Боевиков ИРА показали в новом сериале

АРГУМЕНТЫ 4 часов назад 21
Preview

«Ничего не говори» Джоша Зетумера – новый мини-сериал про боевиков ИРА, которые осмысляют грехи молодости. Сюжет детально ведёт зрителя по событиям бестселлера Патрика Раддена Кифа «Ничего не говори. Северная Ирландия: Смута, закулисье, голоса из могил». Картина своеобразно вписывается в канон, где террористы не могут быть положительными персонажами. Но почему-то именно ирландские мясники регулярно превращались на экране в рок-звёзд.

возможно, этому способствовала романтизация реальной истории. Северная Ирландия попала в зависимость от Лондона ещё в Средние века. Речь шла вовсе не о формальной зависимости: католиков-ирландцев вытесняли, отбирали землю, запрещали преподавание языка в школах. А в начале XIX века де-юре включили в состав Великобритании. Разумеется, ирландцы регулярно бунтовали, а в 1913 г. возникла Ирландская республиканская армия, имевшая политическое и боевое крылья.

Традиция сочувствовать ирландцам появилась в европейской культуре вполне закономерно: гордый народ ведёт освободительную борьбу за свою веру и культуру против мировой империи, которую побаивались на континенте. Но к середине XX века ИРА перешла к террористическим атакам против англичан, и общественное мнение заколебалось: традиция традицией, но нельзя же поддерживать отморозков, взрывающих дома и машины на многолюдных улицах. Тем не менее Смута (Thee_SNbSTroubles), охватывающая период 1960–1990 гг., регулярно привлекает внимание кинематографистов.

Зрители со стажем помнят, как мучился воспоминаниями боевик ИРА в исполнении Микки Рурка, взорвавший школьный автобус в «Отходной молитве» (1987). Очень симпатичным вышел и бандюга, сыгранный Стивеном Ри в скандальной «Жестокой игре» (1992). В сериале «Девчонки из Дерри» обычные подростки взрослеют на фоне войны между их отцами и пытаются стать не просто католиками или протестантами.

Патрик Радден Киф решил написать книгу на порядком заезженную тему в 2013 г. после смерти знаменитой террористки Долорс Прайс, в истории которой увидел всю неоднозначность темы. Ведь жестокий террор творили и такие чистые храбрые души. Взять, к примеру, ключевой эпизод книги – реальную историю убийства боевиками ИРА Джин МакКонвилл, вдовы и матери десяти детей. К ней вломились в дом на глазах всей семьи, увезли, убили и закопали. Долорс Прайс говорит, что понятия не имеет, почему Джин решили убрать. Сотрудничала с англичанами? А где доказательства? Известно, что, живя в многоэтажном муравейнике, облюбованном ячейкой ИРА, мамаша МакКонвилл пыталась оградить своих детей от политически заряженных соседей, приучая их к принципу невмешательства. Долорс поневоле задаётся вопросом: как назвать людей (в числе которых была она сама), которые оставили десятерых ирландских детей круглыми сиротами из-за одной только подозрительности? Борцами за будущее ирландцев?

В фильме «Ничего не говори» пожилая Долорс Прайс (Максин Пик) вспоминает, как оказалась с ними в одном окопе. Сёстры Прайс – Долорс (Лола Петтикрю) и Мэриан (Хэйзел Дуп) – выросли в Белфасте в семье ирландских католиков республиканских взглядов. Папа сидел за эти взгляды в тюрьме, мама тоже за любой антибританский кипеж. А тётя Бриди ослепла и потеряла кисти рук от неосторожного обращения с взрывчаткой, и ей теперь даже курить нужно помогать. 
В 1969 г. юные сестрички Прайс собрались на мирный марш из Белфаста в Дерри, который по пути громят ольстерские протестанты при полном попустительстве полиции. Мать, увидев побитых дочерей, лишь удивляется, что те не дали сдачи.

Конечно, можно сказать, что у Долорс Прайс не было выбора. Но не все же обиженные на колонизаторов ирландцы пошли в боевое крыло ИРА. А сестрички Прайс не просто пошли, но и отказались быть на подхвате у мужчин. Первое ограбление банка, где интеллигентные пигалицы наставляют на соотечественников стволы, снято чудесно. Эти же налётчицы демонстрируют неподдельную нежность и доверие между собой. А сценаристы через их диалоги открывают два важнейших смысла «Ничего не говори». Со старта помыслы их были храбры и благородны. И в более общем смысле жестокие деяния не превращают человека в злодея до тех пор, пока внутри себя он верит в благородство своего гнева.

Тем более если рядом масса храбрых великодушных соотечественников «не дают спуску англичашкам». Тем более если в революционную борьбу вмешивается романтическое чувство. Долорс восхищена молодым отвязным сорвиголовой Бренданом Хьюзом по прозвищу Тёмный (бомбический Энтони Бойл). В общем, университет, в который она собиралась поступать, проиграл конкуренцию романтике подполья. Но храбрецы вроде Тёмного редко оказываются среди принимающих главные политические решения. Руководит деятельностью ИРА в Белфасте башковитый очкарик Джерри Адамс (Джош Финан), который долго будет использовать Долорс как лодочника Харона, что возит приговорённых им людей на расправу. Реальный Джерри Адамс со временем станет лидером политического крыла ИРА и заключит с англичанами мир, утверждая, что никогда не имел к террористам никакого отношения. И в историю войдёт именно он, а не Долорс и Хьюз.

В отличие от исламистов, ирландцы поначалу пытались минимизировать число жертв. Заминировав машины на улицах Лондона, сообщали о них властям, чтобы те успели эвакуировать прохожих. Но нельзя быть благородным террористом. И нельзя долго оставаться романтической особой, получив огромный срок и из тюрьмы наблюдая, в кого превращаются вчерашние соратники. «Может, не стоило нам делать многое из того, что мы сделали?» – формулирует вопрос Мэриан. Долорс отвечает, что у любой группы в репертуаре есть хиты, «а есть вещи, которые лучше было бы не петь.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Читать в АРГУМЕНТЫ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'