50 величайших альбомов сальсы всех времен - 4

ВСЁ О МУЗЫКЕ 5 часов назад 56
Preview

Продолжаем знакомство с музыкой зарадившейся как карибский феномен и распространившейся по всему миру со скоростью лесного пожара, обладающей способностью будоражить тело и исцелять душу, выпуск 1 здесь  , выпуск 2 здесь ,  выпуск 3 здесь

 

 

20.   Orchestra Harlow, ‘Salsa’ (1974)

 

Родившийся в Бруклине американский пианист еврейского происхождения Ларри Харлоу (Larry Harlow) увлекся кубинской музыкой, за что получил прозвище эль-Джудио маравильосо – в честь своего кумира Арсенио Родригеса (Arsenio Rodríguez). Что касается сальсы, то Харлоу использовал название альбома, чтобы заявить о своей причастности к происходящей революции, тщательно подобрав кубинские стандарты, которые он нашел, просматривая записи своего друга-коллекционера из Нью-Йорка. При поддержке пуэрториканского вокалиста Джуниора Гонсалеса (Junior González), группы выдающихся користов, а также музыкантов, играющих на тромбоне и скрипке, Льюиса Кана (еще одного не латиноамериканца) Харлоу придал своему оркестру парадоксальный оттенок: с одной стороны, он заказал прогрессивные аранжировки, которые модернизировали такие мелодии, как “Эль Пасо де Энкарнасьон”. Но он также выступал за возвращение к старому кубинскому формату чаранги для флейты и скрипок. Как и следовало ожидать, спиралевидные мелодии “La Cartera” стали величайшим хитом за всю его долгую карьеру.

https://youtu.be/r6QSuXjdBVQ

СЛУШАТЬ

 

 

19.   Rubén Blades y Seis del Solar, ‘Buscando América’ (1984)

 

Освобожденный от оков Fania Records, панамский гений Рубен Блейдс (Rubén Blades) переосмыслил звучание сальсы восьмидесятых, создав дерзкий секстет с использованием вибраций, синтезаторов и ударных-ловушек. "Бушандо Америка" - это лаконичная эпопея, в семи эпизодах которой рассказывается о красоте и безумии Латинской Америки. Добавив невинного служку к своей хронике убийства сальвадорского священника Оскара Ромеро (Oscar Romero), Блейдс превратил региональную трагедию во всеобщее горе. ”Decisiones" с сарказмом описывает мозаику повседневных городских дилемм, а его обложка “Todos Vuelven” – перуанского вальса Сезара Миро (César Miró) – раскрывает несбыточную мечту латиноамериканского иммигранта: бесконечное возвращение к началу. В то время, когда движение было в упадке, Blades создали классику, которая была пронзительной и близкой – и под нее все еще можно было танцевать

https://youtu.be/7Uot17YIrRI

СЛУШАТЬ

 

 

18.   Joe Arroyo y La Verdad, ‘Musa Original’ (1986)

 

Всякий раз, когда полиция совершала налет на бордель в Картахене, где по ночам пел подросток Джо Арройо (Joe Arroyo), проститутки прятали будущую легенду сальсы под своими кроватями. Эти красочные впечатления и переплавка звуков, которые населяли колумбийский портовый город в 60–е годы, разожгли воображение Арройо. Насладившись славой в супергруппе Fruko y sus Tesos, Арройо в восьмидесятых начал сольную карьеру и создал joey-song, игривый сплав сальсы и калипсо, кумбии, компаса и фанка. Во всей дискографии этого человека нет ни одного равнодушного момента – альбомы, подобные Musa Original, наполнены бензином и медом. Авторская песня “Rebelión”, возможно, является самым возвышенным моментом в колумбийской сальсе - это история о рабстве и неповиновении, дополненная кристальным соло пианиста–мастера Челито де Кастро (Chelito de Castro). Проникновенная ода о любви “Mary”, исполненная на трубе, и заглавный трек "carnival ready" не менее пронзительны.

https://youtu.be/Kl1mCjN-4hk

СЛУШАТЬ

 

 

17.   Tito Puente, ‘Para Los Rumberos’ (1972)

 

В пятидесятые годы нуйориканский перкуссионист и лидер группы Пуэнте вывел тимбалес на авансцену и провозгласил себя королем мамбо и ча-ча-ча-ча. Пережив шестидесятые, старательно вникая в босса-нову и бугалу, человек, записавший более 100 альбомов, был более чем готов принять вызов сальсовой лихорадки и поразить новое поколение танцоров. “Para Los Rumberos” начали этот процесс с обновленной версии заглавного трека 1956 года и прочтения "Niña y Señora" в исполнении панамской певицы Менике Баркаснеграс (Meñique Barcasnegras). Карлос Сантана (Carlos Santana) сделал Пуэнте богатым человеком, исполнив “Oye Como Va” на альбоме Abraxas, а Тито игриво кивнул гитаристу из Тихуаны, исполнив кавер-версию Batuka” группы Santana III в стиле трайбл.

https://youtu.be/wz8o2MJzkUM

СЛУШАТЬ

 

 

16.    Fania All-Stars, Live at the Cheetah, Vol. 1’ (1972)

 

К 1971 году сальса потрясла основы латиноамериканской культуры. Подтверждение этого сдвига – ее символическое крещение – состоялось вечером 26 августа, когда группа Fania All-Stars выступила перед большой аудиторией в нью-йоркском Cheetah Lounge. Идея группы – создать мега–оркестр, в котором каждый участник - звезда, - была разработана специально для концертов, которые были бы грандиознее, чем в жизни. К счастью, выступление было записано и снято на видео, в результате чего вышел документальный фильм ("Наша латиноамериканская песня") и двухчастный альбом. Лучшим является первый том, где Чео Феличиано (Cheo Feliciano) исполняет великолепную “Anacaona”, а группа soneros обменивается юмористическими импровизациями на “Quítate Tú”. За этим последовали более масштабные концерты, в том числе историческое выступление в Африке, но именно концерт Cheetah запечатлел молнию в бутылке.

https://youtu.be/LXxcO2Pd4WM

СЛУШАТЬ

 

 

15.    Mark Dimond, Brujería’ (1971)

 

Марк Александр Даймонд – Марколино ( Mark Alexander Dimond – Markolino), сын кубинца по происхождению, обладал даром сочетать элементы сальсы с туманными оттенками прогрессивного джаза. Будучи клавишником в раннем составе группы Вилли Колона (Willie Colón), он получил возможность записать сольный альбом для Fania под руководством Джонни Пачеко и Ларри Харлоу (Johnny Pacheco and Larry Harlow). Одного прослушивания первых тактов “Brujeria” достаточно, чтобы понять, что он перешел в совершенно иную сферу – в мир тонкой светотени и экстравагантного гармонического богатства. Будущая звезда сальсы Анхель Каналес (Ángel Canales) отлично справляется с передачей духа района, но соло Марколино (Markolino) завораживают (посмотрите “Aguardiente”). В 1975 году он объединился с Фрэнки Данте (Frankie Dante) для более амбициозного бетховенского "V". Но звуки "Брухерии" завораживают, как никакая другая сальса запись.

https://youtu.be/CS7EVX-6kd0

СЛУШАТЬ

 

 

14.   Grupo Niche, ‘No Hay Quinto Malo’ (1984)

 

Другие нишевые альбомы Grupo могут быть более скромными – вспомните "Cielo de Tambores" 1990–х, - но именно с этой пятой пластинкой колумбийский оркестр заявил о себе как о маяке сальсы восьмидесятых. Детище композитора Хайро Варелы (Jairo Varela), Niche до предела затянула музыку, находя красоту в маковых вставках и плутовской игре слов (дерзкие басовые акценты и гнусавые припевы делают "Rosa" захватывающей). “Cali Pachanguero”, ставшая национальным гимном, стала поворотным моментом для группы – духовой оркестр в конце исполняет одну из самых зажигательных мелодий этого жанра. В последующие десятилетия, вплоть до своей внезапной смерти в 2012 году, Варела (Varela) отправлял свою группу в безумное путешествие по горячим следам романтической сальсы, а затем выключал свет, выполняя танцевальные тренировки нового тысячелетия с потрясающей четкостью и аккуратностью.

https://youtu.be/OWDHHhscqS0

СЛУШАТЬ

 

 

13.    Willie Colón & Héctor Lavoe, Cosa Nuestra’ (1969)

 

Ходят слухи, что "старая гвардия" почувствовала угрозу с приходом двух сальса-панков, которые восполнили недостаток академической подготовки новым захватывающим звучанием и отношением к плохим парням. Но за архетипом гангстера – на обложке изображен молодой Вилли Колон с сигаретой в зубах, готовый утопить труп в реке Гудзон, – скрывались блестящий тромбонист с новаторскими идеями и Гектор Лаво ( Héctor Lavoe), певец из Понсе, чей голос мог передать всю радость и тоску в мире. Если их первые три альбома были многообещающими, то Cosa Nuestra ознаменовала собой переломный момент, когда все сошлось воедино. Вы можете услышать это в “Che Che Colé” – африканской детской песенке, ставшей гимном сальсы, – и в рваных тромбонных рифах, которые превращают “Juana Peña” в восторженный хор, сотрясающий землю. Именно в этот момент сальса стала нуйориканским эквивалентом рок–н-ролла, а ее гламурными звездами стали Вилли и Эктор (Willie and Héctor).

https://youtu.be/sVCpj6raoNA

СЛУШАТЬ

 

 

12.   Roberto Roena y su Apollo Sound, 6’ (1974)

 

Несмотря на то, что при жизни Роберто Роэна (Roberto Roena) прославился как харизматичный танцор и исполнитель на бонго, который десятилетиями успешно руководил оркестром Apollo Sound, его по-прежнему преступно недооценивают. Его высмеивали за то, что он был самоучкой, но он управлял тесным судном, чье изысканное звучание заигрывало с авангардом. В его руках ожидаемые композиции сальсы и латиноамериканского джаза были дополнены фрагментами фанка, бразильской музыки и психоделии. Он также предвосхитил тренд на романтическую сальсу в песне “El Progreso1978 года. Песня "tough-as-nails 6", вероятно, является его лучшей работой. Он начинается с дани уважения коллеге по борикуа Тито Родригесу (Tito Rodríguez) – электрического “El Que Se Fue” – и никогда не заканчивается. Соло Энделя Дуэньо (Endel Dueño) на тембре “Herencia Rumbera” подытоживает звучание Apollo, которое всегда звучит на краю пропасти.

https://youtu.be/PGi-e5QPZRo

СЛУШАТЬ

 

 

11.   Rafael Cortijo & Ismael Rivera, Con Todos Los Hierros’ (1967)

 

До того, как разразилась история с наркотиками, которая разрушила их карьеру, лидер пуэрториканской группы Рафаэль Кортихо (Rafael Cortijo) и певец Исмаэль "Маэло" Ривера (Ismael ‘Maelo’ Rivera) закрепили за собой звучание pre-salsa bliss. В 1966 году Маэло отпраздновал свое освобождение из тюрьмы альбомом с удачным названием Bienvenido (Добро пожаловать), но что-то пошло не так. Con Todos Los Hierros - последний совместный альбом, выпущенный дуэтом до того, как певец начал сольную карьеру. В “Arrecotín Arrecotán” мамбо и бугалу сочетаются на высочайшем уровне, а Ла Лупе (La Lupe) на coros и Maelo по-прежнему владеет своим неуемным вокалом. В “Негритянке из Алабамы” Бобби Капо (Bobby Capó) есть социальная сатира, в Каламбуре” - забавная игра слов, а в “Любви к спасению” Риверы - отрезвляющее "болеро мизери". Инновации этой пары наложили отпечаток на все последующее.

https://youtu.be/CYdhyH2wWE0

СЛУШАТЬ

Читать в ВСЁ О МУЗЫКЕ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'