Куда на пике популярности пропала легендарная Майя Кристалинская, звезда отечественной эстрады 1960-х-70-х? Карьеру советской певицы сломали одиночество, болезнь и могущественный недруг.
Майя Кристалинская заслуженно считается одним из знаковых "голосов советской эпохи". Песни в её исполнении на протяжении десятилетий звучали, как иногда выражаются, из каждого утюга, став поистине народными, – и талант исполнительницы сыграл в этом важную роль.
При этом Кристалинская относится к числу наиболее необычных "звёзд" отечественной эстрады. Внезапным и стремительным оказалось как её появление на сцене, так и исчезновение с экранов и из эфира. Артистка продолжала выступать ещё более 10 лет, а зрители постоянно интересовались, куда пропала Майя Кристалинская.
Вместо авиазавода в Сибири - московская сценаВ наше время для успешной карьеры в шоу-бизнесе не требуется не только артистического образования, но и вокальных данных. А вот во второй половине XX века Майя Кристалинская, не имевшая музыкального образования и пришедшая на эстраду фактически из самодеятельности, была своего рода белой вороной. Разумеется, параллели между нынешними безголосыми "звёздами" и обладательницей одного из лучших эстрадных голосов СССР неуместны, но творческий путь артистки, родившейся в Москве в 1932 году, был действительно необычен.
После школы Кристалинская поступила в Московский авиационный институт, который окончила по специальности "Экономика самолётостроения" в 1956 году. Именно в студенческой самодеятельности Кристалинская окончательно осознала свой певческий талант, однако сразу на решительный поворот судьбы не осмелилась. После получения диплома вместе с подругой получила распределение на авиазавод в Новосибирске, но там не задержалась.
История с "побегом из Новосибирска" запутанная: то ли молодые специалистки не получили положенных им в соответствии с дипломами должностей, то ли для московских девушек слишком непривычными оказались трудовые провинциальные будни. Кристалинская и подруга вернулись в Москву, на них подали в суд за "самовольное оставление рабочего места" – и спасла лишь помощь бывшего дипломного руководителя, устроившего Майю в КБ Яковлева.
Главная песняПо специальности Кристалинская проработала лишь три года, потому что вскоре стало очевидно, что её настоящее призвание - это пение. Буквально с улицы Кристалинская пришла в джазовый ансамбль под управлением Юрия Саульского, который в 1957 году стал лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов. Спустя год ставший слишком "крамольным" ансамбль прикрыли, но получившая первую известность в профессиональных кругах Кристалинская сумела завязать профессиональные связи.
Настоящим прорывом артистки стало исполнение песни "Два берега" из кинофильма "Жажда", благодаря чему о ней узнала широкая аудитория. После этого в течение нескольких лет она исполняет один шлягер за другим. Прославились такие её песни, как "А снег идёт", "Я тебя подожду", "Старый клён", "Топ, топ, топает малыш", "Таёжный вальс", "Добрый вечер", "Где ты раньше был?". В 1965-м артистка выпускает свою первую сольную пластинку "Поёт Майя Кристалинская".
Однако главная песня в карьере певицы в этот альбом не вошла.
В том же 1965 году Кристалинская исполнила написанную композитором Александрой Пахмутовой, поэтами Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым песню "Нежность" ("Опустела без тебя земля…") и стала всенародной любимицей. Композиция моментально стала культовой, вошла в "золотой фонд" отечественной эстрады и превратилась в визитную карточку Кристалинской.
После всенародной славы - сельские клубыОднако период плодотворного творчества и признания оказался в судьбе Кристалинской не слишком долгим, менее 10 лет. Роковые изменения в судьбе артистки обычно связывают с приходом в 1970 году к руководству советским телевидением и радио Сергея Лапина.
Вскоре после получения ответственной должности Лапин принял меры для резкого ограничения количества "артистов еврейского происхождения" в эфире радио и ТВ, а также на концертах всесоюзного значения. Попала в неугодную категорию и Кристалинская. Вопреки распространившимся позднее слухам жёсткого запрета на профессию не было, но певицу лишили доступа к широкой публике.
В итоге на заключительном этапе жизни Кристалинская жила за счёт постоянных гастролей "второй категории" по провинциальным ДК и даже сельским клубам. Это позволяло зарабатывать на жизнь, но о былой славе пришлось забыть – за редким исключением отдельных выступлений певица пропала из поля зрения всесоюзной аудитории.
Болезнь и одиночествоТрагической оказалась и личная жизнь Кристалинской.
В 1957 году она мгновенно, спустя месяц после знакомства (встреча состоялась в конце апреля, визит в ЗАГС – 1 июня), вышла замуж за будущего писателя-сатирика, а тогда молодого врача Аркадия Арканова. Скоропалительный брак предсказуемо завершился расставанием: супруги разъехались осенью того же года, а развелись в 1958-м.
Семейное счастье певица обрела уже во второй половине 1970-х с архитектором и скульптором Эдуардом Барклаем, но второй брак продлился всего несколько лет. В 1984-м Барклай скончался от инсульта, и эта потеря окончательно лишила Майю Кристалинскую жизненных сил.
А сил певицей было потрачено с 1961 года немало – именно тогда, в самом начале творческого пути, у артистки была диагностирована опухоль лимфатических желёз. Регулярные курсы лечения, оставлявшие следы на шее, не только выматывали Кристалинскую, но и повлияли на её сценический образ – она всегда появлялась на публике с шейным платком.
Майя Кристалинская скончалась на фоне обострения тяжёлого недуга в июне 1985 года. По суровой иронии судьбы она всего полгода не дожила до ухода на пенсию с поста главы Гостелерадио СССР своего главного недруга Сергея Лапина.