Продолжаем вспоминать 50 причин, по которым мы никогда не перестанем слушать Стиви Уандера (Stevie Wonder) - начало выпуск 1 здесь, выпуск 2 здесь , выпуск 3 здесь ,
- ‘I Believe (When I Fall in Love It Will Be Forever)’ - 1972
Заключительная тема из серии "Оскорбленный романтизм" — вот пример песни, которая одинаково хорошо звучит как в фильме, так и на домашнем альбоме, и, несмотря на очевидные различия, делает это по одной и той же основной причине. Завершая альбом “Talking Book”, "I Believe" обладает космической правильностью — все космические надежды альбома и романтический реализм сливаются воедино. В конце High Fidelity эти парящие синтезаторы символизируют зарождающиеся надежды Роба и Лоры (Rob and Laura), воссоединившихся после разрыва. Это очень подходит к песне: виднеющийся горизонт, счастливый конец со звездочкой.
- ‘You Haven’t Done Nothin” - 1974
Первый финальный альбом Fulfillingness, ставший для Wonder вторым лауреатом премии "Грэмми" в номинации "Альбом года", был выпущен в июле 1974 года; месяц спустя вышел этот сингл с альбома it — за два дня, по совпадению, до отставки самого автора песни, Ричарда Никсона. Справедливости ради, в то время многие поп—музыканты критиковали преследуемого - и нарушающего закон — президента, от таких мелких исполнителей, как Honeydrippers (“Impeach the President”, один из самых популярных хип-хоп-брейков) до соул-исполнителя Джеймса Брауна (James Brown -“Funky President”).). Но Стиви ударил сильнее всех — басовая партия Муга (Mug) совершенно непримирима, как и тамтамы, и его вокальная ухмылка, угрожающе изгибающаяся в конце каждой строки.
- ‘Master Blaster (Jammin’)’ - 1980
Уандер впервые сыграл с Бобом Марли (Bob Marley) и the Wailers в 1975 году на стадионном концерте в Кингстоне, Ямайка — это было захватывающее выступление, когда Банни Уэйлер и Питер Тош (Bunny Wailer and Peter Tosh) впервые за два года (и в последний раз, и точка) присоединились к Марли на сцене — и позже выступали вместе на сцене в Филадельфии в 1979 году. Но их совместное турне, запланированное на осень 1980 года, отошло на второй план, когда у Марли обнаружили рак. Стиви уже дарил Бобу цветы тем летом, отдавая дань уважения мощному груву The Wailers, с его музыкальным духом, перекликающимся с “Тренч-таун-роком” Марли.
- ‘Don’t You Worry ‘Bout a Thing’ - 1973
Стиви записал более 50 песен на разных стадиях разработки для Music of My Mind; он напишет еще 30 для первого финального альбома Fulfillingness, а в промежутке между ними вышли два альбома (Talking Book и Innvervisions), в которые он продолжал что—то добавлять в последнюю минуту. “Если я не работаю, я пишу. Даже если я работаю, я все равно пишу”, - сказал он в 1971 году. То, что в его устах это звучало так непринужденно, свидетельствует о большом количестве тяжелой работы. На самом деле, он мог бы написать песни о том, чтобы все это казалось легким, и это одна из величайших песен в своей категории. А еще лучше, он преподносит это так, как будто слушатель - это тот, кто переживает все приключения, в то время как Стиви сидит сложа руки и терпеливо ждет тебя. Ага. Конечно.
- ‘We Can Work It Out’ - 1970
The Beatles сыграли важную роль в музыкальной космологии Стиви — они "повлияли на саму идею о том, что я сам играю на всех инструментах", - рассказывал он в интервью Details в 1995 году. И, конечно же, Уандер работал с Полом Маккартни (Paul McCartney) — их дуэт “Ebony and Ivory” шесть недель подряд занимал первое место в 1982 году. Самой плодотворной из этих записей стала переделка Стиви классического сингла the Fabs 1966 года, в котором неутомимый оптимизм Пола сочетался с раздраженным бриджем Джона (John). Стиви полностью овладевает им с помощью острого, основанного на клавинете грува, вдохновленного мемфисскими R & B-конкурентами Stax Records, превращая вокал в призыв к действию (“Try to see things my way” - “Эй!”) и в тысячу раз повышая остроту звучания. Ему еще не было 21 года, а он уже совершенствовался в The Beatles — чего он не мог сделать?
- ‘Heaven Is 10 Zillion Light Years Away’ -1974
В 1973 году, на неделе выхода "Innervisions", Стиви находился на переднем сиденье автомобиля, который столкнулся с грузовиком, перевозившим пиломатериалы; бревно оторвалось и пробило лобовое стекло, ударив Стиви по лбу и погрузив его в четырехдневную кому. (У него до сих пор есть шрам.) Уандер взял отпуск на несколько месяцев, а затем начал писать и записываться в бешеном темпе. “Я пришел к пониманию, что мое время на Земле еще не истекло и есть чем заняться”, - сказал он в интервью Rolling Stone в феврале следующего года. “Я хочу путешествовать. Я верю, что у меня есть лишь малая толика тех знаний, которые я хотел бы получить, когда покину эту жизнь”. Итоговый альбом, Fulfillingness" First Finale, был самым интроспективным в его творчестве, и в этом плане он увенчался тщательным размышлением о существовании Бога. “Мягкая, непринужденная мелодия смягчает пыл ”Heaven Is 10 миллионов световых лет от нас“, - написал Кен Эмерсон (Ken Emerson) в своей рецензии на альбом Rolling Stone, добавив, что песня "также передает спокойную уверенность в преданности Wonder”.
- ‘Do I Do’ - 1982
В оригинальном альбоме Musiquarium 1982 года Уандер не только разработал концепцию упаковки величайших хитов с новыми бонусными песнями - четыре стороны пластинки, четыре новые мелодии, - но и завершил все это одной из своих величайших песен. Это было доказательством его креативности — только такой гений, как Уандер, мог подумать, что “Делаю ли я” - это выход. Этот трек длиной более 10 минут - его самый эффектный трек за всю историю, начиная с фьюжн—риффа в центре — вкусного родственника “Contusion” - и заканчивая псевдо-Джеймсом Брауном (James Brown), ведущим к нерешительной (и забавной) попытке Стиви исполнить рэп, стиль, который сделал Уандера редкостью среди его коллег. Сверстники, воспитанные в шестидесятые годы для того, чтобы их защищать. (Он даже продемонстрировал сэмплирование на MTV в 1986 году.) “Do I Do” — это шоу-стоп, в котором Уандер и басист Натан Уоттс (Nathan Watts) играют до последней ноты - ироничное завершение как для песни, так и для сборника.
- ‘Isn’t She Lovely?’ - 1976
Стиви отказался сокращать продолжительность этой песни в шесть с половиной минут ради семидюймового сингла, во всяком случае, в Америке. За границей песня “Isn't She Lovely”, посвященная рождению его дочери Айши Моррис (Aisha Morris), стала еще одним хитом группы Songs in the Key of Life, а в Америке ее все равно крутили на множестве радиостанций. Яркая мелодия рождает одно из самых страстных выступлений Уандера — он самый гордый папа в округе, и все получают по сигаре. А игра Уандера на губной гармошке — длиной в целый куплет, между первым и вторым куплетами, а затем на протяжении всей длинной коды — настолько пронзительна и индивидуальна, насколько это вообще возможно. Боб Дилан (Bob Dylan) сказал об этом лучше всех: “Он невероятно играл на губной гармошке, я имею в виду, по-настоящему невероятно”.
- ‘For Once in My Life’ - 1968
Возможно, самое удивительное в этой песне то, что она была написана не Стиви Уандером — текст, похоже, был написан специально для него, особенно учитывая, что у него уже был хит с тематически схожей песней “I Was Made to Love Her”, написанной им самим в соавторстве. Мало того, Уандер даже не записал ее. это было первое — было более полудюжины версий, демо-версий, выпущенных и стоящих на полках магазинов, прежде чем он добрался до нее. Сначала он не хотел этого делать — в первую очередь Уандера интересовали его собственные песни, и он начал тщательно подбирать каверы. Но, убедившись в этом, он включился в работу, выдав впечатляющее исполнение, не в последнюю очередь то, что, возможно, стало его лучшим соло на губной гармошке в истории.
- ‘Do Yourself a Favor’ - 1971
В своей лекции в Музыкальной академии Red Bull Джордж Клинтон (George Clinton) так описал рок-сцену Детройта конца шестидесятых - начала семидесятых: “Тед Ньюджент и Эмбой Дюкс, Игги Поп и the Stooges, MC5, Джон Синклер, Parliament-Funkadelic. И, как бы странно это ни звучало, Стиви Уандер, потому что он только начинал”. Это можно услышать повсюду в этом потрясающем фанк-роковом шедевре — треке, который может сравниться с чем угодно на Maggot Brain или Fun House. Стиви еще не начал работать с Робертом Маргулеффом и Малкольмом Сесилом (Robert Margouleff and Malcolm Cecil), но понятно, почему он этого хотел — кричащий клавикорд и рычащие басы создают новые текстуры, которые все чаще предлагают синтезаторы. Вы также можете услышать отчаянный лирический стиль ранних альбомов Funkadelic: “Dig a grave and step right in”. Стиви подбадривает его припевом, который, тем не менее, настолько мрачен, насколько ему когда-либо удавалось: “Просвети свой разум /Возьми себя в руки/Эй, у нас не так много времени.”