Эта история продолжается уже больше восьми лет, и никто не может сказать, сколько она еще продлится и, главное, чем кончится. На скамье подсудимых 16 человек - руководители и сотрудники нескольких частных медицинских клиник, а также владелец производства по изготовлению медицинских изделий, применяемых при лечении сосудистых заболеваний. Из обвинительного заключения следует, что подсудимые организовали преступное сообщество и обманули около тысячи семисот человек на 152 миллиона рублей, под видом оказания помощи в лечении варикозного расширения вен, последствий инсульта и так далее. По мнению следствия и прокурора, людям за сотни тысяч рублей навязывали анатомические матрасы, подушки и антиварикозные повязки, которые не лечат.
Осудили без суда
Достаточно вбить в строку поиска «дело о матрасах» как на мониторе появятся десятки ссылок с кричащими заголовками о «банде лжеврачей» «мошенниках в белых халатах» и так далее. Первый массовый информационный бум по этой теме, к которому подключились ведущие федеральные СМИ, был в 2020-2021 годах. Сейчас наблюдаем очередной изобличительный всплеск.
Характерно, что журналисты-расследователи уважаемых изданий и телеканалов свой приговор уже давно вынесли. Не дожидаясь решения суда, открыто называют мошенниками в составе банды подсудимых, а началось все еще когда они были всего лишь подозреваемыми, а некоторые и свидетелями. Вообще-то за такие самосудные «изобличения» есть соответствующая статья в УК РФ, но, похоже, здесь хайп важнее закона.
Для придания веса статьям и сюжетам журналисты иногда дают слово кому-нибудь из подсудимых, но делается это так, что читателю-зрителю остается только воскликнуть: «Наконец-то попался негодяй».
Поводом для того, чтобы мы начали самостоятельно разбираться в этом деле, стала копия записи интервью одного из главных фигурантов дела; Михаил Фадеев, руководитель предприятия, которое производит эти самые медицинские комплекты для терапии сосудистых заболеваний, в течение 2 часов и 46 минут отвечал на вопросы корреспондента федерального телеканала. В итоговый сюжет, показанный по ТВ, вошли всего две, вырванные из контекста, его фразы. И ни одного документа.
Аргументы «осужденных молвой» не вписываются в формат канала? Или просто зрителям не нужна пища для размышлений, которые, наверняка, родят сомнения? У нас такие сомнения появились.
Следователь сказал: «Не лечит»
Обвинительное заключение по «делу матрасов» базируется на главном утверждении: мол, матрасы, подушки и повязки не обладают никаким лечебным эффектом. Их, как говорится, втюхивали за бешеные деньги людям. Все остальные претензии - навязывание услуг, мошенничество, легализация преступных доходов, создание организованного преступного сообщества, - это ветви, отходящие от одного ствола. То есть, если признать, что матрасы-подушки-повязки являются медицинскими изделиями, все это дело, по логике, расползется по швам.
Чтобы разобраться в сути вопроса, необходим ретроспективный взгляд в 2016 год. В распоряжении редакции есть копии регистрационных удостоверений на все медицинские изделия, которые следователи и пресса назвали пустышками «со стеклянной пылью внутри». Например, регистрационное удостоверение от 26.09.2016 № РЗН 2016/4675 на «Матрас анатомический с наполнителем из микросфер по ТУ 9396-008-17968585-2016» производства НПО ТехПродЗдрав (Россия).
Такой же документ есть и у подушки, и у повязки. Выданы эти удостоверения единственным уполномоченным решать что лечит, а что калечит, органом - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранении (Росздравнадзор). Проще говоря, все изделия обладают лечебным эффектом, подтвержденным многочисленными и всесторонними государственными исследованиями.
Но тут все не так гладко. В 2020 году в сферу внимания правоохранителей попал один из сотрудников Росздравнадзора: его уличили в том, что на некоторых документах по медицинским изделиям расписались не сами ответственные лица, а кто-то иной. По стечению обстоятельств, в папке нелегитимных документов оказались и регистрационные дела на продукцию ТехПродЗдрав.
В ходе того расследования Михаила Фадеева тоже опрашивали, пытаясь установить связь с преступником. В итоге следователь убедился, что производитель и чиновник вообще не были знакомы.
Тем не менее, регистрационные удостоверения были аннулированы и анатомические медицинские изделия официально перестали таковыми быть. То есть их можно было реализовывать как бытовые товары, что, по утверждению Фадеева, и делалось вплоть до 2024 года, когда удалось снова пройти все круги бюрократии и опять получить свидетельства медицинские изделия. Кстати, есть и экспертиза, которая подтверждает абсолютную идентичность матрасов, подушек и повязок образца 2016-го и 2024 года. Какие еще нужны доказательства, что это медицинские изделия? Но ходатайства адвокатов о приобщении документов государственного образца почему-то не вызывают интереса ни у суда, ни у журналистов.
А вот доводы прокурора, основанные на результатах расследования, идут на ура. Так, по «делу о матрасах», которое началось на Кубани как раз во время расследования по нерадивому московскому чиновнику от медицины, следователь назначил государственную экспертизу. В ней одним из вопросов было наличие-отсутствие внутри изделий медицинских шариков.
Обратим внимание: медицинские шарики и медицинские сферы – это вообще разные вещи, а в изделиях Фадеева именно последние оказывают лечебный эффект. Естественно, эксперт не нашел никаких шариков в исследуемых матрасах, так как их там и быть не могло. На основании этого был сделан вывод, что матрасы и подушки не лечат, И значит, кто их производит и продает - мошенник. А если их несколько, значит налицо признаки преступного сообщества, за организацию которого можно угодить за решетку на 20 лет. И вот эта экспертиза как раз является раствором, цементирующим всю обвинительную конструкцию. Тогда зачем вообще нужен Росздравнадзор, если следователь лучше всех знает, чем можно лечить, а чем - нельзя?
И это не все. В разные годы у правоохранительных органов возникали вопросы к лечебной эффективности разработок Фадеева. Дважды дела даже доходили до суда: в Якутии и Башкирии. Но там суды назначили государственные экспертизы и на их основании пришли к единому выводу, что изделия имеют лечебный эффект. Решения вступили в законную силу и найти их следователю было еще легче чем нам - мы потратили на это 15 минут.
Дело на «звездочку»?
В любом деле всегда есть человек или несколько людей, заинтересованных в результате. По подсудимым все ясно - они хотят быть оправданными.
Может потерпевшие требуют крови? Наши журналисты присутствовали на нескольких судебных заседаниях и вели видеозаписи как раз во время допросов многочисленных потерпевших. Так вот, иногда мы не могли понять на чьей стороне выступает человек - обвинения или защиты. Большинство потерпевших говорят, что пользуются матрасами, подушками, повязками и они им помогают. Претензия в другом: по их мнению, эти медицинские изделия продали по слишком высокой цене. То есть, с высокой долей вероятности, людей устроили бы простая компенсация. Но это уже область гражданских отношений. С этой стороны тоже не складывается тяжесть статей.
Остается два вероятных предположения: недоброжелатели-конкуренты по бизнесу или правоохранительные органы. За 8 лет следствия конкуренты обязательно проявились бы, иначе незачем вообще затевать такой масштабный тарарам. Но ни о каких глобальных переделах рынка не слышно.
В своем интервью, которое вряд ли увидит свет на центральном ТВ, Михаил Фадеев, имеющий в своем послужном списке долгие годы работы оперативником по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, предположил, что дело может быть в неумении системы признавать ошибки.
Эта версия выглядит вполне жизнеспособной. Ведь расследования по преступным сообществам не зря называются «делами на звездочку». Раскрытие преступлений таких тяжких составов очень благотворно влияет на карьеру и даже внеочередные звания. Может быть такое, что следователи посчитали, что обнаружили «банду лжеврачей», а когда поняли, что ОПС нет, сдавать назад уже было поздно? Это не утверждение, а всего лишь вопрос.
Однако в пользу этого предположения говорит немало и косвенных фактов. Например, когда только начал раскручиваться маховик расследования, все помещения клиник, проходящих по делу, арестовали. Мера понятная, но этот каток давил всех без разбора: обеспечительные меры накладывали на все здания целиком. Проще говоря, под арестом оказывались офисы совершенно посторонних предпринимателей и организаций, которые просто снимали или владели помещениями в здании, где работали клиники. И, кстати, эти аресты до сих пор не сняты, что еще раз подтверждает тезис о неповоротливости системы.
Заседания в Первомайском суде Краснодара по «делу о матрасах» идут уже несколько месяцев. Следствием собраны сотни томов - колоссальный объем работы проделан. Теперь суд тратит уйму времени и государственных денег на многочасовые заседания. И все упирается только в один вопрос: лечат матрасы или нет? Так может стоит посмотреть и на государственные свидетельства изделий, а не только в экспертизу о «шариках»? Это, кстати, и к журналистам относится.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: