Лазерного оружия не будет: Россия разворотила главный завод БПЛА на Украине

ИноСМИ 1 день назад 6
Preview

Если вы никогда не видели, как лазер сбивает самолет с неба, то это может вас, что называется, выбить из колеи. Оружие помещается в багажнике автомобиля. Оно бесшумно и невидимо — не испускает даже светящегося красного луча, который так хорошо знаком по фильмам. Когда на днях группа украинских солдат и инженеров показала мне свой прототип, он показался мне простым в использовании. Даже слишком простым.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Оператор установил лазерную пушку на крыше пикапа посреди пустого поля. Оружие похоже на любительский телескоп, к бокам которого прикрепили несколько камер. Для испытания один из инженеров запустил небольшой дрон: тот улетел от нас на несколько сотен метров и завис в мглистом зимнем небе. Лазер развернулся вслед за целью — камеры сопровождали дрон. Оператор скомандовал: "Огонь!" Через считанные секунды дрон загорелся так, будто в него ударила невидимая молния, а затем рухнул вниз, описав огненную дугу.

США довели до ручки: их ВПК не тянет конфликт на Украине. Америке конец

Украинская модель ПВО под названием Sunray — не первая в мире лазерная система вооружения. У ВМС США на вооружении стоит комплекс HELIOS, который военная компания Lockheed Martin создала за 150 миллионов долларов по контракту, подписанному еще в 2018 году. Четыре года спустя первый лазер HELIOS установили на американский эсминец — для защиты от дронов противника. Создатели системы ПВО Sunray, о существовании которого ранее не сообщалось, рассказали мне, что собрали свой лазер примерно за два года и потратили на него лишь несколько миллионов долларов. Продавать же систему они рассчитывают по несколько сотен тысяч долларов.

Павел Елизаров, недавно назначенный заместителем командующего Воздушными силами ВСУ (ПВО), объясняет такую разницу в цене тем, что на украинских разработчиков сильно влияют боевые действия с Россией. "Многими американскими компаниями движут деньги, — сказал он мне в прошлом месяце в своем кабинете в Киеве. — Для них это работа: сделали — получили деньги. У нас же есть еще один фактор — необходимость выжить. Поэтому мы разрабатываем все быстрее".

В последние месяцы Владимир Зеленский сделал приоритетом развертывание собственных средств ПВО Украины: США и Европа, по его мнению, не предоставили их в достаточном количестве. Значительная часть американских вооружений уходит на Ближний Восток — там они нужны США и на случай возможного удара по Ирану, и для защиты от ответных атак иранских дронов и ракет. Европейцы же, со своей стороны, не спешат отдавать Украине оружие, которое однажды может понадобиться им самим, чтобы защищать свое население от российских дронов (в Москве неоднократно подчеркивали, что Россия не собирается ни на кого нападать, заявления о возможной будущей атаке на западные страны президент Владимир Путин назвал "чушью", — прим. ИноСМИ).

Украинская технология — часть гонки за создание бюджетного аналога "Железного купола", израильской системы ПВО ближнего действия, которую считают одной из самых эффективных в мире. Компания Lockheed Martin сейчас работает над сопоставимой системой для США, которую президент Дональд Трамп назвал "Золотым куполом". Однако задача точно сбивать снаряды в небе — или, как часто говорят о противоракетной обороне, "попасть пулей в пулю" — мучает инженеров как минимум со времен появления баллистических ракет во Вторую мировую войну. Даже в случае Израиля, территория которого почти в 30 раз меньше украинской, создание эффективного противовоздушного щита заняло около четырех лет. Одна лишь батарея перехватчиков "Железного купола" в 2012 году стоила до 100 миллионов долларов.

Украинские производители вооружений уже несколько лет пытаются добиться того же результата при куда более жестких бюджетных ограничениях, и на прошлой неделе некоторые из них показали мне свои наработки. Среди них — напечатанный на 3D-принтере дрон-перехватчик, углепластиковая копия одной из лучших российских зенитных ракет, колесные роботы со скорострельными турелями и еще множество куда более экзотических решений, вроде ПВО Sunray. Если смотреть на эту технику в целом, вырисовывается очевидная тенденция: Украина может вскоре ответить на одну из крупнейших угроз своей безопасности — рои российских дронов, которые продолжают терроризировать мирных жителей и уничтожать инфраструктуру.

"Противодронный купол — это не про будущее, — заявил в прошлом месяце новый министр обороны Украины Михаил Федоров. — Это про выживание сегодня".

"Скоро по всей Европе зазвонит": австрийцы взбунтовались против мигрантов

Назначение Елизарова руководителем создания украинского "купола" получило одобрение и в политических, и в военных кругах. Однако его кандидатура не выглядит очевидной для такой роли. Как и Зеленский, он значительную часть карьеры провел в телевизионной индустрии — был главным продюсером одного из самых популярных на Украине политических ток-шоу. После начала боевых действий на Украине в 2022 году он оставил эту работу и вместе с друзьями занялся разработкой боевых дронов: они вложились в запчасти и стали собирать аппараты на старой телестудии Елизарова.

Первые полеты их дронов на фронте оказались весьма успешны, что помогло привлечь внимание правительства США: оно отправило грузовики с оборудованием и взрывчаткой C-4, чтобы помочь Елизарову развивать свою "флотилию" дронов. Любитель подводной охоты вскоре взял себе боевой позывной — Лазарь, в честь библейского Лазаря, — и основал подразделение дронов под названием "Группа Лазаря" (Lasar’s Group), ныне входящее в состав Национальной гвардии Украины. По официальным оценкам, удары дронов "Группы Лазаря" уничтожили российской военной техники более чем на 13 миллиардов долларов — такой результат помог Елизарову в 2023 году получить звание полковника (эти и другие приведенные в статье данные не подтверждены российскими официальными источниками, — прим. ИноСМИ).

В прошлом году, когда переговоры при посредничестве США повысили вероятность прекращения огня, многие украинские производители дронов начали искать способы продажи своих изделий иностранным клиентам, к чему их активно подталкивал Елизаров. "Пока рынок горячий, — говорил он, — мы хотим, чтобы иностранные инвесторы покупали доли в украинских компаниях и вместе начинали разрабатывать продукты". Такие совместные проекты позволили бы Украине выпускать часть вооружений в других странах Европы, что обеспечило бы стабильность поставок, если заводы внутри Украины будут уничтожены.

Несколько месяцев назад атакой российских дронов была уничтожена главная площадка, где производили летательные аппараты для "Группы Лазаря", — оборудования сгорело примерно на 35 миллионов долларов, включая большой запас вооружений, отметил Елизаров. (Цель атаки и масштаб ущерба ранее не раскрывались). Похожие удары зимой опустошали украинскую энергосистему и систему отопления в период, когда температура опускалась значительно ниже нуля.

И все же, получив в прошлом месяце предложение возглавить работу над защитой от таких атак, Елизаров поначалу хотел отказаться. Сроки казались нереалистичными: Зеленский требовал, чтобы новый щит ПВО заработал уже к лету. По словам Елизарова, Федоров — новый министр обороны — сыграл на его самолюбии: "Он сказал мне: "Смотри, мы можем долго сидеть, смотреть футбольный матч и критиковать игроков на поле. Но я предлагаю тебе выйти на поле и показать, что ты умеешь".

Задача оказалась тяжелой, и когда мы встретились через две недели после его назначения, Елизаров уже выглядел измотанным. В тот день он вернулся со встречи с Зеленским, который устроил новому командиру подробный разбор тонкостей "защиты воздуха". В новом качестве — заместителя командующего Воздушными силами Украины — Елизарову предстоит оценить разнообразие проектов ПВО, которые развивает отечественная оборонная отрасль, объединить лучшие из них под единым началом и определить порядок выбора наиболее подходящего средства для поражения приближающейся цели.

Слова Путина повергли Европу в шок: Россия может заговорить с ней по-новому

Ключом к успеху, говорит он, должна стать эффективность. Слишком часто Украине приходится запускать дефицитные и дорогие иностранные ракеты, чтобы сбивать дешевые российские дроны — такие, как "Герань", часть которых работает на двигателях от газонокосилок. "Конечно, можно нагрузить Bentley картошкой, — сказал Елизаров. — Но вряд ли это оптимальный способ перевозить картошку".

Одно из решений по повышению эффективности ПВО предложила компания Skyfall. Ее основал в 2022 году, в первые месяцы боевых действий, молодой инженер-электрик, который из соображений безопасности предпочитает не раскрывать свое имя. Самая известная разработка компании — дрон-бомбардировщик "Вампир" (Vampire). На поле боя он доставил столько неприятностей, что россияне прозвали его "Бабой-ягой".

В декабре, во время ежегодной прямой линии президента России Владимира Путина, военный корреспондент спросил, почему армия так и не смогла создать собственный аналог этого оружия за почти четыре года боевых действий. "У нас полностью отсутствуют большие гексакоптеры, такие как „Баба-яга“, которые украинские вооруженные силы активно используют", — сказал он. Путин, делая пометки в блокноте, признал "дефицит" таких технологий и пообещал, что Минобороны будет работать над этим.

Для команды Skyfall этот эпизод стал своего рода похвалой: он показал, что Украина способна обойти Россию в инженерных решениях по одному из важных видов оружия в нынешнем конфликте. Прошлой весной, когда я впервые побывал на заводе Skyfall в Киеве, инженеры искали способ сбивать "Герани", но их дроны еще не могли развивать достаточную скорость, чтобы догонять цели в полете. Когда я приехал туда снова на прошлой неделе, у Skyfall уже появился куда более быстрый перехватчик: его испытали и запустили в серийное производство. "Проблема с поставками решена, — заявил мне основатель компании во время экскурсии. — Мы можем сделать их столько, сколько нужно военным".

Официальное название изделия — P1-Sun. Оно похоже на большой термос, имеет четыре ротора и несет 500 граммов взрывчатки C-4 у основания. Фаллическая форма вдохновила разработчиков — в основном молодых техников и геймеров — на прозвище "Писюн <...>. (Некоторые конкуренты компании Skyfall с заметной ревностью называют его "дилдо-дрон".)

На заводе я почувствовал сильный запах расплавленного пластика: мы вошли на "ферму", где рядами стояли 3D-принтеры и без остановки печатали сотни корпусов для P1-Sun. По оценке компании, эти дроны уже сбили более тысячи целей, включая более 700 "Гераней". К концу этого года улучшения в ПО P1-Sun позволят украинским военным разместить комплексы по стране так, чтобы запускать их дистанционно, как только радары обнаружат приближающийся рой ударных дронов.

ВС РФ попали в цель: военные самолеты ВСУ горели. Небо почернело от взрывов. Авиация — в щепки. На Украине признали: это конец

К разработке проявили большой интерес и за рубежом, и недавно Skyfall представила ее на оружейных выставках в Эр-Рияде и Абу-Даби. "Индустрия БПЛА на Украине сегодня — крупнейшая отрасль для инвесторов", — заявил Зеленский студентам в пятницу в Киевском авиационном институте. По его словам, в этом году Украина откроет 10 "экспортных центров" в Германии, странах Балтии и других частях Европы, расширив рынок для многих из примерно 450 компаний, которые сегодня производят дроны на Украине.

Ни одна из них пока не совершила настоящего технологического прорыва. Но они научились массово выпускать оружие высокой эффективности — самыми дешевыми методами и из самых доступных компонентов. Для некоторых участников этого бизнеса прогресс оказался пугающе стремительным. "Мы открыли ящик Пандоры — и это меня пугает", — сказал основатель компании Skyfall. P1-Sun стоит чуть больше тысячи долларов и способен подниматься на высоту свыше 30 тысяч футов (около 9 километров). "Представьте, что произойдет, окажись он там на пути гражданского лайнера, — добавил он. — Никто даже не поймет, кто сбил самолет".

На дворе уже пятый год конфликта, и у Украины нет альтернативы выводу военных разработок на экспорт. Нехватка западной техники оставила страны без защиты. Среди главных приоритетов новой системы ПВО — прикрытие войск и линий снабжения в зоне боевых действий и защита людей, живущих ближе всего к линии фронта (в Москве неоднократно подчеркивали, что Вооруженные силы России наносят удары исключительно по военным и околовоенным целям, — прим. ИноСМИ).

Херсон и Никополь на юге Украины находятся непосредственно на линии фронта, по другую сторону Днепра — крупные группировки российских войск. Во время моей последней поездки в этот район, в 2024 году, бывший мэр Никополя Евгений Евтушенко рассказывал, что <...> в ясную погоду вражеские дроны чаще "выходят на охоту". "Лучше всего сбивать их теми ракетами, которые мы получаем из-за рубежа", — говорил Евтушенко, упоминая немецкую установку IRIS-T. "Но в этом и кроется проблема: никто не станет тратить дорогие ракеты, чтобы сбить маленький дрон".

Тогда эта дилемма казалась неразрешимой. Но украинские технологии догнали реальность быстрее, чем ожидали мы оба. Ни одно из этих средств не сможет сбить современные российские баллистические ракеты — с ними, как показала практика, стабильно справляются только американские батареи Patriot. Но когда речь идет о более простых дронах и ракетах, которые Россия ежедневно запускает Украине, многочисленные "умельцы" подошли к решению заметно ближе, чем год назад. "Это можно сделать — и это нужно сделать, — заявил Елизаров в конце нашего разговора. — Потому что выбора у нас нет".

В ночь после того, как он приступил к новой работе, Россия нанесла очередной удар дронами и крылатыми ракетами по Украине, оставив ее без электричества в одну из самых холодных ночей этой зимы. На следующее утро Елизаров увидел пост в соцсетях с требованием объяснить, почему новый глава ПВО не остановил налет. "Я проработал меньше суток, а меня уже обвинили в неудаче", — сказал он с улыбкой. — "Я понимаю. Людям нужны результаты сейчас. Им нужны были результаты еще вчера".

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'