История предательств многолика и разнообразна, как смена масок на венецианском карнавале. Но лишь Советский Союз явил миру пример организованной мегаизмены, когда один предатель — Горбачёв — поручил другому предателю — Бакатину — по сути уничтожить сначала МВД, а затем и КГБ собственной страны!
Именно с этого момента и начался организованный развал империи под названием СССР, добил которую похмельный Ельцин с многонациональными подельниками. Вскоре в исторический мусоросборник отправились и сам Горбачёв, и его ставленники, да так и не проспавшийся Ельцин. Ну а мы… Мы все остались, чтобы, как можем, удерживать на плаву пазл, некогда называвшийся Советским Союзом…
Встать, мелкота! Пахан идёт…
В 1988 году некогда инженер-строитель по образованию, прораб и начальник кемеровского СМУ №4 Вадим Бакатин, умудрившийся к тому времени «выстроить» себе и должность инструктора ЦК КПСС, был внезапно назначен Горбачёвым на должность… министра(!) внутренних дел СССР.
Сам генсек своё очередное сумасбродство (сколько их ещё было впереди) объяснил просто: «Мне не нужен милиционер. Мне нужен политик!» Время показало, что Горбачёву «не были нужны» не только милиционеры, но и военные, и чекисты, и учёные, и политики. Да и простые люди, которых своей «перестройкой» он обрёк на унизительное первобытное выживание. Но это было впереди. А тогда…
Из кабинета Горбачёва Бакатин вышел уже в звании «генерал-лейтенанта» и с ощущением абсолютной номенклатурной вседозволенности. Собрав в министерстве умудрённых оперативной службой милицейских начальников, новый министр, как в репризе Райкина, сразу дал им понять, что отныне все — от оперов до генералов — будут жить лишь по его, «бакатинским», правилам. Правил, правда, при этом им не назвал. Наверное, потому что и сам их не знал. Жизнь показала, что и знать не желал…
Видимо, начитавшись в юности детективов про «майора Пронина», новый министр приказал… рассекретить всех секретных агентов, с огромным трудом и риском внедряемых операми во вполне ощутимые организованные преступные сообщества: в двери уже во всю ломились «лихие девяностые»!
То, что все эти люди находились под защитой именно МВД, а их раскрытие означало нарушение и гостайны, бывшего прораба не интересовало: «всё могут короли?»
Рассекретили. Гостайну нарушили. Людей, с помощью которых милиция раскрывала многие «висяки», по сути бросили на произвол. Многие из них затем практически погибли…
Волновало ли это нового министра? Отнюдь нет. Как он сам затем хвастливо(!) вспоминал: «Я гонял это МВД как сидоровых коз!» Зачем??
На этот вопрос в одном из своих интервью уже ответил известный советский диссидент Владимир Буковский, в приватном разговоре с которым министр Бакатин как-то за рюмкой коньяка признался, что он «… порученное ему министерство терпеть не может!» За что? А кто его знает… Возможно, в бытность Бакатина строительным прорабом именно на его участке обэхээсник и не досчитались необходимых бочек с краской либо мешков с цементом. Слабые люди всегда за собственные ошибки стараются отомстить кому угодно, но только не себе…
Выдернув из фундамента советского МВД несколько основных кирпичиков, Бакатин по сути стал и невольным (или вольным? — авт.) соучастником того кровавого беспредела, который вскоре захлестнул всю некогда самую безопасную для своих граждан страну.
Видимо, нашлись всё же люди, которые на свой страх и риск донесли Горбачёву о том, что его ставленник на новом месте ну «не в зуб ногой…» — «Этак, скоро и нас с вами, Михаил Сергеевич, какие-нибудь братки крышевать придут…». Тот прислушался. Наверное, прочёл и справки о «деятельности» Бакатина, приходившие ему уже от чекистов. В 1990 году указом Горбачёва Вадим Бакатин от должности главы МВД был освобождён, но… остался членом Совета безопасности СССР. Министр без портфеля? Как знать…
«Я человек очень даже жёсткий!»
Этой фразой из личностной характеристики Бакатин бравировал часто. Возможно, её в очередной раз кто-то подобострастно снова озвучил Горбачёву. Тот, переживший недавно лично одобренный им же ГКЧП (и предавший затем всех участников — авт.), боявшийся и ненавидевший собственный КГБ, тут же решил назначить вчерашнего министра-неудачника главой этой самой могущественной секретной службы в мире. Назначил. Даже нарушив традиционный чекистский регламент: согласование новой кандидатуры со всеми членами Коллегии КГБ. Не знал? Не успел? Забыл? Нет, конечно. Слабовольный и трусливый Горбачёв просто решил руками послушного, пусть и абсолютно профнепригодного (это даже лучше! — авт.) Бакатина «приструнить» строптивый Комитет госбезопасности.
Сегодня хорошо известно, что предатель страны и своего народа Горбачёв уже тогда мечтал стать не только «лучшим немцем» (стал-таки, предав и продав «Варшавский договор» и подарив ГДР Западу — авт.), но и самым «лучшим американцем». Единственной организацией, которая не только могла, но и явно мешала ему в этом, как раз и был Советский КГБ.
23 августа 1991 года Бакатин занял легендарный кабинет Председателя КГБ СССР на Лубянке…
То, как Бакатин стал «реформировать» не нуждавшийся в том КГБ, он сам впоследствии кратко, но весьма ёмко обозначил в своей книге с предательским названием «Избавление от КГБ»: «…Я был вынужден не просто начать забой скота — … его истребление!» М-да…
Назвать чекистов «скотом», да ещё на весь мир признаться в том, что его, Бакатина, историческая миссия состояла именно в их… истреблении — на это не хватило садистского цинизма даже у таких его кровавых предшественников, как Ягода или Ежов. Тех хотя бы расстреляли. Бакатину же Горбачёв дал «карт-бланш»: «Чем хуже, тем лучше! В общем, действуй!» Тот и действовал…
«Баба Катя» на чекистской «кухне»
Мгновенно кулуарно прозванный в КГБ «Бабой Катей», Бакатин решил не выдумывать чего-либо оригинального и на новом месте службы. На одной из первых пресс-конференций Бакатин, назвав КГБ «доисторической синекурой, которая занимается пустым делом», пообещал наполнить жизнь подчинённых делами более содержательными. И наполнил… Например, приказал развалить монолитную структуру КГБ на отдельные управления и отделы: вывел и обособил внешнюю разведку, автоматически поставив под удар огромную армию и агентов-нелегалов и работавших с ними сотрудников зарубежных резидентур.
Подчинённые тяжко вздохнули. Взяли под козырёк, куда деваться… Вывели. Обособили. Переделали тысячи документов, инструкций, шифров. Далее в папку реформ полетели и структуры правительственной связи, и погранслужбы, и охраны и т.д. — «В МВД получилось, и здесь получится!» — мечтательно бредил в узком кругу Бакатин. И ведь действительно получилось. Как в МВД!
Ветераны? Пожалуйте на выход…
Первыми под незаслуженную «раздачу» попали офицеры, которым до пенсии оставалось всё-то ничего: «Молодым везде у нас дорога!» — буркнул новый глава КГБ, озвучивая своё решение. То, что вместе с ними на улицу изгоняются и опыт, и навыки, и оригинальные чекистские операции, Бакатина не волновало. Видимо, уже тогда на его рабочем столе лежал черновик очередной книги о себе любимом, изданной впоследствии под характерным названием «Дорога в прошедшем времени». И ведь точнее не скажешь…
Изгнав профессионалов, Бакатин заменил их своими друзьями из партийных, ещё даже кемеровских коридоров, поставив им задачу «тщательно разобраться с архивами». Суть новой инициативы состояла не в улучшении работы этих ценнейших информационных хранилищ, а в… уничтожении тех документов, которые проливали свет на коррупционные, а то и прямо шпионские связи некоторых высокопоставленных чиновников из высших эшелонов власти пока ещё той, советской власти. Например, т.н. «агентов влияния», которых в окружении Горбачёва было, увы, предостаточно. Исполнили. Сокрыли. Уничтожили. Доложили.
Затем… С подачи Бакатина 22 октября 1991 года и сам Комитет государственной безопасности СССР (КГБ) сменил название, став какой-то дурнозвучащей «Межреспубликанской службой безопасности» (МСБ). Вроде бы — тоже три буквы, но какое фатальное различие… Уцелевшие чекисты в курилках горько шутили, что Бакатин «послал» их всех на эти самые три буквы. Если вдуматься, то это не было шуткой…
В интервалах с переменой названий главной спецслужбы страны и началом её кадрового развала лично Бакатин инициировал и… платные экскурсии для всех желающих по коридорам вчерашнего Комитета. Цену билета в $30 он утверждал тоже лично.
Сколько даже не нелегальных, но вполне официальных сотрудников иностранных спецслужб за эти 30 американских серебренников могли от души и без страха с видеокамерами побродить в помещениях экс-КГБ, не знают, наверное, и сами чекисты.
Конечно, Бакатин, следуя по своему опыту в МВД, не прошёл мимо и секретной агентуры КГБ. Больше всех не повезло именно зарубежным нелегалам: полистав их досье, он велел… прекратить финансирование всех с трудом завербованных источников ценнейшей для страны информации. Прекратили. Естественно, прекратился и поток необходимых для нашей науки, и для обороны, и для безопасности страны важнейших данных. Как-то так…
Много позже генерал Красильников, отвечавший в КГБ и за «противодействие спецслужбам США», рассказал журналистам, что чекисты хорошо знали и о том, что в ЦРУ идёт плановая работа по развалу органов безопасности СССР. КГБ — в первую очередь. Конечно, контроль за их работой чекистам в основном удавался лишь благодаря имевшейся в США агентуре. Но… Как дипломатично высказался Красильников, «…соотнесение этих документов с реальными событиями тех дней навевало отнюдь не радужные настроения. К сожалению, многие из них подтвердились…»
Мы будем менее дипломатичны, чем генерал Красильников, и скажем, что именно Бакатин, будучи главой КГБ, сознательно и целенаправленно стремился, если не окончательно уничтожить, то максимально ослабить мощь этой советской спецслужбы! И ведь многое, многое ему удалось…
Впоследствии в своих приватных беседах и официальных выступлениях это подтверждал и генерал Коржаков, ставший единственным и самым совестливым начальником Службы безопасности президента Ельцина. Кстати, именно Ельцин своим указом от 15.01.1992 года официально освободил Бакатина от должности главы обесчещенного им Комитета. (Чтобы добить СССР самостоятельно? — авт.) Но это было потом. А пока…
Кого люблю, того и дарю?
В народных русских поговорках, помимо мудрой краткости, всегда кроется особый смысл: беспощадная точность формулировок! В истории с Бакатиным эти формулировки в переводе на юридический язык стали отчётливым путеводителем по местам его предательств.
И дело даже не в подобострастном цинизме поступков Бакатина, как, например, позорный и глумливый под свист и аплодисменты слом памятника Феликсу Дзержинскому. Или его приказ о… безвозмездной(!) передаче одной из питерских телекомпаний редкой и дорогостоящей аппаратуры, принадлежащей исключительно КГБ (по сути — банальное хищение — авт.). Или — уничтожение в кабинетах бюстов и портретов основателя ВЧК Дзержинского. Это, по сути, мелочи по сравнению с тем, что…
Речь о том, как глава советской спецслужбы… подарил(!) американской спецслужбе секретную документацию с указанием мест установки конкретных датчиков, микрофонов, схем и т.д. всей(!) системы прослушивания здания американского посольства в Москве! М-да…
Что на самом деле испытал тогда посол США Роберт Страусс, которому начальник службы безопасности американского посольства 5 декабря 1991 года положил на стол многостраничный и хорошо иллюстрированный советский документ со всеми «совсекретными» грифами, можно лишь предположить. Очень скоро документ с пояснениями посла: «от господина Бакатина — лично» был передан уже президенту США Дж. Бушу (старшему). Сколько виски в тот вечер на радостях потребил весьма уважающий этот напиток американский президент, глава американской спецслужбы, в отличие от советского «коллеги», сохранил от всех в тайне.
P.S.
Лучше в гнилом болоте утопиться, чем с предателем сдружиться!
Нет, никто из перечисленных участников этого эпохального предательства торопиться не стал. Бакатин в последний раз захлопнул за собой дверь кабинета на Лубянке 23 декабря 1991 года. На следующий день, 25 декабря, тем же путём из мировой истории исчез его высокопоставленный компаньон Горбачёв.
26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР официально принял декларацию о прекращении существования СССР.
Страна, политая трудовым потом, пропитанная кровью миллионов и миллионов, уничтожившая мировой фашизм и выстоявшая во многих страшных войнах, исчезла с карты мира. Всё. Финиш. Занавес…
Бакатин, Горбачёв, КГБ, МВД, предательство, СССР, Дзержинский, реформы, развал, спецслужбы, нелегалы, агентура, эксклюзив, Михаил Смиренский, Лубянка