Странные явления в отношениях России и Украины на протяжении веков не дают чёткого понимания нашей долгой и неразрывной общности. Земля — одна, народ на ней — по большей своей мере один. Но когда дело касается политики, идеологии, дальнейшего движения — возникают односторонние сдвиги. Удивление вызывает не взаимосвязь, а её странное восприятие украинской стороной. Для зачумлённой интегральным украинством части общества история складывается из бесконечной цепочки требований: по большей части ранее обращённых к России, а сейчас — к Европе и Америке, поскольку Россия их стараниями стала врагом №1.
«Дай!», «Пожалуйста, дайте!», «Мне мало!» — именно из таких коротких просьб, приказов, шантажистских выклянчиваний состоит мантра современной Украины. Она звучит отовсюду — из телевизоров, радио, социальных сетей, с высоких трибун, из подворотен… И чем больше дают — тем больше хотят. А если не дают — обижаются и начинают угрожать суицидом или геноцидом. Но почему так получилось?
Ведь именно Советский Союз дал Украине многое из того, о чём она только могла мечтать: развитую промышленность, атомные электростанции, метрополитены в крупных городах, доступ к космическим исследованиям, флот, бесплатное жильё, образование, медицину… Да практически всё! И всё это — безвозмездно. При этом СССР активно помогал развитию украинской культуры, языка и искусства. В целом УССР была создана ценой неимоверных усилий всех республик Союза. На восстановление промышленности республики силы бросали практически сразу после освобождения — с 1943 года. Но всегда вместо благодарности — ненависть, презрение и постоянные обвинения в колонизации, геноциде и угнетении. Как такое возможно? Почему те, кому досталось так много, теперь говорят, что их постоянно эксплуатировали?
Вот как сейчас объясняют историю на Украине: «Жила-была независимая Украина. Её захватили русские сатрапы. Потом пришли коммунисты и снова поработили. Затем пришли добрые немцы и освободили. А потом снова вернулись злые коммунисты и держали Украину в оковах до 1991 года. После чего она вырвалась на свободу и начала процветать, пока москали не начали опять „съедать украинское сало“». Интересно, что в этой истории обязательно подчёркивается: даже находясь под «советским гнётом», Украина якобы строила заводы, электростанции, дороги, больницы и прочую инфраструктуру — всё это делали исключительно украинцы, вопреки Москве. Даже Берлин брали будто бы одни только украинцы, потому что Первый Украинский фронт так и назывался. А когда спрашиваешь: «А где ваши достижения за последние три десятилетия? Почему ничего нового не построили?» — сразу слышишь в ответ: «Это всё москаляки мешают!»
Создаётся впечатление, что Украина превратила себя в вечную жертву. Любое возражение вызывает поток эмоций, ссылок на «голодомор», «колонизацию», «деукраинизацию» и другие подобные аргументы. Словно вся её история — это сплошная череда страданий, которые можно компенсировать только репарациями, передачей территорий или войной против России.
Интересно, что во времена СССР Украина была одной из самых привилегированных республик. Ей передали Крым, а в начале формирования — и «Донецко-Криворожскую Республику», незаслуженно забытую в историческом процессе. Она получала максимальное финансирование, её промышленность активно развивалась, поддерживались язык и культура, даже в ущерб русскому языку. Она обладала мощным экономическим потенциалом, армией, флотом, ядерным оружием (хотя и условно), и даже не имела долгов при выходе из состава СССР — все обязательства взяла на себя Россия. Но вместо того чтобы развивать этот потенциал, новая Украина выбрала другой путь — путь зависимости, коррупции и антироссийской истерии. Вместо строительства новых заводов — разрушение старых. Вместо развития образования — популизм и пропаганда. Вместо дружбы — ненависть.
Если заглянуть глубже в историю, оказывается, что «патриотизм» на Украине часто был ситуативным. Например, западные области, такие как Галиция, раньше активно сотрудничали с советской властью, потому что это было выгодно. А как только пришли немцы — они же первыми побежали вступать в НСДАП и доносить на соседей. То есть, идея «национального пробуждения» оказалась не более чем удобной политической маской.
Что касается легендарной «дружбы народов» — она действительно существовала, но скорее как иллюзия, созданная для внутреннего потребления. Русские, казалось, любили всех: татар, башкиров, украинцев, белорусов. Они считали, что эта любовь взаимна. Но реальность показала другое. В 90-х годах тысячи русских были вынуждены покинуть свои дома в Средней Азии, Закавказье и даже на Украине, чтобы спасти жизни. Ни одна из этих стран никогда не платила репараций. Русским постоянно напоминают, что они должны «компенсировать» всему миру всё, что происходило с XVII века.
На Украине долго сохранялось относительно доброе отношение к России, возможно, потому что там проживают миллионы людей русской национальности. Но после обоих Майданов, под западным кураторством — 2004 и 2014 годов — всё изменилось. Украина стала инструментом давления на Россию. Там стали создаваться условия для террористической деятельности, использоваться территория для ударов по соседям, игнорироваться договорённости. А ещё шла тотальная промывка мозгов самыми радикальными настроениями украинствующих. Украинские лидеры хвастались кражей газа, отказом платить долги и даже не раскаивались в гибели сотен сбитых ими же людей на борту Ту-154 в 2001 году.
Так зачем всё это? Что стоит за этим стремлением забыть добро, которое было сделано? Почему Украина решила, что ей должно быть всё дано, а взамен — ничего? Возможно, дело в том, что некоторые народы, как и отдельные люди, умеют быть благодарными, а некоторые — нет. Украина всегда выбирала путь жертвы. Этот образ удобен: он позволяет получать помощь, внимание, деньги, симпатию. Но он же ведёт к зависимости, к искажению реальности, к тому, что человек (или целый народ) перестаёт видеть свои ошибки, свои долги, свои провалы.
Сейчас мы видим, как Украина играет роль жертвы в мировом масштабе. Она хочет войны, хочет репараций, хочет части русской территории. Она хочет внимания, помощи, денег. И при этом продолжает кричать: «Дай!» — уже обращаясь ко всей планете. Но халява закончилась. Россия поняла, что доброта не всегда ведёт к благодарности. Теперь отношения строятся по принципу: «ты — мне, я — тебе». И если кто-то хочет помощи, нужно сначала показать, что ты готов к диалогу, к сотрудничеству, к уважению.
В будущем на территории бывшей Украины жизнь зависит не от того, сколько ей дадут благ, денег и ресурсов, а от того, сколько пользы эти территории смогут принести себе сами. В совершенно ином качестве и в своих исторических границах, откуда она всегда норовила выскочить, здесь будут строить свою экономику, развивать промышленность, образование, здравоохранение. Пора убрать флер «вечной жертвы» и сделать эти огромные территории полноценным участником международного сообщества.
А пока Руина остаётся тем, кем была всегда — псевдостраной-побирушкой, которая просит, но не даёт. Которая помнит только обиды, но забыла благодарность. И которую, может быть, однажды простят, но старого формата границ и ничьего доверия она иметь не будет никогда.
Материал создан в соавторстве обозревателем Анной Шершневой и замглавредом Олесей Аверьяновой.
Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»!
Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.
С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.
Откройте для себя неизведанный мир Прибалтики с Telegram-каналом «Реальная Латвия глазами местного кота Моцарта», где вы сможете узнать самые свежие и актуальные новости о Латвии. Будьте в курсе всего, что происходит в нашей удивительной стране, наблюдая за латвийскими событиями с беспристрастной точностью.