
Новый законопроект призван исправить слабые стороны пресловутого закона о локализации такси. Но не все, не полностью и крайне осторожно.
Группа из 15 депутатов Госдумы и сенатор Константин Басюк внесли законопроект №1056570-8 с длинным и непонятным для непосвящённого названием:
О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Чем же интересен этот документ?
Напоминаем главноеРечь идёт о корректировке изначально непродуманного закона о локализации такси. Напомним, что с 1 марта 2026 года будет невозможно зарегистрировать в качестве автомобиля для платной перевозки пассажиров автомобиль менее чем с 3200 баллами локализации (как они считаются – вопрос отдельный), либо же изготовленный по специальному инвестиционному контракту. В ряде регионов предусмотрена отсрочка вступления в силу отдельных положений закона, а именно – Калининград, Дальний Восток и Сибирь.
Цель закона понятна: дать преференции отечественному автопрому. Автомобиль – не банан, который, хоть убей, не растёт под северным солнцем, поэтому приходится импортировать. В автомобиле мы способны всё изготовить сами. Просто надо ещё раз немного помочь отеческой заботой, которая в экономике так и называется – патернализм.
Начинание благое. Но и минусы очевидны, причём их много. Тут и техническая неготовность этого самого автопрома (если интересно – немного жути на эту тему), и игнорирование социального фактора (придёт, например, боец после Победы, захочет зарабатывать на своей дремавшей в гараже Kia Ria – а его новым законом припечатают), и завышенные цены на локализованные автомобили. Поскольку на вторичном рынке «Лады», как правило, в состоянии «обнять и плакать», таксистам придётся покупать новые машины. Хотя пятилетняя иномарка обычно и качественнее, и дешевле.
Констатация очевидногоАвторы нового законопроекта попытались устранить хотя бы одну из этих проблем. По ссылке выше вы можете прочитать полный текст законопроекта, а мы процитируем пояснительную записку к нему:
Сейчас физические лица (самозанятые) составляют большую долю субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (около 540 тысяч водителей такси), преимущественно в малых и средних населённых пунктах, при этом основная масса данных лиц использует транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности…
Самозанятые граждане, использующие собственные автомобили, не соответствующие новым требованиям, фактически лишаются возможности заработка в данной сфере…
Значительное число граждан, для которых занятость в такси является важным источником дохода, сталкиваются с ограничением своих экономических возможностей...
Подработка в такси дает самозанятому дополнительный доход, который составляет в среднем около 45 000 рублей ежемесячно. Выпадение такой суммы доходов будет крайне чувствительным для таких самозанятых…
По оценкам ВШЭ такие меры также приведут к снижению налоговых поступлений в бюджет в размере 25,41 млрд рублей в год…
Царьград, собственно, писал всё это в своём расследовании. Хочется надеяться, что оно как-то повлияло на появление законопроекта.
Счастливая четвертьЧто же предлагают четырнадцать депутатов и примкнувший к ним сенатор?
Согласно законопроекту Басюка, Гетты, Догаева и их коллег, водители-физлица смогут поставить личный не локализованный автомобиль в региональный реестр такси – по квоте. Размер квоты, следует из текста законопроекта, равен 25% от всех машин, внесенных в региональный реестр на начало года.
При этом для получения квоты водитель обязан соблюдать отдельные условия, а именно – владеть автомобилем сам более 6 месяцев до момента постановки в реестр. И в качестве такси он должен использовать его единолично – без привлечения третьих лиц.
Механизм квот будет действовать только до 1 января 2033 года. А вот после 1 января 2033 мы останемся только с отечественными автомобилями в такси.
Что с того?С одной стороны, квота в размере 25% не лишит проблему большого количества подработчиков в регионах, которые не готовы пересаживаться на другие машины и продавать свои ласточки. С другой стороны, идея, безусловно, хорошая и это знак, что наверху стали двигаться в правильном направлении. Возможно, в ближайшее время мы увидим активное обсуждение этого законопроекта в Госдуме.
Продвигать своё производство нужно, но не в ущерб своим же водителям и пассажирам. Не лучше ли направить энергию на стимулирование менеджмента российских заводов выдавать наконец продукцию достойного качества и не задирать на неё цену до неприличного уровня?
У нас были, есть и будут достижения в автопроме. Лучшая русская машина, конечно, Т-34, но всему миру известен "КамАЗ", для своих задач десятилетиями были хороши неприхотливые УАЗы, отлично продавался за рубежом "Москвич-408", есть что перечислить.
Как только "Лады" достигнут нормального сочетания комфортности, надёжности и цены, закон о локализации станет таким же естественным, как улыбка младенца. Но чем больше мы будем давать нашему автопрому незаслуженных преференций (помним и про "утильсбор"), тем меньше у менеджеров будет стимулов создать по-настоящему хороший продукт.
Древнегреческое слово "стимул", напомним, переводится не как "закон о локализации", а как "острая палка для понукания нерадивых учеников".
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: