Никогда не задумывались почему у нас в России столь малое, можно даже сказать ничтожное, количество оправдательных приговоров? У нас судят исключительно тех, чтя вина, бесспорно, и безоговорочно доказана? Увы, практика показывает, что нет. Причин в почти отсутствии оправдательных приговоров достаточно. А недавно ещё одну, как возможную, подсказал своим разъяснением. Дело в том, что при оправдании гражданин может рассчитывать на материальную компенсацию от государства. За незаконное уголовное преследование, потерянное время и пострадавшую репутацию. А выплаты таковые ... напрягают государственный бюджет.
Вообще чётких критериев о размере компенсации у нас не существуют. И суды не балуют пострадавших от произвола, присуждая к выплате в качестве компенсации уж очень большие суммы. Наоборот, юристы говорят, что размер компенсации за незаконное уголовное преследование нередко оспаривают из-за того, что их суммы занижают в большинстве случаев.
«В постановлении Пленума ВС от 29 ноября 2011 года N 17 сказано, что судам нужно учитывать „степень и характер физических и нравственных страданий“. Но вот степень такого „учёта“, выражающуюся в денежном эквиваленте, никто не регламентировал. Её попросту нет. А потому, на мой взгляд, любой судья, выносящий решение о назначении компенсации за незаконное преследование, с опаской „оглядывается“: „а не слишком ли много я назначил и не снимут ли с меня потом за это стружку?“», — говорит юрист.
А теперь, скорее всего, о значительном размере материальной компенсации в случае, если вы вдруг «попали под пресс по беспределу» можно будет забыть. И вот почему: Верховный суд пришел к выводу, что значительные выплаты тем, кто подвергался незаконному уголовному преследованию, можно расценить ... как нарушение законных прав других налогоплательщиков. ВС указал, что завышенный размер компенсаций именно за моральный вред «наносит ущерб госказне», которая наполняется общими усилиями граждан и бизнеса.
Эксперты вполне справедливо расценивают решение ВС как попытку скорректировать правовую практику по реабилитации в сторону еще большего снижения присуждаемых сумм. А может и ещё большего снижения числа оправдательных приговоров. Коих у нас и так словно мышка наплакала.
«Многие слышали, что в России выносят около 1% оправдательных приговоров. Но такой „мягкости“ нет уже давно: ближе всего к этой отметке российские суды были в 2011 году, с тех пор доля оправданий сократилась в несколько раз. Сегодня на такой исход может рассчитывать только 1 человек из 670 (0,15%). „Палочная система“ доходит до абсурда — под оправдания даже выделяются отдельные судьи», — говорят юристы.
Складывается не очень-то приятная и не дающая надежды на то, что «суд тщательно разберется» и вынесет решение о вашей невиновности. Доля осужденных за последние 15 лет медленно, но, верно, растет, а оправданных — уменьшается. Надежды на оправдательный приговор, как бы это ни звучало, больше всего не у обыкновенных граждан. Чаще всего оправдывают чиновников и силовиков. Однако, если ваше дело рассматривается судом присяжных, то надежды становится чуть больше. Присяжные оправдывают в 100 раз чаще, чем судьи.
Почему государство не заинтересовано в оправдании? Так уж складывается (и начала этому процессу не видно за туманом ушедших многих десятков лет), что так называемую Презумпцию невиновности у нас во многом подменили «палочной системой». Когда «палка за доведённое до суда уголовное дело» и за количество вынесенных обвинительных приговоров стала главнее той самой Презумпции, той самой Справедливости в широком смысле этого слова. С позиции сурового начальства падение показателей или оправдательный приговор служат сигналом к тому, что кто-то плохо сработал и что где-то у кого-то будут разборки и взыскания. А оно тому же следователю или судье надо? Конечно, нет... Вот и боятся оправдывать.
Страх перед оправданием может доходить до абсурда: специалисты приводят случаи, когда ещё несколько лет назад исследователи находили свидетельства того, что под оправдания в судах выделяются отдельные судьи! А на местах для отказа в суде от обвинения был необходим коллективный «совет в Филях» представителей Следственного комитета, прокуратуры и МВД — самостоятельно и без согласования гособвинитель отозвать обвинение не мог!
Коррупция, отстаивание пресловутой «чести мундира» (ну не признавать же своего коллегу или смежника балбесом, несправедливо выдвинувшим обвинение?), и во главе всего — та самая «палочно-галочная система». Пока следствием и судом будут править «палки» и «галки», составляющие показатель его нужности Системе, о каком правовом государстве можно говорить? Эти самые «палки» не дают уверенности в том, что будет произведено преследование именно виновных, а потерпевшие будут до конца защищены. И что дела не будут «высасываться из пальца». И что судьи будут буквально «насквозь объективными».
Между прочим, многие страны ведут официальный учет дел, публикуют открытую судебную и правоохранительную статистику. Но в других странах, в отличие от нашей матушки-России, падение или рост показателей не служит основанием для разбирательств и дисциплинарной ответственности. А значит и надежды на справедливость, увы, больше...