ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»
В повседневной жизни семьи с большим количеством детей сталкиваются с такими проблемами, о которых и не подумаешь. Например, как всем вместе куда-нибудь поехать на такси? В стандартную машину многодетная семья не поместится, да и платить приходится больше за детские кресла. Наш корреспондент Эрик Галяутдинов разбирался, какие есть варианты решений.
Сейчас тариф "детский", но цены далеко нет. Вызвать такси для многодетных, как оказалось, – большая проблема. И устранить ее в декабре прошлого года поручил президент России Владимир Путин. Открыть специальное ведомство, предоставить квоты или вовсе сделать поездки бесплатными – в Общественной палате уже есть решения.
"Уравнять тариф "эконом" и тариф "детский", чтобы сегодня родители могли заказывать такси по одной цене, неважно с ребенком или без", – сообщила председатель Общественного совета по развитию такси в России Ирина Зарипова.
И сразу же к этой инициативе появились вопросы. Главный – кто за такое равенство будет платить? Доходы водителей, по данным профсоюза таксистов, и без того снизились на 30%. Да и если они согласятся, то появляется новая проблема – на чем возить?
"Машин в прямом смысле, которые бы покрывали возможность перевозки трех-четырех детей вместе с родителями одновременно, не так много. В данной ситуации, видимо, где-то нужно закупать машины", – отметил председатель профсоюза таксистов Москвы Николай Кодолов.
Мы решили провести эксперимент и попытались вызвать такси якобы для многодетной семьи. Оказалось, что даже в детском тарифе есть проблемы с количеством мест для маленьких пассажиров.
– Третье тоже бустер 6-12 лет.
– Ребенку сколько лет?
– 10.
– Тогда не надо.
– Я бы хотел, чтобы мой ребенок в детском кресле сидел.
– Ну, по закону не обязательно, третьего кресла у меня нет.
В "экономе" таксист решительно отказал.
– А у вас детское кресло есть?
– Нет.
– А так двух детей сможете посадить?
– Нет, без кресла не посажу.
В тарифе "минивэн" пришлось сначала 10 минут ждать, чтобы потом подождать еще 15.
Вот и получается, чтобы вызвать минивэн нужно очень долго ждать. Обычный "эконом" попросту никуда не повезет с ребенком, а если выбрать детский тариф, то за каждое новое добавленное кресло цена увеличивается как минимум вдвое. Напрашивается справедливый вопрос – а как вообще с ребенком куда-то добраться.
И мало того, что детский тариф дороже, так еще и найти такси с такой опцией довольно тяжело.
"Сложность еще бывает в том, что с ребенком собираешься куда-нибудь поехать, вызываешь детское такси, ждешь по 40-50 минут. Приходится заказывать обычное такси", – посетовала многодетная мать Дарья Федосеева.
А там чаще всего отказываются брать пассажиров с детьми. Вот и получается порочный круг заказов и отказов.
– А вы почему детское кресло не закинете, выгоднее же так?
– Ну, там больше проблем, я несколько раз ругался, не хочу.
Кроме того, многодетная семья в полном составе не может уехать на одной машине, приходится либо вызывать две, либо переплачивать за микроавтобус.
"Большое такси, чтобы было, чтобы они были в доступе, цена вопроса, чтобы были льготы или скидки для многодетных", – сказала многодетная мать Юлия Линькова.
Компенсировать повышенную стоимость за такси с креслом, заявили в Госдуме, планируют, разработав специальную систему налогового вычета. То есть НДФЛ мамы или папы ребенка будет меньше на ту сумму, сколько он переплатил за проезд по детскому тарифу. Кроме того, уже сейчас можно кататься со своим креслом без переплат.
"Если семья едет с ребенком и со своим автомобильным креслом, то вызов такси будет не по детскому тарифу, а по взрослому", – отметила первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.
Еще одна проблема, которую сейчас активно решают, – вместимость транспорта. Для этого в России могут запустить серийное производство отечественных микроавтобусов, чтобы они закрыли пробел в нехватке такого транспорта в такси. Обсуждения с производителями уже начались.