22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, 80-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, 80-летие победы в которой мы отмечаем в этом году. «Сегодня Тамару Лисициан вспоминают редко, и это абсолютно несправедливо, ведь она была не только выдающимся режиссером, но и героем войны», — рассказывает кинорежиссер, сценарист, актер Аким Салбиев.
Меня всегда очень интересовала личность Тамары Лисициан, ведь с ее творчеством я, как и все люди моего, да и последующих поколений, был знаком с детства — рос на ее картинах «Чиполлино», «Волшебный голос Джельсомино». Став старше и мечтая о режиссуре, я с восхищением смотрел ее политические работы, учился на них. Тамару Николаевну я видел в своей жизни лишь дважды, и обе встречи ярко запечатлелись в моей памяти. Первый раз — на «Мосфильме». Она шла от бюро пропусков к главному корпусу в бежевом пиджаке и коричневой юбке, а на груди сверкали медали. Сколько достоинства, стати было в ее облике! Казалось, будто сама Родина-мать сошла с Мамаева кургана. А второй раз я увидел ее на улице Горького во время путча 1991 года…
С военной историей Тамары Николаевны я подробно познакомился годы спустя, когда писал сценарий и снимал документальный фильм «Тамара Лисициан. Непобежденная» — к столетию режиссера. В подготовке очень помогла ее книга воспоминаний… Свою книгу «Нас ломала война...» Тамара Лисициан предваряет словами: «Бывают воспоминания, которые не только всю жизнь причиняют боль, но и постепенно меняют мироощущение, мировоззрение и даже характер человека. Для меня такими воспоминаниями, такой болью стала память о пережитом на войне. В День Победы 9 мая 1945 года под торжественные марши и радостные голоса, раздававшиеся по радио и с улицы, я весь день горько плакала… Я плакала по моей полуразрушенной Родине, по погибшим, по искалеченным людям, по моей обгоревшей, омытой своей и чужой кровью юности. Пережитое на войне в дальнейшем изменило мое отношение к жизни, к людям, мой характер! Не всегда в лучшую сторону. Я это понимала и старалась забыть свое военное прошлое. Десятки лет вела войну с собственной памятью…»
Пошла добровольцем на фронт


Интересный факт
Аким Салбиев — режиссер, сценарист, продюсер, киноактер и эстрадный певец. Заслуженный деятель искусств России, народный артист республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. На счету Акима Салбиева не только десятки художественных и документальных фильмов, но и постановка таких глобальных мероприятий, как «Москва-850», «70 лет Великой Победе», и многих других.
Она родилась в Тифлисе в семье Николая Павловича и Марфы Ивановны Лисициан. Грузия в то время, впрочем как и весь СССР, была интернациональной республикой — очень гостеприимная земля, там раздольно жилось всем национальностям. Тамара происходила из армянской семьи. Ее отец Николай Лисициан приходился родным дядей выдающемуся баритону ХХ века Павлу Герасимовичу Лисициану — солисту Большого театра, народному артисту СССР. Правда, семья знаменитого оперного певца жила во Владикавказе. Своего же отца Тамара потеряла в девять лет. И, наверное, с тех пор стала привыкать к самостоятельности, учиться защищать себя. Она обладала ярко выраженными лидерскими качествами, которые так пригодились потом на войне и в режиссуре, а тогда, в юности, она могла дать фору любому мальчишке: занималась конной ездой, самбо, спортивной стрельбой, мотоциклами. И делала успехи! Стала чемпионкой Грузии 1939 года по стрельбе из мелкокалиберной винтовки.
При этом Тамара росла очень красивой девушкой, в ее огромных черных глазах легко было утонуть. Так произошло и с Луиджи Лонго — сыном видного политического деятеля Италии, одного из руководителей итальянской компартии. С 1934 года Луиджи и его брат Джузеппе, пока их отец продвигал коммунистические идеи в Европе, а после и боролся за них с оружием в руках в Испании, жили в СССР и воспитывались в Ивановском интернациональном детском доме. А в 1938 году Луиджи оказался в Тбилиси, где и познакомился с ровесницей Тамарой (оба родились в 1923 году). Юношеская любовь была сильной, и они без сомнения поженились бы, если бы не возраст.
В 1939 году Тамара Лисициан поступает на актерский факультет Тбилисского театрального института, но в 1941 году переводится в Московское городское театральное училище. Не успела Тамара приступить к учебе, как началась Великая Отечественная война. Мальчишек вскоре мобилизовали, а девушки остались защищать город от зажигательных бомб. Но после завершения кровопролитной Битвы за Москву Тамара поняла: отсиживаться в тылу — не про нее. Пошла записываться добровольцем в Московский горком комсомола. «Сотни, если не тысячи мальчишек и девчонок комсомольского возраста молча сбились в стайки перед зданием, — вспоминала она. — Стояла напряженная тишина… Все они пришли за направлением на фронт…» Простояв несколько часов, Тамара попала на прием к молодому военному инструктору горкома комсомола Александру Шелепину. Узнав о ее навыках в стрельбе и самбо, о знании немецкого, он дал ей направление в разведку. Так Лисициан оказалась в разведывательно-диверсионной воинской части особого назначения 9903 при Западном фронте. Кстати, именно в этой части служила и знаменитая Зоя Космодемьянская. Всего через эту часть прошло 5000 добровольцев, выжило не более тысячи.
Летом 1942 года Тамару вместе с небольшой группой разведчиков отправили на задание в Белоруссию, но самолет ночью попал под обстрел, летчик сбился с курса и десантировал их не в том месте. Тамара и товарищи переждали ночь в лесу, утопив парашюты в болоте. Утром, переодевшись в гражданское и взяв поддельные нацистские документы, Тамара отправилась на разведку. Некоторые ее товарищи были ранены после экстренной высадки, поэтому на разведку отправили Тамару, которая, как девушка, вызывала минимум подозрений.
Интересный факт
В этом году мы отмечаем столетие Иннокентия Смоктуновского — не только великого артиста, но и ветерана ВОВ. Он был призван в январе 1943-го и направлен в пехотное училище. В августе его отправили рядовым на фронт. В должности связного штаба участвовал в боях на Курской дуге, форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провел в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. Но бежал из плена и вступил в партизанский отряд. Позднее принимал участие в освобождении Варшавы. Войну закончил в Германии. Награжден двумя медалями «За отвагу».

В роман с немцем не поверили
Ее взяли полицаи возле села Комарин. Тут же стали кричать, что она партизанка и еврейка. Но пришел немецкий офицер, который через переводчиков стал ее допрашивать. Девушка призналась, что знает немного немецкий. И рассказала свою легенду: «Я медсестра. Весь день ищу вас, потому что мечтаю найти жениха-немца. Я познакомилась с Гансом под Можайском, где меня застала война. Ганс сделал мне немецкий паспорт, мы собирались пожениться». В ее документы действительно была вложена фотография неизвестного немецкого солдата, убитого под Москвой. С обратной стороны которой было написано: «Дорогой Этери от Ганса». По легенде Лисициан была грузинкой, так как с детства владела грузинским языком. Ее стали расспрашивать про русских парашютистов, которых заметили на рассвете. И новоявленная медсестра сказала, что прилетела на задание вместе с диверсантами, но сбежала от них. В тот момент ее главной задачей было одно — отпугнуть немцев от леса, где прятались ее немногочисленные товарищи. Поэтому немцам она заявила, что около сорока хорошо вооруженных диверсантов заняли позиции в лесу и готовятся взять село в окружение. Немцы испугались, в лес без подкрепления не пошли. Задача была выполнена, товарищи смогли скрыться.
А Тамару отправили в тюрьму города Брагин. Начались допросы. Девушку били колючими розгами и ремнями с пряжками, разрывавшими платье и тело. «Запомнить, отомстить, скорее вырваться отсюда и отомстить», — единственная мысль, которая пульсировала в ее голове в тот момент. «Оказывается, ненависть помогает пережить боль», — вспоминала Тамара Николаевна. Товарищи, которые благодаря Лисициан смогли ночью покинуть небезопасный лес, через два дня подошли с диверсионной группой к городу Брагин, Тамару искали. Но от партизан они услышали, что ее казнили. Лисициан действительно должны были казнить, но расстрел заменили на тюрьму в Житомире. Там продолжились допросы и издевательства новых полицаев. После пыток она не могла стоять на ногах, и в камеру ее тащили волоком. Это всегда был один и тот же тюремщик. Она на всю жизнь запомнила его имя. Много лет спустя Тамара случайно увидела этого человека во Флоренции на мосту. Узнала сразу. Не удержалась, подошла: «Вы Альфред?!» По тому, как он вздрогнул, стало понятно, что и он ее вспомнил. «Найн!» — завопил немец и бросился прочь…
На очередном допросе следователь достал фотографию «жениха Ганса», которая была вложена в поддельные документы Тамары: «Дорогой Этери от Ганса»?! Вранье! «Ганс» пишется иначе! Завтра будете расстреляны». «В тот момент я подумала о маме, — вспоминала Тамара Николаевна. — Она так никогда и не узнает, где и когда я погибла. Она же не знает, кто такая Этери. Нет, я не буду ждать смерти. В тюрьме не казнят — наверняка куда-то поведут. А по дороге брошусь в сторону, и пусть стреляют!»

Но и на этот раз ее не убили. Отправили в концлагерь под Житомиром. Там, после всех пыток, ее выходили пленные врачи. «Этот кошмар, ад я не забуду, — писала Лисициан полвека спустя. — С телег свисали руки, ноги, головы. Это были советские солдаты… Однажды утром по шоссе к концлагерю вели житомирских евреев. Их вели в лес, а они шли и пели молитвы. Стрельба продолжалась мучительно долго… А обратно немцы шли с тяжелыми большими узлами с одеждой и вещами расстрелянных людей. Это для фашистов они были евреями, а для нас — нашими советскими людьми», — рассказывала Тамара Николаевна в книге воспоминаний.
Однажды всех узников погрузили в вагоны и перевезли в концлагерь в Славуту, в котором до их приезда расстреляли всех. Содержались тут в основном евреи. За время войны через этот лагерь прошли около 160 тысяч человек, 150 тысяч из которых оттуда так и не вышли. Тамара решила бежать и стала искать соратников. Одним пасмурным днем четыре узника подползли к колючей проволоке, окружавшей лагерь. «Мы лежали на спине и резали проволоку над собой. Мое лицо было обращено к небу, гром прокатился над нами, и тут я, никогда не ходившая в церковь, воспитанная под лозунгом «бога нет», почему-то всем сердцем взмолилась, захлебываясь слезами и дождем: «Господи, если ты есть, помоги нам! Спаси нас!» Все четверо благополучно покинули лагерь. Шли трое суток по лесу, в конце концов наткнулись на дом лесника, который был связан с партизанами. И Тамара Лисициан снова встала в строй. Вместе с партизанами добывала оружие, пускала поезда под откос. На ее счету 12 вражеских эшелонов.
В январе 1944 года их отряд нарвался на отступающих немцев. В бою Тамару Николаевну контузило, поэтому вместе с другими ранеными ее отправили в Москву. А в Москве вызвали на допрос в НКВД: «Пишите, с каким заданием вас прислали немцы!» «У меня в глазах потемнело от ярости, — вспоминала Тамара Николаевна. — Не помню, что я там кричала и как долго». Показания ее заставили писать и переписывать трое суток без сна и перерывов. К началу четвертых суток, полуживую, оторвали от стола и отвели к тому же высокопоставленному офицеру на очередной допрос. «Не помню, что он мне начал говорить, но со мной случилась истерика, — писала Лисициан. — Скорей бы в тюрьму, скорей бы посадили. В тюрьме можно спать!» Но услышала слова: «Идите домой»…
Помогали Феллини и Джанни Родари

Тамара Лисициан награждена орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу». Подруга Тамары Николаевны, автор идеи фильма о ней, актриса Лидия Андреева-Куинджи рассказала вот какую историю. В январе 1944 года художник и актер Михаил Ещенко увидел в Москве красивую девушку с большими грустными глазами, которые его поразили. А он тогда решил написать галерею портретов молодых фронтовиков. Незнакомка была в военной форме. И Ещенко уговорил ее попозировать, сделал наброски. Свой живописный портрет Тамара Николаевна увидела лишь спустя 34 года — на выставке в Центральном доме работников искусств в 1978 году. И художник подарил героине эту картину, которая с тех пор украшала ее квартиру. По завещанию Тамары Лисициан после ее ухода этот портрет был передан в Музей Победы на Поклонной горе, где он и экспонируется…
В 1944 году Тамара Николаевна вернулась к обучению в Городском театральном училище, которое вскоре объединили с ГИТИСом. И в это время ее буквально настигла первая любовь. В Москву за своей возлюбленной вернулся Луиджи Лонго, он ее не забыл. Они поженились и уехали в Италию, где Тамара Николаевна и прожила следующие шесть лет. У них родился сын Сандро.
В Риме Лисициан работала монтажером в «Совэкспортфильме». Но это официально. Я же считаю, что она не фильмы монтировала — она жизнь «монтировала» между двумя странами. Продолжала свою разведывательную деятельность, ведь она была вхожа в высшие круги итальянского общества. В этом Тамаре Николаевне помогали друзья — кинематографисты, писатели, большинство из которых придерживалось прокоммунистических взглядов: Пьер Паоло Пазолини, Лукино Висконти, Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, Джанни Родари.
На родину Тамара Лисициан вернулась в 1952 году. В этот период произошло охлаждение их отношений с Луиджи Лонго, закончившееся разрывом. К сожалению, даже у такой сказочной истории любви бывает конец. Видимо, горячая итальянская кровь тому причиной — Лонго не стал идеальным мужем. А простить неверность гордая, независимая Тамара не могла. В Москве Лисициан продолжила обучение и, наконец, смогла заняться тем, о чем давно мечтала, — снимать кино.

В 1952 году Тамара Николаевна поступила в ГИТИС на режиссерский факультет. В то время судьба свела ее с классиком отечественного кино Всеволодом Пудовкиным, с которым они подружились. И Пудовкин, оценив ее потенциал, посоветовал перевестись во ВГИК, в мастерскую другого мэтра — Григория Козинцева. Это стало возможно благодаря моему мастеру Сергею Аполлинариевичу Герасимову, который руководил во ВГИКе кафедрой режиссуры с 1944 года (я окончил его мастерскую в 1987 году). Когда-то он и его супруга Тамара Макарова были учениками Григория Козинцева в Ленинграде. А после того как Герасимов возглавил кафедру во ВГИКе, он пригласил учителя вести собственную мастерскую. Именно Сергей Аполлинариевич разрешил Лисициан перевестись на курс к Козинцеву.
Конкурировать с Баталовым не вышло
В 1959 году Тамара Николаевна с успехом окончила ВГИК. И в качестве дипломной работы сняла свой первый полнометражный фильм по детской повести Сергея Михалкова «Сомбреро». Во время практики на «Мосфильме» она познакомилась со своим вторым мужем, кинооператором Виктором Листопадовым. Он стал ей надежной опорой в жизни. Лисициан приняли в штат киностудии «Мосфильм». Но удачная дебютная картина не стала пропуском в мир большого кино. Например, в течение полугода Тамара Николаевна готовилась к постановке «Сказки о потерянном времени», проект уже был в запуске, проводились кинопробы. Но неожиданно без объяснения причин руководство студии заменило ее на Александра Птушко. Работающий всю жизнь в жанре киносказки, Птушко отнял проект по интересному сценарию у начинающей Лисициан.
Следующей попыткой взяться за сказку стала работа над сценарием по «Трем толстякам» Юрия Олеши. У Лисициан была договоренность с автором на экранизацию. Но вдруг оказалось, что аналогичную экранизацию мечтает снимать и Алексей Баталов, он в то время тоже пробовал реализоваться в режиссуре. И, конечно, Тамара Лисициан не могла конкурировать с популярнейшим артистом…

Больше десятилетия она занималась дублированием иностранных картин, восстановлением старых фильмов, таких как «Петр Первый», «Трактористы», «Встреча на Эльбе»... Но мечта о самостоятельной работе не оставляла. На выручку пришел ее приятель — знаменитый итальянский писатель Джанни Родари. Он дал Тамаре Николаевне эксклюзивные права на экранизацию любых своих произведений. Так появились киносказки «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино». Картины эти имели грандиозный успех и широчайший прокат. Сам автор снялся у Лисициан в «Чиполлино» в роли камео.
Бондарчук похвалил: «Это лучшая пародия!»
Тамара Николаевна рассказывала Лидии Андреевой-Куинджи, что после худсовета по «Чиполлино» встретила на студии Сергея Бондарчука, с которым приятельствовала. Он шел веселый: «Тамара, я посмотрел твою картину. Потрясающие кадры с армией лимонов, которые идут на штурм! Это лучшая пародия на батальные сцены всего мирового кинематографа». А какие актеры снялись в «Чиполлино»! Рина Зеленая, Алексей Смирнов, Владимир Басов, Георгий Вицин, Рудольф Рудин, Наталья Крачковская, Роман Ткачук… Звездный состав всегда собирался и в последующих ее картинах. Тамара Николаевна, что называется, «актерский режиссер». Она всегда чувствовала актера, умела слышать его, разговаривать с ним.
Мало кто знает, что после «Чиполлино» и «Волшебного голоса Джельсомино» Лисициан должна была снимать еще одну картину по Родари, но увлеклась политическим жанром и оставила детский кинематограф. Ее поразил сценарий Генриха Боровика по повести «Момент истины», и она запустилась с грандиозным проектом «На Гранатовых островах». Недавно я пересмотрел этот фильм. Невероятно, как он актуален! Просто сегодняшняя наша история. История отношений Европы, России, Америки... Удивительно! А какие актеры: Ростислав Плятт, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Александр Белявский, Людмила Чурсина…
Интересный факт
Режиссер Владимир Басов как актер оказался незаменимым для детского кинематографа. На его счету немало ролей сказочных злодеев: волк из фильма «Про Красную Шапочку», Дуремар из «Приключений Буратино»… В сказках Тамары Лисициан по произведениям Джанни Родари Басов тоже исполнил главные отрицательные роли: принца Лимона в «Чиполлино» и подлого пирата Джакомона в «Волшебном голосе Джельсомино».

Вообще, Лисициан можно назвать если не основоположницей, то одной из самых заметных фигур жанра политического кино в СССР. И следующей ее картиной в этом стиле стала «Тайна виллы «Грета» 1983 года. Фильм, как и предыдущий, рассказывает о вымышленной стране, но основан на реальных событиях политического кризиса в Италии 1981 года и подготовки переворота. В картине журналисту криминальной хроники удается попасть в штаб заговорщиков и предотвратить путч. Сценарий фильма написал журналист ТАСС Владимир Малышев. По сюжету госпереворот готовит масонская ложа. Тема масонства была совсем неизвестна обывателю в СССР. Но Лисициан страшно заинтересовалась. Говорят, ее предупреждали не ворошить улей. Были звонки... Но она сняла кино и… потеряла сына. Его убили. Расследование ни к чему не пришло. Но я думаю, что таким образом Тамаре Николаевне отомстили за эту картину. Сильная женщина, она пережила эту трагедию и сумела вернуться к работе, сняв третий фильм в уже полюбившемся ей жанре политического детектива — «Загадочный наследник».
Проговорила со Смоктуновским шесть часов
Исполнитель одной из главных ролей Александр Пашутин вспоминает: «Тамара Николаевна была человеком очень многогранным, умеющим добиваться результата. Нашу группу, включая меня, Юрия Соломина и Иннокентия Смоктуновского, возила в Париж. Я был так окрылен происходящим, что однажды, когда увидел живописную телефонную будку на улице, предложил Тамаре Николаевне: «А давайте снимем, как я разговариваю по телефону из этой будки. А вы при монтаже, если понадобится, можете любой диалог на эти кадры наложить». После премьеры Лисициан сказала мне: «Саша, я вам так благодарна. При монтаже понадобилось кое-что объяснить зрителю, и эта сцена меня буквально выручила — мы вставили нужный текст в ваш телефонный разговор». Горжусь, что этот эпизод придумал я».
А вот что вспоминает исполнительница одной из центральных ролей фильма «Загадочный наследник» Лидия Андреева-Куинджи: «Картина снята по роману Вячеслава Костикова про нашу эмиграцию. А очевидно, что Тамаре Николаевне эта тема была очень интересна. И Лисициан сумела у руководства студии пробить командировку в Париж, чтобы снять проходы героев. Там группа оказалась на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Тамару Николаевну потряс этот некрополь, и она сказала операторам: «Снимайте все, снимайте все могилы наших великих соотечественников». Так появилась сцена с участием молодых героев на Сент-Женевьев-де-Буа, которой не было в сценарии. И представляете, так получилось, что это единственные кадры, имеющиеся в российских фондах, снятые на этом историческом кладбище до жуткого урагана, который навсегда изменил облик некрополя. Захоронения Бунина, Мережковского, Гиппиус, Коровина, Сомова, Добужинского, Мозжухина, Юсупова запечатлены в этом фильме в первозданном виде».

В одной из главных ролей в этой картине Тамара Николаевна мечтала снять Иннокентия Смоктуновского. Но ей все твердили: «Даже не связывайся, это невозможно». Но разве могли скептики остановить Лисициан! Она договорилась о встрече с Иннокентием Михайловичем, и их разговор продлился почти шесть часов. Двум фронтовикам нашлось о чем поговорить! Мало того что их военные истории оказались очень похожими, так еще выяснилось, что они оба были узниками одного концлагеря, только в разное время. Прощаясь, Иннокентий Михайлович сказал, что снимется в картине Тамары Николаевны бесплатно — в любой роли, хоть табуретки. С тех пор у них установились самые нежные отношения.
Последнюю свою художественную картину Тамара Николаевна начала снимать незадолго до развала СССР. Писатель Сергей Алексеев рассказал ей историю русских духоборцев, первых пацифистов в мире, которые еще в 1895 году совершили акт сожжения оружия. В Российской империи духоборцев подвергли преследованию, и они переехали в Канаду. На съемки натуры и фактуры для картины Тамаре Николаевне удалось получить деньги и вывезти небольшую съемочную группу в Канаду, которую они в итоге проехали всю. Сняли интереснейший материал. А аккурат к их возвращению страна развалилась, и на картине можно было поставить крест. Но Тамара Николаевна села за монтажный стол и сделала документальный фильм «Встреча с духоборцами Канады».
Интересный факт
Сергей Крупеников, мальчик с золотыми волосами, с юных лет покорил сердца советских зрителей — роли в «Дорогом мальчике» и «Волшебном голосе Джельсомино» сделали его популярным. К сожалению, судьба артиста сложилась вовсе не сказочно. Съемки у Лисициан стали для него последними — Сергей выбрал непубличную жизнь, повсеместная узнаваемость его тяготила. Парень делал успехи в математике и поступил в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. Позднее занимался бизнесом в выбранной сфере. Но в возрасте 49 лет в 2012 году Сергей погиб: ехал ночью на велосипеде, и его сбил мотоцикл.


Еще одной невоплощенной мечтой стала военная драма, которую Лисициан хотела снять на основе своей биографии. Но в 90-е годы это было невозможно. И тогда она засела за книгу. Причем написала ее сперва на итальянском языке, которым владела в совершенстве, — уговорили итальянские друзья, видевшие и понимавшие, что мировая история переписывается на глазах. И вот, задыхаясь от страшных воспоминаний, которые всю жизнь она гнала от себя, Тамара Николаевна написала книгу. Позже перевела ее на русский, и в 1997 году книга «Нас ломала война...» вышла в России очень маленьким тиражом. К столетию Тамары Николаевны в 2023 году мы ее переиздали. Но каждый желающий может найти текст книги в интернете.
Тамара Николаевна пережила СССР почти на двадцать лет — ее не стало в 2009-м, но, как и многие режиссеры ее поколения, ничего не сняла в «новой» России… Во время путча 1991 года мы с друзьями несколько часов ходили растерянные по центру, наблюдая, как к Белому дому тянутся танки. Так вот не меньшее впечатление, чем танки, на меня тогда произвели три лица, которые я видел на улице в те дни: это Валерия Новодворская, Иннокентий Смоктуновский и Тамара Лисициан. И если Валерия Новодворская была рупором времени, то Иннокентий Михайлович и Тамара Николаевна ничего сделать не могли (но и отсиживаться дома в такой момент не собирались) — они вышли на улицу Горького и безмолвно наблюдали, как погибает их страна, за независимость и целостность которой они воевали. И в отличие от нас, молодых, они уже в тот момент понимали все последствия происходящего. Более патриотичного человека, чем Тамара Николаевна Лисициан, я не встречал. Великая женщина двадцатого столетия — художник, патриот и голубь мира!