Громкие отставки больших чиновников, уголовные процессы, в которых фигурируют миллиардные хищения, реальные сроки преступникам, невзирая ни чины и погоны, - все это, конечно, вселяет надежду, что страна наконец-то стряхнет с себя паразитов. Подобные процессы вот уже несколько лет идут и в Ингушетии. Вместе с тем здесь много и нерешенных вопросов. В прошлом году в России было признано террористической организацией так называемой боевое крыло вирда последователей идей Батал-Хаджи Белхороев (баталхаджинцев). . Учение этого шейха, жившего на рубеже XIX-XX веков, его потомки превратили, по сути, в секту. Боевым это крыло называют не зря. В начале ноября правоохранители задержали несколько его членов, подозревая их в вооружении боевиков, устроивших массовый теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле». Позже добавилось подозрение в финансировании и организации этого теракта.
Надо сказать, что в республике клан баталхаджинцев давно уже ассоциируется с криминалом. Более того, его лидеры занимают высокие посты в регионе. Правда, о некоторых из них, например, братьях Белхороевых, уже можно говорить как о бывших начальниках. Якуб Белхороев, некогда директор ингушского отделения Фонда социального страхования, осужден на девять лет за хищения в особо крупных размерах. Мустафа уличен в незаконном хранении оружия и боеприпасов, и также был осужден, но потом ему заменили реальный срок на условный. Сын Мустафы - Алихан Белхороев сейчас проходит соучастником по делу об убийстве главы Центра противодействия экстремизму МВД Ингушетии Ибрагима Эльджаркиева и его брата в ноябре 2019 года. По версии следствия, полицейский пал от рук тех. против кого боролся: в клане «назначили» его виновным в убийстве правнука Батал-Хаджи Белхороева и авторитетного лидера клана Ибрагима Белхороева, застреленного неизвестными 31 декабря 2018 года. За соучастие в убийстве известного предпринимателя Шабтая Калмановича получил двадцать лет строго режима и другой участник клана баталхаджинцев Али Белхороев.
Несмотря на то, что часть лидеров группировки обезврежена, преступления продолжаются. Об этом говорит покушение на преемника Ибрагима Эльджаркиева - замначальника Центра противодействию экстремизму МВД Ингушетии Адама Хамхоева в октябре 2024 года. .
Закрытые от широкой общественности политические, идеологические или религиозные группы в большинстве случаев несут определенную угрозу как для граждан, так и для властей страны. Тем более, если они подпитываются и направляются извне. Некоторые активисты боевого крыла последователей Батал-Хаджи Белхороева скрываются от российского правосудия на Украине. Установленная связь членов баталхаджинского клана с террористами, устроившими бойню в «Кросуе», возможно, тянется дальше, к украинским спецслужбам, которых, как известно, консультируют и направляют их западные кураторы.
Как заметил недавно председатель Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев, в стране применяют «санитарные меры» по отношению к «тем, кто фактически выступает на стороне врага» . Но, судя по всему, точечные уколы правосудия по активистам боевого крыла баталджахинцев, внесенного в 2023 году в список террористических организаций, еще не принесли окончательного результата.