Трое из пяти опрошенных продавцов на маркетплейсах пожаловались на
«потребительский экстремизм» в 2024 г. Это действия покупателей или их
объединений с целью получить выгоду и доход, манипулируя законодательством о
правах потребителей в корыстных целях, пишут
«Ведомости» со ссылкой на опрос, проведенный Федеральным
обществом сетевой торговли (ФОСТ, объединяет селлеров и владельцев пунктов
выдачи заказов; ПВЗ).
Были опрошены предприниматели, которые работают на российских маркетплейсах
Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» и других. Оказалось, что 51% продавцов
сталкивался с «потребительским экстремизмом» более трех раз за год, каждый
третий от двух до трех раз в год. Например, в 2% случаев покупатели пытались
вернуть муляж вместо товара, в 14% инициировали судебные споры. Также каждый
четвертый шантажировал селлеров, обращаясь в государственные органы, или
подавал судебный иск.
Кроме того, 58% продавцов столкнулись с тем, что покупатели возвращают товар
после краткосрочного использования, почти все из таких жалоб касаются
поношенной одежды и обуви. Смартфоны и другие гаджеты после использования
возвращают в 35% случаев, ювелирные украшения и бижутерию — в 16%, еду и
напитки — в 4%, детские товары — в 2%.