В США уже появилась теория, что застреленный сторонник Трампа Чарли Кирк на самом деле жив, а его убийство — всего лишь инсценировка. Политолог Вадим Сипров провёл аналогии с легендой о живом Евгении Пригожине, которая, после его пояснений, заиграла по-новому с учётом нынешних американских реалий.
Версия, согласно которой Чарли Кирка убили не по-настоящему, появилась из-за видео, на котором можно заметить, что кольцо на руке генерального директора молодежной организации Turning Point USA сразу после рокового выстрела вдруг перекочевало с одного пальца на другой.
По мнению политолога, здесь не стоит вести речь о различных конспирологических теориях. Версии о том, что популярный американский журналист и общественный деятель не имеют ничего общего с теориями заговора. Причины возникновения этих легенд в другом.
Пожалуй, перед нами классический пример посмертной мифологизации человека, который при жизни пользовался авторитетом среди людей, своим словом выражал то, о чём думали многие, вёл за собой большие социальные группы к высокой цели,
— говорит Сипров.
Кирк был как раз из таких людей. Он талантливо, ярко и бесстрашно выражал чаяния той самой "одноэтажной", традиционалистской Америки. Открыто высказывался о том, о чём другие боялись говорить: критиковал "санитарный произвол" в период COVID-19, миграционную, гендерную и климатическую повестку, выступал против абортов. То есть при жизни он стал подлинным народным трибуном.
Социально-психологические механизмы по превращению реального человека в легендарного героя работают сейчас точно так же, как и много веков назад,
— утверждает специалист.
Он напомнил о том, как несколько поколений советских людей искренне верило, что начальник 25-й стрелковой дивизии РККА Василий Иванович Чапаев чудным образом избежал гибели и где-то продолжает отважно биться за счастье трудового народа. Из этой же серии другая история: молодёжь эпохи заката Перестройки не могла смириться с гибелью в автокатастрофе своего кумира — замечательного рок-музыканта Виктора Цоя. До сих пор появляются граффити "Цой жив". Даже в фильме, который описывает перевозку тела погибшего музыканта из Эстонии в тогда ещё Ленинград, открытая концовка: человек как две капли воды похожий на Цоя прикуривает у главного героя и уходит в туман, оставляя того в недоумении. Мираж? А кого же я вёз?
Два года назад погиб Евгений Пригожин, за этот непродолжительный срок прокатилось уже несколько волн слухов, что на самом деле глава ЧВК "Вагнер" жив, и его видели где-то в Африке,
— привёл ещё один пример политолог.
По его мнению, то же самое происходит сейчас с Чарли Кирком, так как адаптивные психологические паттерны работают у людей одинаково, что в России, что за океаном.
Так что будут ещё и граффити «Кирк жив», и слухи о его чудесном воскресении, и преувеличение масштабов его личности,
— говорит Сипров.
Те, кто запланировал убийство Кирка, не просчитали, что мёртвым он для них будет ещё опаснее, чем живым, что эта смерть лишь объединит миллионы противников ультраглобализма по всему миру, а самого Кирка превратит в народного героя борьбы за традиционные ценности, заключил политолог.
В том разрезе, что представил Вадим Сипров, легенды о переплывшем Урал Чапаеве, о чудом выжившем Цое, о укрывшемся в Африке Пригожине обретают новые краски с учётом недавних событий в США, так тщательно препарированных политологом. Они выглядят гимном человеческому оптимизму. Да, смерть — естественное продолжение жизни. Но тогда легенда — продолжение смерти.