Алексей Рыбников: "У молодых композиторов появился грозный враг – искусственный интеллект"

ПРОФИЛЬ 1 день назад 30
Preview

Алексей Рыбников – автор музыки более чем к 100 фильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», к рок-операм «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В интервью «Профилю» композитор рассказал, сколько лет можно писать музыкальное произведение, зачем перекладывать библейские тексты на музыку, с какими сложностями сталкиваются современные композиторы и почему в России не прижился христианский рок.

– Причиной исков стали непонятные источники предоставления авторских прав на мои произведения. Я их никому не передавал. Как только станет известно, кто это сделал, все права будут возвращены платформам и музыку можно будет снова слушать. Но это касается незначительного количества музыкальных произведений, поэтому, думаю, ущерба никто не почувствует.

– Это горький вопрос. Если человек пишет музыку для сериалов и кино, то он может больше ничем не заниматься. Эти заработки позволят ему безбедно жить, обеспечивать семью. Если же он сочиняет симфоническую музыку, музыку неприкладную, то ему придется очень сложно. Композитору нужно будет крутиться: преподавать в музыкальной школе или работать в издательстве, вести частные уроки, потому что, увы, сейчас симфонической музыкой заработать на жизнь практически невозможно.

– В советские времена? Тогда нужно было уметь получать заказы от Мосфильма, оркестров, театров. После этого обычно давали путевки в дома творчества, где бесплатно можно было жить и заниматься творчеством. Но вот получить путевку было достаточно сложно, так же, как и заказ. Нужно было обязательно отдать должное советской идеологии, быть своим, так сказать, композитором. Это я говорю о семидесятых, а десятилетиями раньше величайшие композиторы боялись оказаться в сталинских лагерях, поэтому писали произведения, в которых прославляли и фигуры вождей, и идеологию. Шлейф этого отношения оставался до перестройки.

– С одной стороны, казалось бы, продвигать свои произведения очень просто. Достаточно обратиться в Президентский фонд культурных инициатив или другие организации и представить там свою работу, получить грант. Но практика показывает, что последнее тоже нелегко. А можно заинтересовать театр, коллектив своей музыкой. Я уже не говорю про композиторов-песенников, которые практически постоянно показывают свои новые песни звездам. Но если звездам эти песни нравятся, то они очень часто начинают считать их своими и про бедного композитора забывают. К сожалению, у нас отсутствует институт музыкальных издательств.

– Есть, но их совсем немного. А в мире – огромное количество. Именно эти издательства занимаются промоушеном музыкальных произведений, добывают деньги, пользуясь своими контактами.

– Есть система списывания налогов. Если бизнесмен отдал деньги на развитие музыкального искусства, скажем на постановку, то потраченная сумма налогом не облагается. У предпринимателя есть выбор: заплатить налог государству или отдать средства на культуру, искусство. У нас такой системы нет.

Вот поэтому финансирование пилотных проектов должно быть гораздо более значительным. Тогда это поможет молодым авторам, которые делают первые шаги, развиваться. А также поможет и маститым композиторам, создающим уникальные произведения. Нам нужны талантливые продюсеры, промоутеры, обладающие талантом и чутьем – таким, каким обладал Третьяков, собравший галерею шедевров, – но, к сожалению, таких людей очень мало, а издательств и вовсе нет.

– Она не избиралась специально, а вырастала как дерево. Я начал писать «Литургию оглашенных» в 1983-м, еще в СССР, а заканчивал после перестройки. Затем поставил ее в своем частном маленьком театре, в подвале своего дома, а настоящая премьера произошла в американском Санкт-Петербурге в 1994 году во время гастролей нашего театра. В 1999-м благодаря столичным властям появилась Московская государственная творческая мастерская Алексея Рыбникова. Именно здесь продолжалась жизнь «Литургии оглашенных» и созрел сюжет «Воскресения мертвых» как ее продолжения.

В итоге «Тетралогия» состоит из четырех произведений, которые я писал в течение десятков лет: «Литургии оглашенных», «Симфонии сумерек», «Тишайших молитв» и оратории «Воскрешение мертвых». Последней с успехом в 2005 году дирижировал Теодор Курентзис, а в 2008-м сводный оркестр музыкантов России под управлением маэстро Валерия Гергиева впервые исполнил «Симфонию сумерек».

[caption id="attachment_1712988" align="aligncenter" width="1200"] Репетиция постановки "Тетралогия"[/caption]

Осенью впервые у зрителей будет возможность услышать все произведение целиком в исполнении артистов и хора нашего театра, Государственного академического симфонического оркестра России и Государственной академической хоровой капеллы в нашем Центре исполнительских искусств и Большом зале консерватории.

– Они увидят мой фильм-оперу «Литургия оглашенных». Я сам писал сценарий, ставил его как режиссер, писал музыку, продюсировал. Действие с экрана будет переходить на сцену, на которой играют и поют актеры. Будем мы использовать и все современные возможности – от световых эффектов до дыма.

«Литургия оглашенных» заканчивается физическим уходом из мира главного героя, в «Тишайших молитвах» продолжается судьба его уже не на земле, а в горних мирах. Туда зрителей перенесет пение четырех хоров, стрекот цикад и синтезированные звуки. Я называю их «голосами видимыми и невидимыми».

– Да, в «Тишайших молитвах» есть целая часть, написанная на тексты из этой поэмы. Она очень подошла для описания рая, каким его видел Алигьери. Меня интересовала и судьба самой поэмы, и судьба Данте. Ведь Алигьери преследовали за это произведение. Он был вынужден переезжать из города в город, а поэму прятал на чердаке. Она была найдена и издана только после его смерти.

Меня захватили судьбы духовидцев, поэтов, пророков. Оказалось, что у них много общего. Так, в тюрьме оказался Торквато Тассо – итальянский поэт и философ XVI века. Тяжело сложилась судьба английского поэта Джона Мильтона, написавшего поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Если обратиться к нашей истории, то мы увидим, что в советское время в заключении томился наш Данте – Даниил Андреев, визионер, написавший «Розу мира». В 1937 году был расстрелян богослов и русский Леонардо да Винчи отец Павел Флоренский. Эти люди обладали особым духовным видением и несли мучительный крест.

– Там нет ни одного моего слова. Я выбирал тексты из шумерской клинописи, из китайских духовных текстов, из индийских философских трактатов. Мне не нужна была дешевая эзотерика, я искал высшие образцы духовной жизни человечества. Основой же стали библейские тексты, выдержки из православного богослужения и стихи русских поэтов серебряного века. Я искал у них строки, в которых описывались духовные озарения. Как они об этом писали! Это действительно жемчужины мировой культуры. Я их собирал очень тщательно и потратил на поиски много времени.

– Действительно, зрители услышат древнееврейский, арамейский, древнегреческий, церковнославянский, латынь. Дело в том, что эти языки считаются сакральными. На них были написаны псалмы Давида и библейские тексты, православные молитвы, а на древнегреческом – Евангелие. На староитальянском будут звучать строки из «Божественной комедии» Данте.

– Я считаю, что устройство мира не меняется. Бог – творец мира, а в центре – человек как его создание. И всегда будет его противник – разрушитель. Мы же должны выбирать между светом и тьмой, между верностью своему Создателю и предательством. Меняются формы политического строя, формы духовного служения. Но всегда остается Церковь божественная и «церковь» сатаны, и мы должны выбрать, какой будем служить.

А о том, чем все закончится, нам рассказано в откровении святого Иоанна Богослова. Борьба темных и светлых сил, борьба человека будет продолжаться до последнего мгновения и закончится она победой Бога, и человечество обретет новое, уже бессмертное существование.

– Если человек не задумывается об этом без моей помощи, то вряд ли я ему помогу. Но без этих размышлений он не сможет стать человеком. Потому что наш долг – размышлять о смысле существования в мире, своей роли в нем, судьбе души. Моя же задача – писать художественные произведения, а не философские. Они должны заставить человека прочувствовать эти вопросы сердцем, а не умом. Зрителям должно быть интересно смотреть постановку или фильм, чтобы сопереживать в ужасных обстоятельствах и сорадоваться в счастливых.

– Христианский рок – это конфликтное словосочетание, потому что рок-музыка все-таки отсылает нас к темным силам. А вот когда она слилась с христианством, то стала религиозным роком. Его очень много в Америке, где темнокожее население поет христианский рок в протестантских церквях. В России это и не начиналось.

– Ну а больше примеров и нет. Но, действительно, все критики признали, что «Юнона и Авось» – пожалуй, единственный образец, когда православная музыка, русские романсы и западный рок, электронная музыка слились в единый сплав. И сделать это было очень трудно. А воплотить молитвы в современной музыке – сложнейшая задача.

– Недавно у меня была встреча с начинающими авторами. Я им сказал, что у них появился грозный враг и соперник – искусственный интеллект. Он очень быстро обучается писать среднюю ремесленную музыку в любом заданном стиле. Это означает, что используется то, что было создано. Но так же учатся и композиторы, создавая интересные аранжировки или музыкальные произведения, используя уже созданные композиции. Теперь это может оказаться в прошлом.

В скором будущем от композитора потребуется прежде всего оригинальность при создании мелодии, а это – самое трудное. Встанет задача написать яркий музыкальный образ, придать ему уникальную форму и вызвать эмоции у слушателя. Все остальное напишет ИИ. Поэтому мой совет: ищите себя, ищите непроторенные пути, иначе будет сложно.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'