Дворцы для миллионов: выставка к 90-летию Московского метрополитена

Культура 4 часов назад 15
Preview

Проект «Высоко под землей» в Музее Москвы рассказывает, из чего сделано московское метро — и каким оно могло бы стать.

Москва не может похвастаться катакомбами, сопоставимыми с римскими, зато у нас есть свой удивительный подземный город — метро. Роскошное даже на фоне будапештского, первой ветки европейского континента, оно крепко вошло в нашу жизнь, словно существовало всегда. Иностранцы и туристы удивленно крутят головами, пытаясь разглядеть мозаики «Маяковской» и «Комсомольской», витражи «Новослободской». А местные жители бегут по своим делам и чуть замедляют шаг, чтобы потереть нос бронзовой собаке на «Площади Революции»: примета на счастье, не слишком, правда, полезная для скульптуры, отполированной тысячами рук

Над вестибюлями и павильонами станций работали корифеи — Вера Мухина, Павел Корин, Александр Дейнека, Дмитрий Чечулин, братья Веснины. Об этом напоминают авторы нынешней выставки «Высоко под землей», посвященной 90-летию Московского метрополитена: автор идеи Александр Мерескин, главный куратор Никита Голованов, кураторы разделов Моника Норс и Ольга Казакова. Совместный проект Музея транспорта Москвы и Музея Москвы рассказывает не о вагонах и механизмах (видимо, их покажут в Музее транспорта Москвы, который должны открыться в этом году), а об архитектуре и декоре, за которые метро прозвали «подземным дворцом». Правда, авторы выставки вспомнили другую метафору — музей. Это показано в главном зале, где лайтбоксы выполнены в виде ящиков, в которых перевозят экспонаты. Всего на выставке четыре раздела: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное». Первый — самый большой — использует хорошо известный прием остранения: когда на привычное предлагают взглянуть под новым углом. Например, с помощью цифрового видео «приближают» мозаики и витражи, так что больше не нужно задирать голову, чтобы рассмотреть детали. Московское метро всегда было полем для экспериментов: именно здесь впервые в советском искусстве появились витражи. Они стали популярны еще в царское время, в середине XIX века, после строительства Исаакиевского собора. В советские годы интерес к ним угас, однако метро требовало красоты — и практичных, долговечных решений — и вот появились витражи на «Новослободской», созданные Павлом Кориным. Та же история случилась и с римской мозаикой: былую славу ей вернуло именно метро. И здесь тоже не обошлось без экспериментов. На «Маяковской», одной из самых красивых станций, появилось «небо», пробивающееся сквозь 30-метровую толщу земли. Станция, спроектированная Алексеем Душкиным, кажется наполненной воздухом и светом благодаря «окнам» в сводах — мозаикам по эскизам Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов». А вот на «Новокузнецкой» мозаики возникли незапланированно. Дейнека создавал эскизы для «Павелецкой» радиальной — изначально «Донбасской», но из-за войны ее построили в упрощенном режиме и переименовали. А мозаики, изображающие весеннее небо и яблоневый сад, переехали на «Новокузнецкую»: сегодня они украшают свод центрального зала. Эффект неба присутствует и на станции «Октябрьская» кольцевой линии: центральный зал завершает ампирная ограда, за которой находится апсида с выкрашенной голубым верхней частью. По задумке архитектора Леонида Полякова, посвятившего станцию павшим в Великой Отечественной, архитектурное решение напоминает алтарь, а также создает эффект открытого пространства

На выставке много и других сюжетов. Например, о борьбе с архитектурными излишествами, которая вылилась в типовое проектирование станций, хотя архитекторы все равно придумывали особые детали. О применении разных материалов — например, алюминия — и о бесшовной укладке плитки. Об освещении, жизненно важном для подземного города, и эволюции светильников, принимавших разные формы: от лаконичных в духе ВХУТЕМАСа до роскошных, имперских. Все это помещено в раздел «Знакомое». За ним следует небольшой зал, огороженный от остальных тяжелыми красными портьерами — явная отсылка к «Красной комнате» из сериала «Твин Пикс». Этот раздел («Забытое») приглашает в область таинственного и магического, не поддающегося логике. Как получилось, что в Московском метро — таком незыблемом, строившемся на века — исчезли не только отдельные детали, вроде торшеров или пальм в кадках, но целые вестибюли? А ведь это исторический факт. Например, один наземный вестибюль «Смоленской» Филевской линии снесли уже в 1937-м при расширении Садового кольца, второй — через 10 лет при строительстве жилого дома по проекту Жолтовского. А наземный вестибюль станции «Охотный Ряд» канул в Лету на наши глазах, в 2004 году, когда снесли гостиницу «Москва». Торшеры, кстати, украшали именно эту станцию: они представляли собой «ножку» со стеклянным диском в виде тарелки, на которой лежал белый шар. Установленные прямо на платформе, они радовали глаз недолго: станцию открыли в 1935 году, а уже в 36-м на кадрах из фильма «Цирк» шары отсутствуют. Два года спустя исчезли и «ножки»: их заменили на подвесные светильники, не мешающие пассажирам

Московское метро продолжает строиться, и раздел «Грядущее» показывает, как будут выглядеть некоторые станции Троицкой линии. А финальный раздел «Невоплощенное» знакомит с конкурсными проектами, так и оставшимися на бумаге. Здесь можно увидеть альтернативные версии и задуматься о том, каким могло быть московское метро — и каким оно уже не станет. Знали ли вы, например, что в 1902 году обсуждалась идея построить несколько линий с центральным вокзалом на Васильевском спуске? Этот зал напоминает длинный туннель с «окнами», выходящими на основную экспозицию. Если смотреть на него снаружи, из главного зала, то возникает ощущение, что все эти невоплощенные версии мы видим сквозь окно метровагона. Словно мы пассажиры, путешествующие по миру сновидений и грез, некому альтернативному «Метро-3», станции которого проносятся мимо нас. Ведь московское метро — больше, чем просто транспорт: это и подземный дворец, и музей, и бесконечный источник мифов и легенд, и, конечно, главный выставочный зал для архитекторов и художников, создающих свои работы для миллионов зрителей

Выставка работает до 24 августа

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'