Российская система коммунального хозяйства, включающая в себя сети водоснабжения (более 570 тыс. км), водоотведения (около 200 тыс. км) и теплоснабжения (175 тыс. км), является одной из крупнейших в мире. Однако, несмотря на внушительные масштабы, ее состояние вызывает серьезные опасения.
Ключевая причина деградации коммунальной инфраструктуры – устаревший жилой фонд, состоящий из почти полутора миллионов многоквартирных домов советской постройки 1946–1995 годов. В комментарии «Профилю» руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Игорь Колесников отметил, что лишь около 40% этих зданий (565,3 тыс.) находятся в относительно хорошем состоянии, тогда как большая часть (843,2 тыс., почти 60%) имеет износ сетей от 30 до 70%, а 55 тыс. домов (3,8%) – свыше 70%.
Степень износа внутренних коммуникаций многоквартирного дома напрямую связана с его возрастом, качеством первоначального строительства и материалов, перечисляет эксперт, а также с тем, как жильцы используют инженерные системы, насколько часто проводится техническое обслуживание и текущий ремонт зданий управляющими компаниями. Проще говоря, чем старше дом, тем сильнее обветшание.
Согласно статистике, по количеству жилых зданий с незначительным износом внутренних сетей (до 30%) лидируют Москва, республики Башкортостан и Татарстан. Наибольшая доля ветхих домов (с износом свыше 70%) зафиксирована в республиках Саха (Якутия) – 21,7% и Карелии – 18,4%, а также в Ямало-Ненецком автономном округе – 17,2%.
За текущие ремонты, замену сетей и поддержание работоспособности систем ЖКХ отвечают регионы и муниципалитеты. Они уже разработали и реализовали множество точечных программ модернизации, однако темпы обновления инженерной инфраструктуры пока остаются низкими. По данным за 2024 год, в регионах было проведено капитальное восстановление 25,6 тыс. жилых зданий, что составляет 105,4 млн кв. метров жилой площади и затрагивает более четырех миллионов граждан. С начала 2025-го ремонтные работы были выполнены в 17 тыс. домов.
[embed]https://profile.ru/finance/tochechnaya-nastrojka-chto-tolkae...[/embed]
«Исходя из этой статистики, можно делать вывод, что средний срок ожидания капитального ремонта составляет 30 лет», – констатирует Игорь Колесников. При этом первоочередное внимание, как правило, уделяется замене лифтового оборудования и ремонту кровли, в то время как работы по системам отопления, водоснабжения, канализации и электроснабжения переносятся на более поздние этапы, замечает специалист.
В итоге ежегодно происходит множество нештатных ситуаций, причем наиболее часто проблемы возникают с теплосетями. Согласно данным правительства, в 2024 году было зафиксировано около 9 тыс. аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства. В 2025-м, как сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, число коллапсов снизилось. Особенно заметно это в ДНР и ЛНР, где их количество сократилось на 40 и 80% соответственно. Но все равно коммунальные аварии в России не редкость. Один из последних случаев – в подмосковных Химках, где в ночь на 10 октября более 260 домов остались без отопления и горячей воды из-за технологического сбоя в теплосетях. Эксперты предупреждают: если нынешняя зима будет суровой, количество прорывов труб может увеличиться.
В мае прошлого года президент Владимир Путин поставил задачу к 2030-му улучшить качество коммунальных услуг для 20 миллионов граждан России. Для этого с 2025 года стартовал федеральный проект «», входящий в нацпроект «Инфраструктура для жизни». Как рассказали «Профилю» в пресс-службе (ФРТ), перед началом работ была проведена масштабная подготовка: регионы с помощью цифровой системы АИС ФРТ инвентаризировали 1,1 млн объектов коммунальной инфраструктуры. На основе этой информации были разработаны детальные планы модернизации для каждого региона, включающие свыше 45 тыс. мероприятий. Как результат, в программы капитального ремонта попали 728 тыс. многоквартирных домов (в которых проживает более 91 млн россиян), что составляет почти три четверти всех таких зданий в РФ.
Ревизия жилого фонда по всей стране и разработка четких программ модернизации ЖКХ – шаг в правильном направлении, но и чиновники, и независимые эксперты считают, что оперативно решить проблему с обветшалым коммунальным хозяйством не получается из-за нехватки средств. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполняются за счет уплаченных собственниками помещений взносов и федеральных субсидий. В 2024-м в фонды капремонта поступило 355 млрд рублей взносов от собственников, сообщили «Профилю» в пресс-службе ФРТ. Однако, по оценкам экспертов, для приведения в порядок инженерных сетей в целом требуется около 30 трлн рублей.
[embed]https://profile.ru/society/uslugi-zhkh-podorozhajut-no-nadez...[/embed]
Еще в 2016 году , отвечающий за ЖКХ, разработал методику расчета минимального взноса на капитальный ремонт, но она носит рекомендательный характер. Окончательное решение о размере взноса принимают региональные власти. Оплата сильно различается: от 2,06 руб. за кв. метр в некоторых домах Хабаровского края до 29,66 руб. за кв. метр в Москве. В среднем по стране в этом году тариф составляет 14,6 руб. за кв. метр.
«Изначально планировалось, что взносы должны быть на уровне московских для проведения всех необходимых работ по капитальному ремонту в течение 20–25 лет. Однако регионы не смогли установить их на таком уровне, опасаясь негативной реакции населения. Даже спустя десять лет после начала реализации программ капитального ремонта экономически обоснованный размер взноса так и не достигнут. Повышение взносов на капремонт, особенно в сочетании с ростом тарифов на коммунальные услуги, требует дополнительных мер поддержки для граждан с низкими доходами», – поясняет Игорь Колесников.
Регионы получают целевые субсидии из федерального бюджета, льготные займы и инфраструктурные кредиты, уточняют в пресс-службе ФРТ. Всего на сегодня в стране, в том числе в воссоединенных регионах, с участием Фонда развития территорий введено в эксплуатацию свыше 5,4 тыс. км инженерных сетей. «Положительно показывают себя и практики замены оборудования с рассрочкой оплаты. Так, например, в Нижегородской области большой объем лифтов заменен по схеме с рассрочкой до 2030 года и использованием средств регионального бюджета», – подчеркнули в ФРТ.
Весной 2025-го Михаил Мишустин сообщил, что на улучшение инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года будет выделено из бюджетных и внебюджетных источников 4,5 трлн рублей.
Однако дело не только в деньгах. В системе капремонта многоквартирных домов много других проблем. Все, кто там работает, говорят: подрядчиков мало, а у тех, кто есть, не хватает квалифицированных рабочих. Так как решения о ремонте принимают на общих собраниях собственников, то и тут не все гладко: не всегда проводится разъяснительная работа среди жильцов, сама процедура собраний сложная и ненадежная, а за качеством ремонта следят плохо.
[embed]https://profile.ru/society/tarifnyj-plan-za-kapremont-pridet...[/embed]
В целях экономии управляющие организации нередко допускают использование материалов сомнительного происхождения при замене, например, изношенных трубопроводов. Вместо сертифицированных новых изделий могут монтироваться полимерные трубы с добавлением неаттестованного вторичного сырья или бывшие в эксплуатации стальные трубы. Такая практика не решает проблему износа, не обеспечивает долговечность и может привести к аварийным ситуациям в течение нескольких лет после установки. По оценкам , доля поддельных труб на рынке достигает 25%.
В Минстрое РФ считают, что привлечение частных инвестиций станет ключевым фактором для успешной модернизации коммунального хозяйства страны. В период с 2023 по 2024 год в отрасль уже было вложено 500 млрд рублей, и теперь планируется удвоить эту сумму, доведя ее до 1 трлн, сообщил вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. ЖКХ представляет собой привлекательную сферу для бизнеса, поскольку коммунальными услугами пользуется все население страны, что может обеспечить и возврат вложений, и получение прибыли.
Инвестиции в ЖКХ характеризуются длительным сроком окупаемости, достигающим 15 лет. Для снижения рисков и стимулирования частных вложений правительство совершенствует механизмы государственно-частного партнерства. Например, Государственная дума уже приняла в первом чтении законопроект, позволяющий концессионерам переоформлять соглашения в сфере ЖКХ без проведения конкурсных процедур. Ранее процесс заключения договоров занимал до полутора лет, что приводило к приостановке работ на этот период.
Для дополнительной поддержки частных инвестиций в сферу ЖКХ Федеральная антимонопольная служба предлагает предусмотреть возможность зафиксировать тарифы на срок до десяти лет. Это гарантирует инвесторам возврат вложенных ими средств и получение прибыли, а населению – защиту стоимости коммунальных услуг от роста цен. Также бизнесу доступно привлечение льготных кредитов – до 3 млрд рублей под 7% годовых. Эти деньги можно направить на реализацию коммунальных проектов в течение 20 лет.