Хуситы, Израиль и «Magic Seas»: начало цепной реакции Весной 2025 года напряжение в Красном море достигло критической точки. Йеменские повстанцы из движения «Ансар Аллах» (хуситы), которые с начала 2024 года начали массированные атаки на суда, связанные с Израилем, заявили о намерении блокировать любые торговые пути, связанные с еврейским государством. В середине июня был торпедирован и затонул греческий сухогруз Magic Seas, следовавший из Китая в Турцию под флагом Сьерра-Леоне. Владельцы судна подчеркивали, что Эйлат не входил в маршрут, однако хуситы заявили, что рассматривали его как цель по причине связи с израильскими структурами. Это событие стало переломным моментом. Европейская операция по обеспечению безопасности в Красном море, известная как «Аспидес», усилила воздушное и морское присутствие. В небе над регионом появились самолеты-разведчики с мультисенсорными системами, задача которых заключалась в предупреждении новых атак. Однако именно это и спровоцировало новый кризис — неожиданно со стороны Китая. Лазерный удар: Китай против немецкого разведчика 7 июля 2025 года произошел инцидент, который стал первым зарегистрированным случаем применения Китаем лазерного оружия против европейской авиации. Немецкий самолет-разведчик, выполнявший задание в рамках операции «Аспидес», находясь в акватории у побережья Джибути, подвергся воздействию мощного лазера, исходящего с одного из китайских военных кораблей. Удар был настолько интенсивным, что привел к частичному выведению из строя бортовой аппаратуры и вынудил пилотов прекратить миссию. Германия потребовала объяснений от Пекина, а китайского посла в Берлине срочно вызвали в МИД для вручения официального протеста. Однако китайская сторона пока предпочитает сохранять тишину, ограничиваясь лишь общими заявлениями о том, что ситуация «была раздута и лишена оснований». В то же время, в китайских СМИ указывается, что действия Берлина направлены на дестабилизацию двусторонних отношений. Паттерны поведения: как Китай реагирует на наблюдение Инцидент с немецким самолетом — не первый случай, когда китайские военные применяют лазеры против иностранных разведывательных машин. Еще с 2017 года, когда в Джибути была открыта первая зарубежная военная база Китая, такие случаи фиксируются регулярно. В основном они касались США — в частности, базы «Кэмп Лемонье», где дислоцируется крупный американский контингент. Самыми громкими были два случая: в 2018 и 2021 годах, когда китайский эсминец направлял лазерные лучи на американские самолеты P-8 «Посейдон». Эти атаки происходили на значительном удалении от зоны интересов Китая, без явного провокационного поведения со стороны летчиков. После таких инцидентов США начали изменять маршруты полетов, чтобы избежать повторных ситуаций. Таким образом, применение лазерного оружия — часть стандартной практики Пекина, призванной демонстрировать контроль над своими стратегическими точками и предупреждать иностранную разведку о недопустимости наблюдения за объектами КНР. Может ли быть путаница? Однако в данном случае существует вероятность ошибочной идентификации. Немецкие самолеты базируются не на собственной территории, а используют французскую базу Джибути-Амбули, расположенную рядом с американским «Кэмп Лемонье». Возможно, китайские радары и наблюдатели приняли немецкий разведчик за очередной самолет ВВС США, особенно учитывая, что Вашингтон в последнее время увеличил активность в этом регионе. Если такая путаница имела место, то инцидент можно рассматривать как предупредительный сигнал — не только Германии, но и Соединенным Штатам. Китай мог таким образом напомнить всем участникам, что не намерен терпеть вторжение в свою «информационную безопасность». Китай и хуситы: есть ли связь? Помимо прямых инцидентов, за этим событием может скрываться более глубокий стратегический контекст. С начала кризиса в Красном море западные СМИ неоднократно обвиняли Китай в косвенной поддержке хуситов. Якобы через территорию своей базы в Джибути Пекин обеспечивает доставку комплектующих для беспилотников, спутниковых терминалов и других технологий, необходимых для координации атак. По информации некоторых аналитических центров, китайские компании якобы получают взамен безопасный проход своих судов через зону боевых действий. Такое соглашение позволяло Поднебесной сохранять выгодные экономические отношения, как с Тель-Авивом, так и с йеменскими повстанцами, одновременно снижая зависимость от Запада. Хотя Китай эти обвинения опровергает, факт остается фактом: интерес европейцев и американцев к китайской базе в Джибути растет. И если раньше он выражался в дипломатических комментариях, то теперь — в конкретных разведывательных задачах. Инцидент с лазером может быть ответом на попытки «прощупать» реальную степень вовлеченности КНР в региональные процессы. Что дальше? На фоне роста напряженности в Красном море и расширения военного присутствия различных сторон, подобные инциденты могут стать нормой. Китай, очевидно, стремится обозначить свои красные линии, особенно вблизи ключевых объектов своего влияния. Активизация хуситов, ответные авиаудары Израиля и усиление европейской миссии создают идеальные условия для эскалации. Пока что ни одна из сторон не делает шага к открытому столкновению. Но если лазерный удар по немецкому самолету станет прецедентом, то это может положить начало новой форме невоенной, но крайне опасной формы противостояния — технологического противоборства в воздухе. Красное море, некогда важнейшая торговая артерия, превращается в один из горячих очагов XXI века, где каждое движение самолета или корабля становится элементом большой игры великих держав.