Инициатива обязать магазины ставить "социальные полки" с бесплатными продуктами для нуждающихся (фудшеринг) избыточна и сложно реализуема, заявил "Газете.Ru" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
"Идея сохранения и передачи продуктов людям, которые не могут себе позволить покупку, звучит правильно и способствует не только борьбе с социальной напряженностью, но и решению экологических вызовов. Крупные торговые сети уже несколько лет реализуют программы по передаче непроданных, но пригодных к употреблению товаров на благотворительность. Однако такие программы — это частные инициативы отдельных компаний. Возможность оказывать социальную поддержку не должна быть обязательным требованием для бизнеса", — сказал Караваев.
По его словам, многие российские магазины попросту не смогут организовать и постоянно пополнять полки с бесплатными продуктами.
"Инициатива сделать фудшеринг обязательным для всех участников рынка представляется не только избыточной, но и сложно реализуемой по множеству причин. Прогнозировать количество или долю товаров с "истекающим" сроком годности в различных магазинах невозможно, поэтому обязать продавцов размещать их на "социальных полках" нельзя. Также нет возможности настроить автоматизированные бизнес-процессы контроля продажи товаров именно с истекающим сроком годности по всем необходимым категориям продуктов. Кроме того, в небольших магазинах физически невозможно организовать отдельные полки для таких программ, а многие группы товаров требуют раздельного и специального размещения в связи с соблюдением температурного режима или иных требований к хранению", — констатировал Караваев.
Законодательно обязать магазины выделять отдельные полки для бесплатной раздачи продуктов нуждающимся предложил лидер партии "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов. Письмо с такой инициативой он направил министру промышленности и торговли РФ Антону Алиханову.
По словам Миронова, сегодня многие магазины уже занимаются фудшерингом, но не так масштабно, как могли бы. Проблема заключается в том, что компании вынуждены платить НДС, если отдают продукты на благотворительность. Инициатива же предполагает определенные налоговые льготы для участников проекта "Социальная полка".