В мире кино есть имена, которые вызывают у нас особенные чувства. Одно из таких имён — Алла Сурикова. Её жизнь и карьера — это история о том, как мечты становятся реальностью, а любовь и преданность своему делу приводят к невероятным успехам.
Алла Заславская, известная нам как Алла Сурикова, родилась в Киеве, и её судьба была предопределена с самого детства. Отец, проработавший 30 лет в местном телецентре, привил дочери любовь к кино, водя её на показы фильмов. В детстве Алла мечтала стать актрисой и активно участвовала в самодеятельности. Однако судьба распорядилась иначе: профессор Голубинский обратил внимание на её говор, и мечта об актёрской карьере осталась неосуществлённой.
Первые шаги в профессии Алла делала, работая на авиазаводе слесарем-сборщиком. Но после доноса коллеги её уволили, и она решила изменить свою жизнь, поступив на филологический факультет в Бишкеке, а затем перевелась в Киев. Окончив вуз, она устроилась на телевидение и стала ассистенткой у Александра Муратова.
Настоящим поворотным моментом в её карьере стали Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Именно там Алла Сурикова нашла своё истинное призвание. Её дипломные работы «Девочка и солнечный зайчик» и «Живая шляпа» стали началом пути, который привёл к созданию детского киножурнала «Ералаш». Эта идея, напоминающая взрослый «Фитиль», была поддержана Кирой Парамоновой и Роланом Быковым.
В середине 70-х годов Алла Ильинична сняла картину «Предположим — ты капитан…» и один из эпизодов «Ералаша». Настоящая слава пришла к ней после выхода фильма «Суета сует» с Галиной Польских. Следующим успехом стала лента «Будьте моим мужем», в которой снялся Андрей Миронов. Ради участия знаменитого актёра режиссёр пошла на уступки, изменив начало и финал фильма, добавив музыкальные номера. Однако это стоило того: Алла Сурикова и Андрей Миронов подружились на долгие годы.
«Мы делали все возможное, чтобы поработать с Андреем, соглашались на любые его условия. Андрюша сам вносил коррективы в сценарий, добавлял какие-то сцены. Они с Леной Прокловой очень хорошо смотрелись вместе в кадре. Уже тогда было понятно, что фильм ждет успех», — рассказывала Алла Ильинична.
Шедевром на все времена стала картина «Ищите женщину» с Софико Чиаурели и Леонидом Куравлевым. А вестерн «Человек с бульвара Капуцинов» принёс режиссёру приз в номинации «Женщина в кино» в Лос-Анджелесе, а Андрею Миронову — звание лучшего актёра по версии журнала «Советский экран». К сожалению, эта лента стала последней в фильмографии артиста, вскоре умершего на гастролях Театра Сатиры.
Читайте также: Судьбы актеров “Обаятельной и привлекательной”: многих уже нет с нами, а те, кто остались, потеряли самых близких
«К нам приехала Мария Владимировна, мама Андрея. Она рассказала, что его увезли на скорой и попросила побыть с ней. Ей было страшно, но она молилась, чтобы Андрей в любом состоянии остался жив. Врачи сразу предупредили, что гематома слишком большая, и сохранить его личность не удастся. Но Марии Владимировне тогда было все равно», — вспоминала Сурикова в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
90-е годы Алла Ильинична открыла трагикомедией «Чокнутые», затем сняла «Московские каникулы» и ленту «Дети понедельника». Она также занималась документальными проектами, презентовав цикл «Провинциальные музеи России». В нулевых годах режиссёр сбавила обороты, представив проекты «Вы не оставите меня…», «Человек с бульвара Капуцинов», «Полный вперед». На данный момент последний пункт в её фильмографии — «Любовь и Сакс». Сейчас Алла Сурикова больше помогает начинающим кинематографистам, проводит фестивали и преподаёт.
Её личная жизнь была не менее насыщенной, чем карьера. До переезда в Москву Алла Ильинична закрутила роман с мужчиной по имени Владимир. Вместе они провели семь лет, пока ревность избранника не уничтожила отношения.
«Пару раз он приезжал ко мне с нашей собакой по кличке Бой. Мы Боя любили. Володя даже написал повесть „Пейзаж с собакой“. Но это уже случилось в другой жизни и с другой женщиной. Она всегда была где-то рядом с нами. Но когда мы любили друг друга, он ее не замечал. А когда я уехала, она пришлась кстати. Собака же умерла от ревности. Оказалось, что ревность — заразное чувство. Передается от хозяина», — делилась Сурикова.
Первым мужем режиссёра стал Вадим Суриков, человек интересный и разносторонний: он танцевал, пел, занимался гимнастикой и очень любил смотреть футбол. Увлечения настолько захватили Вадима, что диплом ему дописывала жена, а ведь учился избранник в медицинском! У пары родилась дочка Кира, но когда девочке было три, семья распалась.
«Наша семейная жизнь становилась необязательной, — писала Сурикова в своей книге. — Можно жить, а можно разойтись. Ссор не было — были мои обиды, такие же необязательные, как все, что происходило между нами. Мы не дозрели тогда до семейной жизни. Когда тихо разводились, у здания суда Вадиму в глаз что-то попало. Из глаза потекла слеза. Я стала бережно и заботливо доставать соринку. Вадим сказал: мы с тобой сейчас больше похожи на влюбленных, чем на разводящихся… Такие отношения у нас сохранились по сей день. Я вообще благодарна всем своим мужьям. Один подарил мне Дочь. Другой — Философский камень. Третий — Веру в себя…»
В своей книге Сурикова говорила о сотрудничестве с Роланом Быковым как о дружбе, однако явно намекала на его симпатию.
«Ролан… Роман… Я этого не хотела. Но чем сильнее не хотела, тем больше Ролан вплетался в мою жизнь», — писала режиссёр.
Впоследствии Аллу Сурикову называли одной из крепостей, так и не павших под напором обаяния Быкова.
Вторым мужем режиссёра стал вовсе не коллега по цеху, а звукооператор, которого она встретила на съёмках «Ералаша». Совместная жизнь не задалась, хотя вместе Алла и Евгений провели семь лет. «Сейчас я думаю, почему не сложилась… Наверно, потому же, что и всегда: я кино любила больше, чем нормальную семейную жизнь. Может, ещё и потому, что я понимала, нет, я точно знала, какая будет жизнь с Женей, а меня тянула „езда в незнаемое“, я спотыкалась об острые углы не своих отношений», — размышляла режиссёр.
В Доме творчества кинематографистов в Болшево Сурикова встретила видеоинженера Александра Поташникова. «Вижу — красивый, седой, с бородой, заказывает виски. Вот, думаю, богатый грузин. Оказалось, бедный еврей. Но было уже поздно. Мой будущий супруг отправился вслед за мной на съёмки в Феодосию, в нашу Санта-Каролину. Я отговаривала Алика ехать, понимая, что не смогу уделять ему достаточно внимания, и лёгкий карточный домик начинающихся отношений может просто развалиться от первого ветра. Но Алик всё равно поехал и очень помогал», — отмечала режиссёр.
Поташников завоевал Аллу Ильиничну даже не заботой и красивыми ухаживаниями, а желанием помочь с её работой. «На самом-то деле нам Андрей Миронов „сделал предложение“. Он частенько заходил к нам в гости и, наблюдая, как Алик хозяйничает, говорил: „Если вы за него не пойдёте замуж, я на нём женюсь“, — вспоминала Алла Сурикова.
Поташников стал тем самым человеком, благодаря которому режиссёр впервые почувствовала себя «за мужем». Отныне они жили и работали бок о бок, и Александр взялся за финансово-хозяйственные дела основанной супругой студии «Позитив-фильм». С момента знакомства влюблённых минуло почти 40 лет, но они по-прежнему не наскучили друг другу, а это ли не истинное счастье?
История Аллы Суриковой — это история о том, как любовь к искусству и преданность своему делу могут привести к невероятным успехам. Она подарила нам множество замечательных фильмов и показала, что настоящая любовь может длиться всю жизнь.
Поделитесь своими мыслями о жизни и творчестве Аллы Суриковой в комментариях. Какое её произведение стало для вас особенным?
Ранее мы писали:
“Женщины какие-то сумасшедшие”, – Агата Муцениеце высказалась о разводе и новом браке
Уехавший в США Галкин* скучает по прежней жизни: “Он спивается”
Самые читаемые материалы на эту тему: