Как известно, фильмы или книги, главными героями которых становятся дети, совсем не обязательно предназначены для младшего поколения. Драмеди «Что знает Мариэль» Фредерика Хамбалека и мультфильм «Дикая семейка» Клода Барраса рассказывают как раз о взрослых проблемах, но увиденных глазами детей. Героиня «Что знает Мариэль» вдруг начинает слышать и видеть все, что говорят и делают ее родители. Оказывается, она далеко не все о них знала. Героиня же «Дикой семейки»(которая выйдет в прокат чуть позже, 3 июля) узнает о том, как несправедлив взрослый мир, уничтожающий вековые леса. Рейтинг мультфильма в России 12+, так что для тинейджеров он тоже вполне подойдет.
Премьера драмеди «Что знает Мариэль» немецкого режиссера и сценариста Фредерика Хамбалека состоялась в этом году в рамках основного конкурса Берлинале. По сюжету девочка почти уже подросткового возраста Мариэль (Лаэни Гайзелер, сыгравшая также в «Звуке падения» Маши Шилински, наделавшем шума в Каннах) получает пощечину от лучшей подружки. Мариэль подругу перед этим оскорбила (причина остается за скобками). Эта пощечина подобна удару, нанесенному девочке взрослой жизнью в целом. Все ее несовершенство Мариэль сможет наблюдать на примере собственных родителей, о которой она узнает больше, чем хотела бы. Ведь после удара она по необъяснимой причине начинает круглые сутки (даже во сне!) видеть и слышать все, что они делают и говорят.
[embed]https://profile.ru/culture/materialistka-nestandartnyj-romko...[/embed]
И вот выясняется, что мама девочки Юлия (Юлия Йенч) находится на грани того, чтобы изменить ее папе Тобиасу (Феликс Крамер). Коллега во время перекура на работе делится с Юлией тем, что ему хотелось бы попробовать что-то новое в личной жизни, а она только и рада словесному флирту на грани. Ведь, как она признается, ей ужасно скучно.
Тобиас, отец Мариэль, напротив, оказывается слишком пассивен и, возможно, даже трусоват. Он работает в книжном издательстве, и один из коллег младше должностью постоянно оспаривает его решения. Но Тобиас, вместо того чтобы отстаивать свое мнение, каждый раз сдается. После последнего подобного эпизода он врет семье, что поставил своего критика на место. Однако Мариэль знает, что это ложь. Все эти открытия заставляют ее разочаровываться в собственных родителях.
Фредерик Хамбалек искусно совмещает критику лицемерного буржуазного общества, драматичную историю взросления, черный, по-настоящему смешной юмор и фантастическую линию и скрепляет все эти составляющие довольно легкой интонацией. В отличие от некоторых фильмов любителя социальных экспериментов Йоргоса Лантимоса, с которыми уже сравнили «Что знает Мариэль», картина Хамбалека не оставляет после себя совсем уж горько-мрачного послевкусия. Фильм рифмуется и с работами двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» Рубена Эстлунда – впрочем, и шведский режиссер злее Хамбалека.
[embed]https://profile.ru/culture/chto-smotret-v-kino-dzhon-uik-v-j...[/embed]
Как и Эстлунд, немецкий постановщик изучает, например, двусмысленное положение, в котором оказались многие мужчины сегодня. Токсичная маскулинность уходит в прошлое, но от мужчин все еще ждут смелости, твердости и решительности. Их отсутствие некоторые интерпретируют как слабость, но как себя стоит вести на самом деле – зачастую совершенно непонятно.
Как считают и Хамбалек, и Эстлунд – для начала хорошо бы не врать близким, быть искренними. В «Форс-мажоре» Эстлунда мужчина бросает семью во время тренировочного схода лавины, а потом лжет, что не делал этого. В «Что знает Мариэль» отец плетет небылицы о том, как он поставил на место обидчика. Его стремление вернуть доверие дочери после этой ситуации ведет его в ложном направлении.
Правда, поведение Юлии, матери Мариэль, заставляет задуматься о том, что иногда как раз лучше соврать или промолчать, чтобы никого из членов семьи не травмировать. Оба родителя, по сути, начинают себя вести эгоистично и неадекватно, пытаясь исправить свои ошибки. Они думают о себе, а не о том, как их поступки отразятся на дочери. В своеобразных интерлюдиях мы видим скорбное лицо Мариэль, сепарация которой произошла слишком внезапно и стремительно. Однако фильм оставляет некоторую надежду, что несовершенство мира можно пережить, если рано или поздно вспомнить о любви. Правда, полностью закрыть глаза на недостатки родителей у Мариэль уже точно не получится.
«Дикая семейка» стала долгожданной второй картиной швейцарского режиссера Клода Барраса. Его дебютная «Жизнь Кабачка» о мальчике, попавшем в детский дом после смерти матери, была номинирована на «Оскар» и обрела множество наград первого ряда. «Дикая семейка» тоже посвящена девочке, оставшейся без мамы. Но внезапно обретающей с ней связь через обращение к общим корням и ценностям. Баррас вновь создал кукольный мультфильм, тонко играющий на душевных струнах как взрослых, так и не очень взрослых зрителей.
[caption id="attachment_1721708" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Дикая семейка"[/caption]
Одиннадцатилетняя Керия живет с отцом на острове Борнео. Совсем рядом – тропический лес, но отец не разрешает Керии ходить туда одной: ее мать много лет назад растерзала там пантера. Когда на глазах у девочки охранники убивают обезьяну-маму, они с папой принимают решение взять себе ее детеныша. Керия вскоре находит общий язык с созданием, которое оказалось в похожем с ней положении.
Впрочем, это не единственное судьбоносное знакомство девочки. На пороге их с папой дома появляется дедушка Керии и ее кузен, мальчик Селаи. Оказывается, как и мама девочки, они принадлежат к коренному народу пунанов, проживающих в лесу. Им удается и быть свободными от правил современного «цивилизованного» мира, и пользоваться его благами вроде гаджетов и электричества.
[embed]https://profile.ru/culture/gadkaya-sestra-i-zhizn-chaka-dve-...[/embed]
Керию поначалу совсем не радует новость о том, что брат, которого она видит впервые, останется пока жить с ними. Подружки на школьном дворе смеются над Селаи, и в первый момент Керия даже поддерживает их шовинистские издевки, чтобы не лишиться стаи. Но в итоге выясняется, что, возможно, стая Керии – это вовсе не противные девчонки из школы.
Керия по стечению обстоятельств теряется в лесу, а ее любимую обезьянку кусает ядовитая змея. Нашедший девочку Селаи должен отвести их к своему племени, чтобы спасти звереныша. На месте выясняется, что связанная с правительством компания планирует вырубить чуть ли не весь тропический лес, которому миллионы лет. Коренные его жители уже не первый день протестуют, не теряя надежды отстоять родной дом и спасти местную флору и фауну. Керия все больше проникается взглядом своего народа на природу как на материнское начало.
[embed]https://profile.ru/culture/beat-film-festival-2025-devid-lin...[/embed]
«Дикая семейка», конечно, не единственное кинопроизведение, в котором коренные жители вступают в конфликт с бизнесом и правительством, уничтожающими экологию. Часто на западных фестивалях показывают, например, документальные картины на эту тему. А из недавних мультфильмов, в которых отражена в том числе эта проблема, можно вспомнить поэтическую венгерскую анимацию «Четыре души Койота». Но фильм Клода Барраса, показанный на прошлогоднем Каннском фестивале, безусловно, не теряется на их фоне.
Баррас не мучает зрителей большим количеством бессмысленного экшена, чем зачастую грешат авторы мейнстримных мультфильмов. Он рассказывает вдумчивую историю, делая акцент на характерах (совсем не однозначных), создании правдоподобного мира, искренности переживаний героев и бескомпромиссности высказывания. Не оставляет зрителей и без умиления, которое вызывают детеныши обезьян и лесной свиньи. В «Дикой семейке» много нежности, тактильности, которые и в игровом-то кино мало кому удается передать. Баррас же творит чудеса с помощью кукол.
Картина о том, как маленькая девочка вдруг обнаруживает в себе связь с предками, а также заложенную генами страсть к борьбе и жажду справедливости, оставляет после себя щемящее чувство. А еще она невероятным образом повлияла на реальность. Клод Баррас рассказывает, что в Сараваке было избрано новое правительство, и пунаны с помощью местных юристов действительно преуспели в своей борьбе с незаконной вырубкой леса.