Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — ангажированная структура, решения которой незаконны и могут не признаваться Россией, заявил "Газете.Ru" председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Так он отреагировал на решение ЕСПЧ взыскать с РФ €253 млн в пользу Грузии.
"Россия вышла из Совета Европы в 2022 году и, соответственно, из-под юрисдикции ЕСПЧ. Страсбургский суд не раз проявлял себя как политизированная, ангажированная и антироссийски направленная структура, руководствующаяся двойными стандартами. Более того, в российском законодательстве закреплен примат защиты национальных интересов, позволяющий не признавать одиозные судебные вердикты. И еще штрих: Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Поэтому иски о нарушении прав при так называемой "бордеризации" или возведении пограничных ограничений вряд ли будут серьезно расцениваться", — сказал Слуцкий.
На неприемлемость для России решений ЕСПЧ в беседе с "Газетой.Ru" указала и депутат Госдумы Мария Бутина. По ее мнению, европейские структуры таким образом хотят оказать медийное давление на Россию и попытаться повлиять на ее международный имидж.
"На основании позиции МИД России, российского законодательства и норм международного права решение ЕСПЧ является незаконным и не подлежащим исполнению. Это решение носит предвзятый и политически мотивированный характер и было вынесено в период, когда Россия более не находится под юрисдикцией данного суда. Президент России Владимир Путин неоднократно указывал, что предвзятость и политизированность отдельных вердиктов ЕСПЧ стали носить неприемлемый характер. Вынесение вердикта спустя годы после подачи иска и в уже изменившихся правовых условиях указывает на его политическую, а не правовую природу", — считает Бутина.
14 октября ЕСПЧ удовлетворил государственный иск со стороны Грузии против России, присудив Тбилиси компенсацию в размере €253 млн из-за якобы нарушений прав человека после конфликта 2008 года. По оценкам суда, Россия якобы допустила нарушения, включая "чрезмерное применение силы", "жестокое обращение", "незаконные задержания" и "незаконные ограничения" передвижения через границу "между территорией, контролируемой Грузией".
При этом поданное в 2021 году в ЕСПЧ заявление со стороны граждан Южной Осетии суд отклонил.