«Будьте готовы, что на вас всем плевать»

АРГУМЕНТЫ 4 часов назад 30
Preview

Быстро, комфортно забрать на почте посылку с новогодними презентами «от Деда Мороза» (читай — от доброй приятельницы редактора «АН» в Восточной Сибири) снова не получилось. Визит за подарком обернулся тем еще испытанием для нервной системы. Это прямо-таки «квест» какой-то — с неприветливыми операторами, неработающими терминалами и двухчасовым выстаиванием в очереди всего-то из трех человек. Мы словно в прошлый век шагнули, переступив порог иркутского отделения на улице Байкальской. Просто разово не повезло? Помониторили интернет-отзывы о работе почтовой службы — та же история. Так проблема локальная или системная? Да, есть мнение, что эффективности прибавит смена конкретного руководителя отделения. Хотя и на федеральном уровне к Почте России по-прежнему масса вопросов, точнее, скажем прямо — претензий.

Сервис скорее мёртв, чем жив

«Почта России — это легенда, о которой либо плохо, либо никак», — шутят в народе. Надеялись с отправителем посылки, что недоброжелатели сильно преувеличивают, нагнетают (мы сами давно не захаживали в отделения, а приложение для смартфона создает иллюзию современных сервисов). Конечно, много где вокруг «вроде как цифровизация» и прочие блага цивилизации. Неужели ключевая почтовая служба большой страны слабо адаптировалась, не взяла на вооружение?

Как оказалось, отделение №75 в Иркутске точно застряло где-то на полпути к достижениям прогресса. Об этом красноречиво свидетельствует потрепанное, видимо, не одним месяцем использования объявление: «Безналичного расчета НЕТ». Такой вот неприятный сюрприз, поджидающий у стойки обслуживания и без того уже напряженных, подуставших от ожидания своей очереди клиентов. Последняя капля, переполняющая чашу терпения. Немыслимо: прийти в районе 10 утра, обрадоваться, что перед тобой в очереди не так много народу (3 человека всего) и, тем не менее, только к обеду, наконец, забрать посылку… За это время пришлось еще до отделения банка в районе следующей автобусной остановки сбегать — снять наличные. Понимаем, технические сбои случаются. Но разве для устранения проблемы нужно НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ?! Люди говорят, что давно уже в упомянутом отделении безналичную оплату не принимают. Ну, и много на что еще жалуются в отзывах, которые можно легко найти на популярном сервисе «2ГИС». Увы, в своем возмущении мы не одиноки. Цитируем мнение клиентов по первоисточнику. Стойкое впечатление: живо, бойко вас в 75-м иркутском почтовом отделении еще не скоро начнут обслуживать.

«Одной звезды для этого заведения чересчур много (1,7 общий средний балл — ред.). Очереди, безнал не работает уже полгода. Операторов два, но работает всегда только один».

«Приехал сегодня в 19:00 (понедельник) жалюзи опущены, не работают, хотя указано что до 20:00, нищенская организация, кто ей руководит — (опустим оскорбление) полный».

«Работают как хотят, график меняют постоянно, так что будьте готовы упираться в закрытые двери и наклеенный листок с новым временным режимом. Безналичный расчет не работает несколько лет уже, сколько хожу сюда. Вечные очереди. Душно. Новая девушка старается работать оперативно, за это одна звезда отделению».

«Женщина в возрасте с темными волосами и наращенными ресницами хамит, грубит, высмеивает посетителей. Давно не встречала такого отношения от работников какой-либо организации»

«Очередь огромная, а сотрудник параллельно с работой болтает по телефону, обсуждая личные вопросы. Причем, по ходу заведующая. Сервис отвратительный. Ни здрасьте, но до свидания».

«Наверное, самое ужасное отделение. Конвертов под листы А4 нет, одного человека обслуживали 28 минут! Терминал не работает. Окно работает одно! Народа 7 человек стояло и все равно второе окно было закрыто».

«Ничего не меняется уже больше 15 лет. В других отделениях почты России уже давно более современные системы придуманы, нигде такого уже давно не видела! Может быть нужно управляющего отделением просто поменять — вопрос в организации процесса управления уже столько лет стоит!»

И это, подчеркнем, ситуация в областном центре. А что же тогда в сельских территориях? Жители сигнализируют, что в селах, бывает, отделения Почты России «полгода работают в рандомном режиме: весной был график раз в неделю, летом с 10 до 13». Кроме того, персонал, «укушенный другими коллегами с вирусом хамства», судя по комментариям клиентов, — не редкость, грубость почти повсеместно встречается.

Почта гниет с головы?

К слову, о цифровизации. Вспоминается скандал с экс-замгендиректора «Почты России» и руководителем департамента управления IT-сервисами компании. Обоих в прошлом году осудили за превышение полномочий. По версии следствия, сообщал «Коммерсантъ», фигуранты незаконно изменили систему штрафных санкций для IT-подрядчиков «Почты России», существенно занизив штрафы. Ущерб, по данным правоохранителей, составил 1,6 млрд руб. Подробности СМИ муссировали в криминальных сводках.

Заметим, что «прижать» и публично покритиковать топ-менеджеров, отвечающих за развитие (похоже, ооочень дальнее сказочное «светлое будущее») «Почты России» периодически не стесняется спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Из свежего — с правительственного часа — декабрьская порция «пенделей» за отсутствие адекватной, действенной стратегии.

«Совет Федерации как палата регионов, исходя из обращений к нам субъектов Федерации, поднимал перед правительством, перед вами один ключевой вопрос: коллеги, разберитесь, пожалуйста, в финансово-экономической модели «Почты России» и выработайте ее стратегию с тем, чтобы она нормально функционировала и выполняла возложенные на нее обязательства. Неоднократно тема поднималась, обсуждалась в правительстве, но решений не принято. Тема затянулась до такого состояния, что она уже дальше нетерпимая», — приводит «Интерфакс» слова Валентины Матвиенко. Она высказала убеждение, что глава Минцифры Максут Шадаев своевременно не принял необходимого решения: «Главное качество любого руководителя — уметь принимать решения. Не забалтывать, не затягивать, не искать объяснения, почему этого нельзя сделать. Уметь принимать решения. К сожалению, вы, как министр, отвечающий за «Почту», такого решения не приняли».

Валентина Матвиенко упомянула и о катастрофичной кадровой чехарде: «Более семи тысяч дефицит кадров в почтовых отделениях, более двух тысяч почтальонов не хватает. А нагрузка возросла в почтовых отделениях».

Министр парировал: правительством все необходимые решения приняты. «Они связаны с созданием для «Почты России» ряда эксклюзивных преимуществ монопольного свойства, которые будут обеспечены через внесение ряда законопроектов, которые мы, как правительство, внесем, и обещаем принять до конца весенней сессии», — аргументировал Максут Шадаев. Как выяснилось, в 2025 году организация может получить право на доставку электронных заказных писем через портал госуслуг — за деньги. А также сможет открывать пункты выдачи заказов по франшизе и трудоустраивать самозанятых, чтобы не проигрывать конкуренцию маркетплейсам. Почтовые ящики в домах станут собственностью почты, а в подъездах компания, вероятно, сможет устанавливать постаматы.

В целом, Валентина Матвиенко назвала ответ министра «слабеньким» и пообещала, что сенаторы снова будут серьезно разговаривать с правительством на проблемную тему.

На том же правительственном часе глава Минцифры пояснял истоки проблемы, которую власти окрестили «финансовой дырой». Профильный министр сообщи, что количество пересылаемых посылок за четыре года сократилось вдвое, а международных — втрое. Количество получателей пенсий наличными стало меньше на 15%, доставка подписных изданий просела на 40%. Выручка при этом выросла на 8%, но этого все равно недостаточно, чтобы закрыть все долги, подчеркнул Максут Шадаев. Он также отметил: чтобы поправить финансовое состояние «Почта России» продала долю в «Почта банке».

Вытянет ли обозначенный «слабенький» план почтовиков из болота? Похоже на предновогоднюю сказку, да? В этом контексте актуально звучит пожелание одного из сотрудников «Почты России» коллегам: «Всех с наступающим… Пусть Надежда на почту России не умрет в нас». Подсмотрено в соцсети «Вконтакте», тамошнее сообщество «Подслушано Почта России» аккумулирует не только фото оригинальных открыток, которыми обмениваются сотрудники почты. Публикуются и советы, мнения о работе в этой структуре. Часто в них слышится буквально крик о помощи.

Как платят, так и работают?

На самом деле, обыватели тоже не беспочвенно предполагают, в чем корень зла. Помните расхожий аргумент? «Как платят, так и работаем». Экономить на рядовых сотрудниках, а вот «верхушку» не обделять — схема не новая. В России-то точно.

«Ничего не меняется… Одни и те же женщины работают, которые не успевают. Видимо за копейки туда никто и не пойдет работать», — сочувствуют некоторые клиенты почты. Самые эмпатичные добавляют: «Главное, быть терпеливым и улыбаться. Работа у них очень тяжёлая, а зарплата — увы!»

«АН» готовы пообщаться с сотрудниками Почты России в Иркутской области (бывшими или действующими). Пока не нашли человека, открытого для откровенного разговора, составили картину на основе интервью, опубликованных на информационных ресурсах соседних регионов.

Так, в 2023 году одна из уволившихся почтальонов в Забайкалье рассказала «Чита.Ру», «что было не так в организации раньше» и почему нововведения, связанные с зарплатой, стали для нее, как и для многих коллег, последней каплей.

Примерно тогда же, около двух лет назад, «Ъ» со ссылкой на собственный анонимный источник на рынке экспресс-доставки сообщил, что «Почта России» с мая изменила правила оплаты труда, и в ее отделениях начались массовые увольнения: «Ситуация в разных регионах разная, в некоторых она усугубляется перегибами на местах, где сотрудников начали сокращать, если они не соглашаются на понижение зарплаты».

Почтальон из Забайкалья рассказала о своей ситуации: «Нам 28 апреля прислали уведомления о том, что через два месяца, то есть с 1 июля, у нас снижается размер ставки на 0,5 ставки. Представьте зарплату в два раза меньше, но с сохранением того же объема работы, сохранением тех же трудовых обязанностей, сохранением планов, которые у нас тоже имеются — планы продаж и так далее. И если мы не согласны работать — нас увольняют с 30 июня по части 7 статьи 77 Трудового кодекса — несогласие сотрудников с новыми условиями трудового договора. То есть как бы нам просто не предоставили даже выбора. Ну просто к стенке нас прижали уже, кто будет работать за зарплату в 10–11 тысяч, когда мы работаем с большими суммами денег? Я работала конкретно почтальоном. Каждый день с пенсионной доставкой я носила денег больше, чем за год зарабатываю».

Иллюстрируя бедственное положение на почте, женщина упоминала, что «оператор на кассе рядом ставила светильник, который из дома принесла», а «ручки, линейки — почти все расходные материалы сотрудники сами покупали». При этом, со слов работника, начальница почтамта разъяснила обязанности: не письма, не пенсии, а продажи. «Они из почты решили сделать чисто магазин», — резюмировала героиня, видимо, типичной для почты трудовой истории.

Официальные представители организации поспешили опровергнуть слова почтальона. Заявили, что канцелярия выдается несколько раз в год по заявкам от почтовых отделений. Также якобы регулярно сотрудников обеспечивают средствами индивидуальной защиты — от перчаток, которые используют при обработке почты, до специальных распылителей ANTIDOG — отпугивателей собак.

Встречаются и такие радужные отзывы: «Начинала оператором. Через полгода в марте я уже стала полноценным руководителем. Я подобрала полностью себе команду. Мой коллектив — все дружные сплоченные ребята, которые всегда придут на помощь друг другу, никто никуда увольняться не собирается из моего отделения, у меня полный штат, что сейчас, собственно, на Почте России довольно большая редкость, и я сама никуда не хочу с почты уходить. У нас повысили зарплату. У нас замечательно».

Что ж… Возможно, что-то и преувеличено обиженными сотрудниками на эмоциях. Но то, что негативные ототзывы о почте как о работодателе преобладают — это факт.

Еще, пожалуйста. На NGS24.RU летом прошлого года вышла статья с откровениями экс-работницы почтового отделения в красноярском крае с красноречивым заголовком: «Только плеток не хватало, чтобы превратить в рабов. Красноярские почтальоны — об ужасах своей работы». В материале девушка, на три года окунувшаяся в будни почты, рассказала, как всё устроено изнутри, из чего сейчас складывается зарплата, на что приходится идти, чтобы не потерять в деньгах, и почему массово увольняются люди.

В том числе она тоже упомянула, что сотрудникам стремятся навесить новых обязанностей: «Продукты они носят по домам, когда пенсию разносят, страховки тоже делают. Некоторые почтальоны прямо настойчиво людям говорят: «Купите у меня что-нибудь, иначе я никуда не уйду». И людям ничего не остается, как покупать».

А уровень зарплаты при этом со всеми бонусами 18–20 тысяч рублей. Проще говоря: «Планы огромные, отношение ужасное, зарплата — МРОТ, объемы работ немереные, все уходят».

«Будьте готовы навязывать ВСЕ услуги, по которым идет план или скидываться, чтоб этот план выполнять своими силами. Страховки, продукты питания, лотереи, почтабанки и прочее. Зависит, конечно, от руководства конкретного, но в основном там в головах только планы», — повествуют о своей доле бывалые сотрудники почты. Они же и рассказывают, что это «уже не почта, а пункт многочисленных услуг, часть из которых не востребованных и поэтому сами сотрудники вынуждены себе покупать!!!»

Верите?..

Редакция до офиса Управления Федеральной почтовой связи Иркутской области не дозвонилась. Так бы охотно услышали и вынесли на суд читателей позицию регионального руководства, как минимум, по отделению №75. Его персонал уверенно заявил: о проблеме с безналом главные по региону осведомлены. Тогда почему месяцами не функционирует?..

По этому поводу на горячей линии для клиентов «Почты России» мы попробовали оставить обращение. Со скрипом его куда-то записали и сразу дали понять: на ответ не рассчитывайте, но руководство всё читает. Под нажимом со ссылкой на законодательство всё-таки обещали прислать пояснения. Почтой. Ждем и надеемся. Дадим официальные подробности, если посчастливится.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'