Российских чиновников пока решили не пересаживать на общественный транспорт. Так, комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендовал отклонить проект, который обязывал бы госслужащих два раза в неделю отказываться от личных или служебных авто, пишет «Парламентская газета»: «Согласно предложенной инициативе предполагалось таким образом заставить чиновников обратить более пристальное внимание на проблемы городского общественного транспорта. Однако депутаты отклонили законопроект, мотивировав это тем, что сама по себе такая норма регулирования якобы избыточна, а изменить ситуацию с транспортом в российском регионе можно за счет компетенций чиновников и их рабочих показателей…».
Эту весьма необычную инициативу мы решили обсудить с челябинским адвокатом, председателем адвокатской коллегии «Экономическая» Андреем Коршуновым.
— Андрей Геннадьевич, при этом заместитель председателя думского комитета по энергетике Владимир Плякин заявил, что работу над инициативами, которые приблизили бы власть к проблемам народа, останавливать не планируется. В частности, было предложено запустить подобную кампанию в нескольких пилотных регионах…
— Идея приблизить чиновников к народу, Владимир Васильевич, сама по себе хорошая, но не очень хорошо то, что такое приближение касается только уровня потребления каких-то благ. Например, блага перемещения в пространстве. Другое дело, если бы, например, уровень благосостояния чиновника целиком зависел от того, насколько эффективно он выполняет свою работу. Понимаю, что это сегодня некая утопия, но, может быть, когда-нибудь что-то и получится, если хотя бы начать говорить в Госдуме об этом…
«Денег нет, но вы держитесь»
— В одном из рассказов Станислава Лема инопланетяне имели возможность нажатием кнопки на установленных повсюду обелисках выразить неудовольствие работой своих чиновников, чьи портреты располагались там же, у них вместо украшения на шее висел небольшой не снимаемый атомный заряд… А еще одну из своих ненаписанных книг он предполагал озаглавить: «Глупость как движущая сила истории».
— Вот, обратите внимание, Владимир Васильевич, как строятся отношения, к примеру, между простым гражданином и юристом или адвокатом, которого он привлекает к решению какого-то юридического вопроса.
Самое первое это то, что гражданин сам может выбирать, кто будет оказывать ему юридические услуги. И второе, если услуги ему оказываются плохо, он всегда очень быстро может от них отказаться и даже не платить.
И это, мне кажется, уже более перспективная модель оказания государственных услуг, нежели гротескно описанная у философа и фантаста Лема. Тем более, что при нынешнем уровне цифровизации, населению быстро узнать мнение о работе конкретного чиновника не составит никакого труда. Можно даже дофантазироваться до того, что в конце каждого месяца каждый гражданин сможет отдать некоторые имеющиеся в его распоряжении муниципальные или государственные баллы — назовем их как-то, а как — даже не важно — конкретному чиновнику, чтобы они были конвертированы в его зарплату. Ведь, по сути, идея пересадить на общественный транспорт — это попытка изобрести какую-то форму общественного контроля, но, на мой взгляд, не очень удачная. Искать надо где-то в другой плоскости, хотя сама идея привязать благосостояние чиновничества к благосостоянию народа, конечно, очень глубокая, имеет глубокие исторические корни, правда, далеко не всегда ее удавалось воплотить в реальность.
Всё у нас хорошо, но дальше так жить нельзя
— Тут вспоминается уникальная книга «Приказано добиться результата», благодаря которой читателю в деталях была описана история трансформации управления государственным сектором Великобритании, произошедшая за короткий период времени и оказавшая значительное влияние на жизнь каждого британца.
Книга написана сэром Майклом Барбером, который в течение второго срока пребывания Тони Блэра на посту премьер-министра Великобритании отвечал за реализацию реформ в сфере государственных услуг. Одна из основных тем книги как раз связана с внедрением так называемого управления по результатам. Эта идеология стала своего рода непременным стандартом «приличного» государственного управления.
— Ну, тут действительно можно сказать о том, что неспроста, в общем-то, англичане, как самые хитрые, наверное, люди, в 2004 году затеяли свою административную реформу и придумали концепцию государственных услуг с явным намеком на то, что отношения между государством и гражданином должны строиться на элементах частного права, когда каждый осознает свою выгоду. Государство — от того, что получает с гражданина налоги, а гражданин — от того, что получает от государства эффективное выполнение функций, которые на него возложены…
И еще момент: поскольку границы между государствами сейчас открыты и граждане легко перемещаются, существуют определенная конкуренция государств. Например, мы очень четко видим это по потокам мигрантов, которые считают, что в нашем государстве им жить гораздо лучше, чем в том, в котором они жили раньше…
Так вот, конкуренция государств говорит о том, что более привлекательным для граждан является то государство, которое дает гражданину больше, а берет с него меньше. А эффективный недорогой и немногочисленный чиновничий аппарат — это для простых обывателей как раз один из залогов такой конкурентоспособности государства на мировой арене.