советским властям. Эта публичная травля подкосила артиста. Он на несколько дней заперся в кабинете и не выходил оттуда, лишь периодически отлучаясь в туалет и за едой из холодильника. Позже Лидия рассказывала дочери, что он в тот период находился в страшной депрессии. После этого съезда Матвеев покинул свой пост в Союзе кинематографистов и уволился из ВГИКа, где многие годы работал преподавателем.

В непростые 90-е годы, когда государство практически прекратило финансировать отечественное кино, режиссёр принял смелое решение снять фильм «Любить по-русски». Деньги собирал буквально по крупицам по всей стране: что-то дали друзья, что-то – предприниматели, которые искренне его уважали. Но средств всё равно катастрофически не хватало. Новость об отсутствии финансирования дошла до зрителей, и их реакция оказалась поразительной: на адрес «Мосфильма» начали приходить письма, в которые люди вкладывали деньги. Так, на народные пожертвования, и был снят этот фильм.

В последние годы жизни Евгений Матвеев был по-настоящему счастлив. Та волна любви и доверия, которая поднялась вокруг его последних работ, показала ему главное – он не зря прожил свою жизнь, оставив яркий след в сердцах миллионов. Артист ушёл быстро, «сгорев» от рака лёгких всего за полгода. О страшном диагнозе он так никому и не рассказал – оберегал семью до последнего вздоха.

Что вы думаете о жертвах, которые Лидия Матвеева принесла ради карьеры мужа? Поделитесь мнением в комментариях.

Евгений Матвеев оставил после себя не только богатое творческое наследие, но и историю о безграничной любви, верности и самопожертвовании. Его жизнь, полная драматических поворотов и триумфов, стала ярким примером того, как за спиной великого мужчины всегда стоит великая женщина, готовая поддержать в любой ситуации и разделить с ним все испытания. Лидия Матвеева, отказавшись от собственной славы, подарила миру не просто артиста, а целую эпоху в отечественном кинематографе, став невидимым, но мощным двигателем его успеха.

➔ Раскрываем секреты ★ звёзд шоу-бизнеса в нашем Telegram ☚

 

Читать в TVCENTER
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'